Тип занятия: комбинированное, интегрированное.
Цель: Закрепить правильное произношение звука [Л] в слогах, словах разной слоговой структуры. Обобщить знания о весне. Расширять и актуализировать словарный запас, корректировать речевые ошибки, активизировать устную речь.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять произносительные умения и навыки правильного произношения звука [Л].
- Активизировать и обогащать активный словарь по теме: «Весна».
- Упражнять в практическом использовании лексико-грамматических конструкций: предложно-падежного управления, согласования существительных с прилагательными, единственного и множественного числа существительных, согласования числительного со словосочетанием (игра «1-2-5»), многозначности слов.
- Совершенствовать навыки чтения слов разной слоговой структуры.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать физиологическое и речевое дыхание.
- Корригировать и развивать фонематическое восприятие.
- Развивать логическое мышление, совершенствовать операции анализа и синтеза, координацию движений, ориентировку в пространстве.
- Развивать тонкие дифференцированные движения пальцев и кисти рук.
- Корригировать переключение внимания при выполнении различных видов работ.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету через создание положительного эмоционального фона занятия.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: иллюстрации с изображением весны, предметные и сюжетные картинки, карточки-слова, компьютер, куклы.
Музыкальное сопровождение: музыкальные композиции «Девочка-весна», «По весенней воде».
Ход занятия
Организационный момент.
- До начала занятия моем руки, звучит музыкальная композиция «Девочка-весна».
- Психо-эмоциональный настрой; взаимодействие друг с другом. Игра «Солнышко»:
«Один, два, три, четыре, пять -
Приглашаю всех играть.
Возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего дня. Поможет Вам в этом солнышко, которое излучает добро (передача солнышка по кругу со словами: «Доброго дня, желаю …»
Улыбнемся друг другу и сядем за парту (правила посадки).
Артикуляционная гимнастика
«Что произошло? Кто-то перепутал все карточки-схемы нашей артикуляционной гимнастики. Помоги, пожалуйста, и расположи все схемы по-порядку.
«Домик»:
«В домике этом…» - широко раскрываем рот, закрываем «на замок»
«Двери домик открывает и гостей всех созывает»
«Заборчик»:
Губы улыбаются, зубки сомкнуты.
«Солнышко»:
Широкий язычок лежит на нижней губе
«Я считаю до пяти: один, два, три, четыре, пять»
«Ветерок»:
Щеки не надуваются. Вопрос: какая воздушная струя – теплая или холодная?
«Стрелочка»:
Боковые края языка напряжены, кончик языка тоненький
Сообщение темы занятия.
Логопед: Давайте подумаем кто перепутал все карточки-схемы?
- Какое сейчас время года?
- Назовите все весенние месяцы.
- Какой сейчас весенний месяц?
- Это первый или последний месяц весны? (Перепутал схемы ветерок)
- Ветерок весной, какой ветерок? (весенний ветерок)
Фонематическое восприятие: звук дождя. Правильное произнесение звука [Л].
Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произнесение звука [Л] в слогах и словах и поговорим о весне.
- Немножко отдохнем. Положите голову на руки, закройте глаза и представьте, что вы на улице.
- Что представили?
Солнце какое? - Весеннее, яркое, теплое… Небо какое? - голубое, ясное, высокое, чистое, безоблачное; ветер свежий, весенний, теплый; ручьи быстрые, прозрачные, чистые, звонкие….
- Подбери как можно больше слов про то, что делают весной солнце, снег, ручьи, почки?
Солнце светит, пригревает, ласкает; почки набухают,…
Дыхательная гимнастика.
Игра: «Ветерок»:
Вдох ртом, выдох ртом.
Ветер утих. Покажите тихий, легкий, слабый ветерок.
Вдох носом, выдох ртом.
- Как надо правильно дышать прохладным весенним воздухом? (через нос)
Уточнение произношения звука [Л] в слогах, словах.
- К нам на занятие пришел гость. Отгадайте загадку и узнаете кто он.
«Гладила мама-ежиха ежат
Что за пригожие детки лежат.»
Ежик:
Здравствуйте!
Как Вас зовут?
В каком классе Вы учитесь?
Вы знаете стихотворение о весне? Отгадайте.
Презентация
Игра: «Без чего не может быть весны».
Весна не может быть без яркого солнца (без ручейков, без грозы, без проталин, без подснежников).
Фонетико-фонематическая зарядка
Логопед: повторим для нашего гостя голосовую и звуковую разминку (компьютерная программа «Веселые игры для развития слуха и речи»).
Закрепление произносительных умений и навыков правильного произношения звука [Л]; развитие фонематического восприятия.
Логопед: Наш гость приготовил для вас интересные задания.
Игра «1-2-5-нужно посчитать» (согласования числительного со словосочетанием)
Игра «Наоборот» (обогащение словаря антонимами, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук)
Поиграем в игру «Наоборот» (с мячиком «ёжиком»)
Лексический материал:
- грустный – веселый;
- кислый - сладкий;
- худой - толстый;
- белый – черный;
- легкий – тяжелый.
- плохой – хороший.
Физминутка
(танец весны «По весенней воде» – развитие эмоциональности через движения )
Закрепление. Развитие связной речи.
Составление предложений по опорному слову-картинке.
- Как назовем наш рассказ? «Весна-красна!»
Итог занятия.
Логопед: Молодец! Выполнили все трудные задания ежика. Закрепили знания о времени года весна и умения правильно произносить звуки.
Ежик: Ребята, сегодня на занятии я узнал много нового, подружился с вами, мне было очень интересно. И я обещаю, что буду радовать Вас. Спасибо Вам! До свидания!
Занятие окончено. Спасибо всем гостям, которые пришли к нам на занятие!