Цель: создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг через творческую деятельность учащихся на основе произведений Н.Н.Носова.
Задачи:
- развивать потребность к самостоятельному чтению, посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
- вовлечь в активное чтение мало читающих детей;
- формировать литературный вкус (художественный уровень предлагаемых произведений):
активное вовлечение семьи в формирование единого читательского интереса;
развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр и творческих конкурсов;
стимулировать творчество детей; - возрождать традиции семейного чтения
Содержание конференции позволяет формировать весь комплекс универсальных учебных действий. Формирование УУД происходит в активной познавательной и творческой деятельности каждого участника.
Личностные УУД:
- оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
- ценить и принимать базовые ценности, как добро, терпение, трудолюбие, дружба.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять важность выполнения различных заданий и строить алгоритм действий (прочитать, проанализировать, придумать вопросы, нарисовать картинку).
Познавательные УУД:
- изучать творчество писателя;
- готовить вопросы по произведениям;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- выделять существенную информацию из текстов;
- уметь структурировать знания
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- работать в группе и уметь договариваться друг с другом;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оборудование: книжная выставка «В мире Н.Носова», презентация, выставка рисунков учащихся, карточки с ребусами, анкеты для родителей, кроссворд, карточки с заданиями, пазлы, диаграмма по результатам анкетирования.
Участники: классные руководители, учащиеся 2–3-х классов.
Сценарий проведения конференции
Предварительная подготовка:
1. Проинформировать детей о проведении читательской конференции, распределить по группам творческие задания по рассказам (инсценировать отдельные эпизоды; придумать интересные вопросы команде противника, презентация рассказа).
2. Домашнее задание:
- читать рассказы Н.Носова «Карасик», «Дружок», «Саша», «Тук-тук-тук»;
- нарисовать рисунки к произведениям Н.Н.Носова;
- инсценировать отдельные эпизоды;
- составить кроссворд;
- подготовить презентацию рассказа;
- провести анкетирование родителей:
- Какие произведения Н.Носова вы читали в детстве?
- Любимые произведения Н.Носова.
- Нравится ли вам творчество Н.Носова и почему?
Ход конференции
Вступление
Ученик:
Помню, в детстве, я читал "Незнайку",
Жил он где-то там, невдалеке.
Цветик. Тюбик. Винтик. Шпунтик. Знайка. –
В маленьком Цветочном городке.
А потом на шаре улетели
Коротышки в дальние края.
Эту книгу знают все на свете
Любим мы ее: и ты, и я.
Ведущий:
- О героях какого произведения эти строки?
- Кто автор?
Ведущий:
Носов-детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел.
- Сегодня мы проводим читательскую конференцию для учеников 2 и 3 классов по произведениям Н.Н.Носова. Книги Н.Носова любят все. Их невозможно читать без улыбки.
Давайте же все улыбнёмся и поприветствуем друг друга.
Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).
Знакомство с творчеством Н.Н.Носова (презентация)
2 слайд
Николай Носов – один из самых известных детских писателей, рассказы его читали в детстве наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Родился Николай Николаевич Носов в Киеве 23 ноября 1908 года в семье актера. Сегодня ему было бы … лет.
3 слайд
Коля Носов был очень любознательным и большим фантазёром. В детстве он увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами. После школы окончил Московский государственный институт кинематографии.
4 слайд
Читая книжки о Незнайке мы знакомимся с множеством разных профессий. Дело в том, что многие из них Николай Николаевич опробовал сам. Ему довелось поработать землекопом, возчиком бревен, рабочим кирпичного завода и продавать газеты.
5 слайд
Первый его рассказ был напечатан в детском журнале «Мурзилка» и назывался «Затейники».
Именно с коротких рассказов для детей началась творческая дорога Н.Носова. Рассказы и повести писателя – книги для детей и про детей.
В письмах ребят – читателей к Н.Носову содержится обида: Почему все герои – мальчишки? Писатель отвечал, что, вероятно, лучше знает мальчишек, поэтому и пишет про них.
6 слайд
О том, чтобы стать писателем Н.Н.Носов не думал. Подрастал его сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В этих рассказах вы наверняка узнали самих себя: такие же девчонки и мальчишки играют в такие же игры, также любят попроказничать, не всегда отличаются примерным поведением, могут приврать и даже подраться, но чаще всего они хотят сделать что-то хорошее.
7 слайд
Сюжеты Николай Носов не выдумывал, а брал из жизни, общаясь с сыном и его приятелями, подсматривая и находя повсюду: на улице, в гостях, в школах, куда его приглашали на творческие встречи…
8 слайд
Умение писать с юмором - дар довольно редкий. Писатель Николай Николаевич Носов был щедро наделён этим даром. И мы от души смеялись, читая о похождениях Незнайки, о мальчишках-фантазёрах, о Бобике, который пришёл в гости к Барбосу.
9 слайд
Но произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют нас задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках мы узнаем, что такое честность, долг, дружба и совесть.
Работа в группах
Ведущий: Мы разделились на 4 команды. Работая в команде, мы обязаны соблюдать правила. Давайте их вспомним.
10 слайд
1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
Работаем дружно.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Свое несогласие высказывай вежливо.
