Творческое развитие личности нахимовца во внеурочной деятельности

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 6


 «Творчество все больше и больше  начинает рассматриваться
уже не как процесс, и, даже не как деятельность, но как характеристика
личности, образ или стиль жизни, способ отношений с миром». 
Н.Н.Ниязбаева

По мнению Л.С.Выгодского, «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Тем не менее под развитием личности, творческой личности можно понимать формирование и развитие каких-либо особенностей, инициативности, самостоятельности, развития фантазии универсального умения ставить и решать задачи, активности и желания к постоянному совершенствованию.

Качествами творческой личности являются и художественный вкус, и умение и желание сопереживать, и стремление к новому, чувство прекрасного.

Все эти качества имеют немаловажное значение и для будущего офицера. Социокультурная ситуация в стране предъявляет новые требования к личности: быть любимым, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его, уметь отличать правду от лжи, сопротивляться информационной агрессии.

Учеба в кадетских, суворовских, нахимовских училищах - это новый этап социализации ребенка, в которых он вступает со своей сложившийся системой взаимоотношений с окружением, жизненными стереотипами, ценностной ориентацией. Новые условия требуют изменения стереотипа мышления и поведения подростка. И чем быстрее ребенок включится в разнообразные ситуации нового окружения, переосмыслит для себя действительность, переживет свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс социальной адаптации.

Основные проявления социальной адаптации - взаимодействие человека с окружающим людьми и его активная деятельность. При этом позитивные изменения являются одним из главных условий развития личности. Условия, наличия которых обеспечивают развитие творческих способностей в рамках основного образования нахимовцев, способствует культурно-творческая стратегия духовно-нравственного воспитания подростка, которая реализуется во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность создает атмосферу доверия, свободного общения, взаимного сотрудничества, где ребенок может без страха выражать свое мнение, творчески мыслить, чтобы его деятельность приносила ему удовольствие, становилась желанной, чтоб он сам проявлял к ней интерес, совершенствуя свой опыт и способности, приносила состояние радости от осознания собственных результатов.

Будучи классным руководителем и воспитателем пятого класса нахимовцев, имея еще и образование по специальности «руководитель хореографического самодеятельного коллектива», имея в прошлом опыт работы по этой специальности, учитывая специфику социальной адаптации детей нового набора, я взяла для себя тему самообразования «Формирование художественно-эстетического вкуса у воспитанников».

Внеурочная деятельность позволяла мне сотрудничать с учреждениями культуры, спорта, проводить литературные и творческие вечера, школьные балы, экскурсии, организацию и посещение выставок, спектаклей, проводить праздники.

Все воспитанники класса принимали участие в занятиях хореографией (разучивали танцы). На практических занятиях разучивались «элементы движения медленного вальса», «элементы движения венского вальса».

В кадетских корпусах дореволюционной России учебные и воспитательные программы включали военно-спортивную подготовку, изучение иностранных языков, этику и эстетику, танцы, этикет общения, духовное воспитание. Сегодня воспитание и образования кадетских училищ также насыщены общечеловеческим и военно-патриотическими ценностями, нормами морали, традициями, исторически сложившимися в российской армии и военно-морским флотом.

Мной были проведены беседы: «Историко-бытовой танец: через прошлое в настоящее (История возрождения)», «Танец-как эстетическое воспитание будущего офицера», «Балы в военно-учебных заведениях». Даже в таких мероприятиях внедрялись проблемные вопросы, организовывались дискуссии, проблемные вопросы по постановке танца, выдвигались различные предложения.

Все это помогало убрать у ребят тревожность, неуверенность в себе, давало возможность раскрыть себя, новые способности, воспитывать в духе и традициях тысячелетней нравственной культуры нашего народа.

Наладили контакт с коллективом ансамбля «Черное море» г.Севастополя. Проводились репетиции с группой девочек ансамбля, готовились, разучивались танцы, участвовали в разных концертных программах.

Принимали участие в «Осеннем балу» который был проведен в клубе «Молодость» в г.Севастополе где мне вручили благодарность «За организацию гражданского патриотического мероприятия, направленного на формирование у подрастающего поколения уважения к статусу военного, как многогранно личности».

Вся эта работа помогала мне изучать характерные особенности личности нахимовцев, темперамент, черты характера, склонности, способности, здоровье, интересы, потребности и одновременно формировать нравственные, физические, волевые, интеллектуальные качества личности.

В процессе подготовки к конкурсу инсценированной песни, организовали свой хор ребят, готовили чтецов. Решив инсценировать песню «Журавли» на слова Расула Гамзатова, музыку Яна Френкеля, изучили историю создания песни, прослушали ее, узнали, что первым исполнителем был Марк Беренс, который записывал ее уже будучи тяжело больным, и это была его последняя запись. Инсценировка песни прошла с успехом совместно с танцевальным ансамблем «Черное море» в стенах нашего училища, где мы заняли призовое место. Такие конкурсы воспитывают эмоциональную отзывчивость, душевную чуткость, нравственно-эстетические потребности, идеалы, общие психические свойства (мышление, воображение, память, волю), т.е. всесторонне развитую, творческую гуманную личность. Сейчас планируем и готовимся провести свой зимний бал для параллелей теперь уже шестых классов, а летом поучаствовать кадетский бал на Звездном берегу.

Важно чтобы дети были в ситуации успеха, не боялись делать ошибки, осмысливать свои достоинства и недостатки.

Организация внеклассных мероприятий является одним из самых сложных, но действенных методов процесса социализации подростков.

Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми способствуют достижению личностной и социальной зрелости, помогают прививать бережное отношение к имуществу, обучать первичным навыкам несения дежурной службы, знакомить с правилами ношения военной формы одежды, требовать знания и исполнения обязанностей воспитанника, правил и норм поведения в училище, соблюдать правила личной гигиены.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности помогает самовыражению личности, помогает самоутвердиться, определить для себя самые важные и жизненные ценности и цели, а задача воспитателя поддержать, подсказать, направить нахимовца, т.е. способствовать его обучению, развитию его творческих способностей.

Презентация.

Литература (список использованных источников)

  1.  Педагогические стратегии воспитания и социализации обучающегося общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации (Материалы IV Межрегиональной научно-методической конференции), Санкт-Петербург. 2014 г.
  2. Лук А.Н. «Психология творчества». - Наука, 1978 г.
  3. Левин В.А. «Воспитание творчества». - Томск, 1992 г.
  4. Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». - Союз. 1997г.
  5. Степанова Г.В. «Педагогическое мастерство как условие развития творческой личности». Чистые пруды, 2007 г. - 32 стр.
  6. Козлов В.В. «Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души», Галя - издательство, 2009 г.-45 стр.
  7. Мурашковская И.Н. «Формирование творческой личности как проблема содержания образования», Челябинск, «ТРИЗ-инфо», 2004 г. - 23-38 стр.