Цель:
- дать понять необходимости знания двух языков: русского и татарского;
- показать сходство и связь между двумя языками;
- воспитывать у детей любовь к языкам, культуре двух народов через народное творчество: сказки, пословицы, песни и др.
- ознакомить с жизнью и творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая;
- способствовать воспитанию чувства любви и гордости к творчеству поэта-земляка.
Задачи:
- Уметь понимать учителя и собеседника в различных ситуациях общения, закрепить навыки выражения согласия и несогласия;
- Развитие неподготовленной монологической речи на основе фоновых знаний по теме;
- Воспитывать любовь к культуре и традициям татарского народа; умение использовать речевые клише и формулы вежливости.
Максат:
- Укучыларның Габдулла Тукайның тормыш юлы һәм иҗаты турындагы белемнәрен тулыландыру;
- Тукай образына, аның иҗатына мәхәббәт тәрбияләү;
- Балаларның иҗади активлыгын үстерү.
Җиһазлау: Габдулла Тукай портреты, фоторәсемнәре, китаплары, компьютерда Г.Тукайның әкиятләренә иллюстацияләр.
Уен тәртибе. Уенда 2 команда катнаша. Өй эшенә: визитка әзерләү, исем, девиз сайлау, Г.Тукайның иҗатын һәм әсәрләрен өйрәнү,
Уен барышы. Бүгенге дәресебезне Г.Тукайның тормыш юлы һәм иҗатына багышланган викторина тәртибендә дәвам итәбез. Ә хәзер уеныбызны башлыйбыз.
Сезнең алдыгызда “Шурале” һәм “Су анасы” командалары көч сынаша.
Командалар бер-берсен сәламлиләр.
Ведущий:
Хәерле көн! Добрый день!
“И туган тел, и матур тел,
Әткәм - әнкәмнең теле!”
О, как хорош родной язык,
отца и матери язык!
Бу юлларны кем язган?
Кто написал эти строки?
Габдулла Тукай – известный татарский писатель, поэт, критик и переводчик. Он является основоположником новой поэзии нации, высоко поднимает чувство патриотизма.
Добрый день уважаемые гости, учителя, учащиеся.
Каждый год весной мы отмечаем день рождение Габдуллы Тукая. Много говорилось о его жизни, о творчестве Г.Тукая. Вот и сегодня собрались
с Вами ещё раз поговорить об этом великом человеке и уточнить свои знания, соревнуясь в викторине: «Сказки Г.Тукая». Мы приветствуем зрителей и участников викторины. Для того мы с Вами разделимся на 2 команд
Приветствие команд: Шурале и Су анасы
1 задание: Интеллектуальная разминка.слайды №1
Вопросы для 1 команды | Вопросы для 2 команды |
1. Как звали забавного ученика? |
1. Кого боится Су анасы? |
2 задание: Чёрный ящик. «Угадай и назови с какого произведения предмет?»
(Топор - Шурале, гребень - Водяная, ведро - Коза и Баран, клин- Шурале, сачок - Ребёнок и мотылёк, дрова - Коза и Баран, клубок - Киска - озорница, Кувшин - Мышь попавшая в молоко, мешок - Коза и Бара). В презентации выходи рисунок и название предмета, а потом название произведения.
Музыкальная пауза физминутка для глаз
В презентации видео – физминутка для глаз.
3 задание: «Угадай, с какого стихотворения или сказки отрывок?»
1 команда:
Яхшы, хуш. Батты кояш.
Йокларга яттым кич белән; (Су анасы)Вот уже и солнце село
Лёг я спать и свет потух. (Водяная)
2 команда
Утыралар аяк бөкләп каршы утка,
Болар инде тәмләп кенә ашый ботка. (Кәҗә белән сарык)Оба стали кашу есть,
Потом, довольные у костра,
Заснули сладко до утра. (Коза и Баран)
1 команда:
Кычкыра: кысты, харап итте явыз "Былтыр" мине,
Аһ, үләм бит, бу бәладән кем килеп йолкыр мине? (Шүрәле)Я умру. лесные духи, помогите мне скорей!
Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей! (Шурале)
2 команда:
Әйт әле, Күбәләк,
Сөйләшик бергәләп:
Бу кадәр куп очып
Армыйсың син ничек? (Бала беән күбәләк)
Бабочка красавича нежный мотылек Нам с тобою нравится солнечный денек Раскажи мне бабочка о судьбе своей Сколько в твоей жизни полных счастья дней (Ребенок и бабочка)
Задание всем. А теперь давайте, все вместе отгадаем, из какого произведения следующие строки:
Әйдәле, Акбай! өйрән син, арт аягың берлә тор; Аума, аума! туп-туры тор, төз утыр, яхшы утыр!
Ну давай, Акбай, учиться! Сядь, дружок, на хвостик свой! Смело стой на задних лапках! Чур, не падать, прямо стой!
В этом произведении проводится мысль о том, что человек должен трудиться и получать удовольствие от результатов своей работы.
И что бы, передать эту мысль Габдулла Тукай часто использует в своих произведениях пословицы. Давайте, сейчас мы их вспомним.
1 нче командага.
- Кем эшләми, ... (шул ашамый).
- кто не рабо́тает, тот не ест.
- Калган эшкә ... (кар ява).
- отло́женное де́ло траво́й зараста́ет
3. эш башында мактанма, эш беткәч мактан
- . не хвали́сь нача́лом де́ла, хвали́сь его́ концо́м.
- Эш беткәч ... (уйнарга ярый).
- Сделал дело- гуляй смело
2 нче командага.
- Аз сөйлә, ...(күп эшлә).
- ме́ньше (поме́ньше) говори́, бо́льше (побо́льше) де́лай
- Тырышкан табар, ...(ташка кадак кагар).
- Кто старается, тот найдёт; на камень гвоздь забивает!
- Егет кешегә ...(җитмеш төрле һөнәр дә аз).
- Добру молодцу необходимо знать 70 ремесел
5. Һөнәрле үлмәс, ...(һөнәрсез көн күрмәс).
Человек с профессией не умрёт, а человек без профессии не проживёт
7 задание: Кто быстрее ответит?
1. Назовите имя собаки в стихотворении «Забавный ученик». (Акбай)
2. Что украли у Водяного? (Гребень)
3. С кем дружит Гали? (С Козой)
4. Имя человека в сказке «Шурале» (Былтыр)
5. Что нашли Коза и Баран? (Голову волка)
6. Куда попала мышь? (В горшок с молоком)
8. задание: Кто быстрее соберет рисунок?