5. Если не понял, переспроси.
Ведущий: - Каждая команда получает первое задание: придумать вопрос по содержанию презентации и задать командам-соперницам.
Второе задание:
- Разгадать ребус, определить, из какого произведения данное слово, назвать команду произведением Н.Носова (свисток – «Карасик», вагон – «Дружок», пистолет- «Саша», ворона – «Тук-тук-тук»).
Ведущий: - Прошу представиться командам (команда «Карасик», «Дружок», «Саша», «Тук-тук-тук»).
- У каждой команды на столе конверт с карточками – словами. Выберите опорные слова, относящиеся к содержанию вашего рассказа. (Электричка, чемодан, письмо, объявление, топор, рябина, самовар, Виталик, аквариум, свисток, Мурзик, пистоны, старушка, сёстры, милиционер)
- Третье задание для команд – вспомнить содержание каждого рассказа по плану, который лежит у вас на столах.
План
- Автор, название произведения.
- Тема.
- Главные герои.
- Мне понравилось… (интересный момент)
- Главная мысль. Что я узнал? Чему научил меня автор?
- Сигнал готовности команды к продолжению работы – поднятые вверх руки.
- Представление домашнего задания начинаем с той команды, которая первой подняла руки.
- Команда «Карасик» покажет презентацию рассказа
- Команда «Тук-тук-тук» - инсценировка (приложение).
- Команда «Дружок» - рисованный диафильм
- Команда «Саша» - кроссворд (приложение).
- Молодцы! Определите в группах основную мысль каждого рассказа.
(Ответы детей фиксируются на доске):
- «Саша» - не нужно пугать людей
- «Дружок» - быть внимательными и ответственными
- «Тук-тук-тук» - у страха глаза велики
- «Карасик» - нужно всегда говорить правду и не сваливать вину на других.
Ведущий: - Мы надеемся, что вы много прочитали книг Н.Носова и были внимательными читателями. Давайте это проверим.
Поиграем в игру «Собери героев» (карточки в приложении).
Слева написаны названия рассказов, справа герои. Стрелочками соедините названия с героями.
- Следующее задание «Бюро находок».
Сложите предмет из пазлов, определите его хозяина, вспомните название рассказа. Чужие вещи брать нельзя, нужно найти, кто их потерял (приложение).
Дети собирают пазлы, рассматривают предметы, определяют произведение и называют героев.
- Шляпа (“Живая шляпа”; Вова и Вадик)
- Нитки и иголка («Заплатка»; Бобка)
- Книга «Три поросенка» ("Затейники"; Валя и Петя)
- Детский телефон («Телефон» Мишка и Коля)
- Кто является основными героями рассказов? (мальчишки)
- А как автор относится к своим героям? С любовью или с негодованием? (он их любит, а смеётся над отрицательными чертами характера: ленью, трусостью, неумению что-то делать, чтобы читатели не повторяли этих ошибок)
- Что общего во всех рассказах Носова? (они смешные, весёлые, забавные и поучительные.)
- Дома вы провели анкетирование родителей.
- Какие рассказы Н.Носова оказались наиболее популярными у ваших родителей? (Дети представляют результат в форме коллективной диаграммы. Каждый ребенок приклеивает кружки на столбчатую диаграмму)
-Как вы думаете, почему рассказы Н.Носова не стареют? (Он учит жизненным правилам ребят и помогает взрослым.)
Подведение итогов
- Заканчивается наша конференция. Думаю, что вам понравился тот удивительный мир рассказов, созданных Н.Носовым.
- Что вы запомнили о писателе?
- Почему вам нравятся произведения Носова? (Их легко читать, там много фантазии и выдумки. Герои – реальные ребята со своими слабостями и достоинствами.)
- Чему учат рассказы Н.Носова?
- Известный поэт и писатель С.В.Михалков сказал: «Все герои Носова, как живые, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру».
Ученик:
Носов-детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел
Ученик:
Я советую, друзья:
«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня -
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь
Ученик:
Конкурс наш прошёл удачно,
Мы довольны им, друзья
Все вы поняли: сегодня
Жить без книг никак нельзя.
- Итак, ребята, мы поняли, что вы прочитали много книг Н.Носова и пришли к выводу, что его книги не потеряли своей актуальности и в наши дни. Автор ставит все те же проблемы: воспитание честности, смелости, чувства товарищества, воли, настойчивости в достижении цели; осмеяние мелкого тщеславия, зависти, трусости, хвастовства, грубости.
Наша сегодняшняя встреча – не только игра. Конференция позволила выяснить ваши читательские способности, смекалку, умение анализировать, делать выводы. Вы продемонстрировали прекрасные актерские способности. Мы думаем, что вы получили и новые знания.
Рефлексия
- Оцените своё настроение к концу конференции с помощью смайликов.
- Оцените свою работу, используя опорные фразы.
- Урок понятен, всё прекрасно (красный).
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно (желтый).
- Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться (зеленый).
- Кому из вас захотелось продолжить знакомство с творчеством Н.Носова?
- В нашей школьной библиотеке вы можете найти книги этого автора. Слайд 11, выставка книг.
- Всем спасибо за работу!