Цель урока: познакомить обучающихся с классом сложных эфиров, их свойствами, применением в промышленности и быту.
Задачи:
Образовательные:
- дать обучающимся понятие о составе и строении сложных эфиров;
- отработать умение выделять общие существенные свойства класса сложные эфиры, рассмотреть получение и применение сложных эфиров;
- дать понятие о реакциях этерификации, гидролиза, омыления.
Развивающие:
- формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации,
- развить знания обучающихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия, принципа Ле-Шателье;
- развитие логического мышления, внимания, памяти.
Воспитательные:
- воспитание познавательной активности, культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод урока: словесный и сопутствующий ему наглядный.
Материально-техническое оснащение: образцы сложных эфиров, оборудование и реактивы для получения сложного эфира.
Дидактическое оснащение: Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень. – М., 2010г.
Ход урока
I. Организационной момент
Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.
Приветствие, проверка присутствующих, готовности к уроку.
II. Контроль и актуализация опорных знаний обучающихся (взаимопроверка)
Цель: выяснение уровня знаний, умений навыков, необходимых для восприятия нового материала.
Предварительная проверка проводится в начале урока (актуализация знаний). Результаты ее дают представление о знаниях обучающихся и помогают скорректировать работу на уроке и своевременно организовать консультацию (слайд 2-13)
- найдите общую формулу спиртов;
- найдите общую формулу альдегидов;
- найдите общую формулу карбоновых кислот;
- установите соответствие формулы кислоты и ее названия;
- установите соответствие кислот и образуемых ими солей;
- распределите вещества по классам и прочитайте полученное слово – «Эфиры»
III. Изучение и усвоение нового материала
Цель: изучение обучающимися нового материала.
Итак, тема урока “Сложные эфиры” - запись в тетради (слайд 14)
Цели урока: сообщаются устно (слайд 15)
Систематизировать знания о сложных эфирах:
- изучить номенклатуру и физические свойства сложных эфиров;
- изучить механизм реакций этерификации, гидролиза и омыления;
- расширить знания о нахождении в природе и применении сложных эфиров.
1. Определение. Сложные эфиры - производные карбоновых кислот, в которых атом водорода карбоксильной группы замещён на углеводородный радикал (слайд 16)
Общая формула:
где R – одинаковые или разные радикалы углеводородов
2. Получение. Демонстрационный опыт «Получение этилового эфира уксусной кислоты (этилацетата) (слайд 17-19)
Реакция образования сложных эфиров при взаимодействии кислот и спиртов называется реакцией этерификации. Методом меченых атомов доказано, что в реакции этерификации от молекулы кислоты отщепляется гидроксильная группа, а спирт теряет атом водорода.
3. Номенклатура, изомерия (слайд 20-21)
Для сложных эфиров характерно 3 вида изомерии (самостоятельно) (слайд 22-24)
1-й вид – изомерия углеродного скелета
2-й вид – изомерия положения сложноэфирной группировки
3-й вид - межклассовая изомерия:
4. Физические свойства (самостоятельно по учебнику стр 92) (слайд 25)
5. Химические свойства (самостоятельно) (слайд 26-27)
1. Горение
- напишите уравнение реакции горения метилформиата
НСООСН3+3О2= 2СО2 + 2Н2О
2. Гидролиз в присутствии кислот с образованием карбоновой кислоты и спирта, в присутствии щелочей соли карбоновой кислоты и спирта. Реакция щелочного гидролиза носит название омыление, т.к. в результате образуются мыла (соли высших карбоновых кислот).
- напишите уравнение гидролиза этилацетата в двух средах. В каком случае реакция идёт до конца и почему? Укажите условия смещения химического равновесия обратимой реакции в сторону образования эфира (удаление воды, увеличение концентрации кислоты и спирта).
СН3СООС22Н5+Н2О=СН3СООН+С2Н5ОН
СН3СООС2Н5+КОН =СН3СООК+С2Н5ОН
6. Применение
1. Сложные эфиры – вещества, широко распространенные в природе. Приятные ароматы цветов, плодов и ягод в значительной степени обусловлены присутствующими в них сложными эфирами.
Практическая работа (работа в группах)
Запишите формулы фруктовых эссенций
- Пробирка № 1 (апельсин – октилацетат)
- Пробирка № 2 (яблоко – метилбутират)
- Пробирка № 3 (малина – 2-метилпропилформиат)
- Пробирка № 4 (банан – пентилацетат)
- Пробирка № 5 (груша – 3-метилбутилацетат)
2. Растворители лаков и красок
3. Ароматизаторы пищевой промышленности
4. Синтетические и искусственные волокна
5. Сложные эфиры высших карбоновых кислот и высших одноосновных спиртов называют восками. Так, пчелиный воск состоит, главным образом, из эфира пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта С15Н31СООС31Н63.
6.Важнейшими представителями сложных эфиров являются жиры.
IV. Закрепление (слайд 32)
Цель: вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения.
Задание: выявить генетическую связь между различными классами органических соединений (цепочка превращений).
Этанол —> этаналь —> уксусная кислота —> пропилацетат
V. Рефлексия (слайд 33)
Цель: возможность обучающимся осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке, самооценка для учителя.
- Что на уроке вас заинтересовало больше всего?
- Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
- Где могут пригодится знания, полученный сегодня на уроке?
VI. Подведение итогов урока
Цель: дать общую характеристику работы класса, показать успешность урока, вскрыть недостатки и указать пути их устранения. Выставление оценок
VII. Домашнее задание
§13. Сборник Хомченко №26.2-26-12
Литература
- Органическая химия, в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова / учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2012.
- Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2010.
- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев; М., 2010.
- Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие / О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М., 2012.
- И.Г.Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М., 2015.