Викторина по сказкам татарского поэта Габдуллы Тукая

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (73 МБ)


Цель:

  • дать понять необходимости знания двух языков: русского и татарского;
  • показать сходство и связь между двумя языками;
  • воспитывать у детей любовь к языкам, культуре двух народов через народное творчество: сказки, пословицы, песни и др.
  • ознакомить с жизнью и творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая;
  • способствовать воспитанию чувства любви и гордости к творчеству поэта-земляка.

Задачи:

  • Уметь понимать учителя и собеседника в различных ситуациях общения, закрепить навыки выражения согласия и несогласия;
  • Развитие неподготовленной монологической речи на основе фоновых знаний по теме;
  • Воспитывать любовь к культуре и традициям татарского народа; умение использовать речевые клише и формулы вежливости.

Максат:

  • Укучыларның Габдулла Тукайның тормыш юлы һәм иҗаты турындагы белемнәрен тулыландыру;
  • Тукай образына, аның иҗатына мәхәббәт тәрбияләү;
  • Балаларның иҗади активлыгын үстерү.

Җиһазлау: Габдулла Тукай портреты, фоторәсемнәре, китаплары, компьютерда Г.Тукайның әкиятләренә иллюстацияләр.

Уен тәртибе. Уенда 2 команда катнаша. Өй эшенә: визитка әзерләү, исем, девиз сайлау, Г.Тукайның иҗатын һәм әсәрләрен өйрәнү,

Уен барышы. Бүгенге дәресебезне Г.Тукайның тормыш юлы һәм иҗатына багышланган викторина тәртибендә дәвам итәбез. Ә хәзер уеныбызны башлыйбыз.

Сезнең алдыгызда “Шурале” һәм “Су анасы” командалары көч сынаша.

Командалар бер-берсен сәламлиләр.

Ведущий:

Хәерле көн! Добрый день!

“И туган тел, и матур тел,
Әткәм - әнкәмнең теле!”
О, как хорош родной язык,
отца и матери язык!
Бу юлларны кем язган?

Кто написал эти строки?

Габдулла Тукай – известный татарский писатель, поэт, критик и переводчик. Он является основоположником новой поэзии нации, высоко поднимает чувство патриотизма. 

Добрый день уважаемые гости, учителя, учащиеся.

Каждый год весной мы отмечаем день рождение Габдуллы Тукая. Много говорилось о его жизни, о творчестве Г.Тукая. Вот и сегодня собрались

с Вами ещё раз поговорить об этом великом человеке и уточнить свои знания, соревнуясь в викторине: «Сказки Г.Тукая». Мы приветствуем зрителей и участников викторины. Для того мы с Вами разделимся на 2 команд

Приветствие команд: Шурале и Су анасы

1 задание: Интеллектуальная разминка.слайды №1

Вопросы для 1 команды

 Вопросы для 2 команды

1. Как звали забавного ученика?
 Актапи 
 Акбай 
 Дурткуз 
2. Куда попала мышь в стихотворении Тукая?
 погреб 
 молоко 
 дом 
3. Что украл деревенский мальчишка
в сказке Г
.Тукая «Су анасы»?
 золотой гребень 
 платье 
 книга 

1. Кого боится Су анасы?
 Людей 
 Собак 
 Зверей 
2. Кого кормил Гали?
 Корова 
 Коза 
 Собака
3. Что нашли Коза и Баран на дороге?
 мешок 
 хлеб 
 голова

2 задание: Чёрный ящик. «Угадай и назови с какого произведения предмет?»

(Топор - Шурале, гребень - Водяная, ведро - Коза и Баран, клин- Шурале, сачок - Ребёнок и мотылёк, дрова - Коза и Баран, клубок - Киска - озорница, Кувшин - Мышь попавшая в молоко, мешок - Коза и Бара). В презентации выходи рисунок и название предмета, а потом название произведения.

Музыкальная пауза физминутка для глаз

В презентации видео – физминутка для глаз.

3 задание: «Угадай, с какого стихотворения или сказки отрывок?»

1 команда:

Яхшы, хуш. Батты кояш.
Йокларга яттым кич белән; (Су анасы)

Вот уже и солнце село
Лёг я спать и свет потух. (Водяная)

2 команда

Утыралар аяк бөкләп каршы утка,
Болар инде тәмләп кенә ашый ботка. (Кәҗә белән сарык)

Оба стали кашу есть,
Потом, довольные у костра,
Заснули сладко до утра. (Коза и Баран)

1 команда:

Кычкыра: кысты, харап итте явыз "Былтыр" мине,
Аһ, үләм бит, бу бәладән кем килеп йолкыр мине? (Шүрәле)

Я умру. лесные духи, помогите мне скорей!
Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей! (Шурале)

2 команда:

Әйт әле, Күбәләк, 
Сөйләшик бергәләп: 
Бу кадәр куп очып 
Армыйсың син ничек? (Бала беән күбәләк)

Бабочка красавича нежный мотылек Нам с тобою нравится солнечный денек Раскажи мне бабочка о судьбе своей Сколько в твоей жизни полных счастья дней (Ребенок и бабочка)

 Задание всем. А теперь давайте, все вместе отгадаем, из какого произведения следующие строки:

Әйдәле, Акбай! өйрән син, арт аягың берлә тор; Аума, аума! туп-туры тор, төз утыр, яхшы утыр! 

Ну давай, Акбай, учиться! Сядь, дружок, на хвостик свой! Смело стой на задних лапках! Чур, не падать, прямо стой!

В этом произведении проводится мысль о том, что человек должен трудиться и получать удовольствие от результатов своей работы.

И что бы, передать эту мысль Габдулла Тукай часто использует в своих произведениях пословицы. Давайте, сейчас мы их вспомним.

1 нче командага.

  • Кем эшләми, ... (шул ашамый).
  • кто не рабо́тает, тот не ест. 
  • Калган эшкә ... (кар ява).
  • отло́женное де́ло траво́й зараста́ет

3. эш башында мактанмаэш беткәч мактан 

  • . не хвали́сь нача́лом де́ла, хвали́сь его́ концо́м.
  • Эш беткәч ... (уйнарга ярый).
  • Сделал дело- гуляй смело

2 нче командага.

  • Аз сөйлә, ...(күп эшлә).
  • ме́ньше (поме́ньше) говори́, бо́льше (побо́льше) де́лай
  • Тырышкан табар, ...(ташка кадак кагар).
  • Кто старается, тот найдёт; на камень гвоздь забивает!
  • Егет кешегә ...(җитмеш төрле һөнәр дә аз).
  • Добру молодцу необходимо знать 70 ремесел

5. Һөнәрле үлмәс, ...(һөнәрсез көн күрмәс).

Человек с профессией не умрёт, а человек без профессии не проживёт
 
7 задание: Кто быстрее ответит?

1. Назовите имя собаки в стихотворении «Забавный ученик». (Акбай)

2. Что украли у Водяного? (Гребень)

3. С кем дружит Гали? (С Козой)

4. Имя человека в сказке «Шурале» (Былтыр)

5. Что нашли Коза и Баран? (Голову волка)

6. Куда попала мышь? (В горшок с молоком)

8. задание: Кто быстрее соберет рисунок?