Опыт организации дополнительных занятий по подготовке учащихся к экспериментальной части ОГЭ по физике (раздел «Электричество»)

Разделы: Физика

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: ОГЭ по физике


1. Вступление

В спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по физике предметным результатом экспериментального задания на реальном оборудовании является «умение проводить косвенные измерения физических величин, исследовать зависимости между величинами» [1]. Экспериментальное задание зачастую вызывает затруднения у учащихся 9 класса по нескольким причинам:

  • разный уровень освоения предмета, в том числе его теоретической части;
  • перечень лабораторных работ охватывает материал 7-9 класса и к началу 9 класса много забывается детьми, даже хорошо владеющими учебным материалом;

Все требования к оформлению, выполнению работ, а также перечень работ приведены в спецификации [1]. Но для правильного выполнения и оформления работы необходимо знать и помнить физическую теорию, основные законы, физические формулы.

Я хочу поделиться своим опытом работы и представить алгоритм занятий по подготовке учащихся к экспериментальному заданию ОГЭ по физике (раздел «Электричество»). В своей работе я опираюсь на спецификацию КИМ ОГЭ [1] и сборник «ОГЭ Физика. Типовые экзаменационные варианты.» под редакцией Камзеевой Е.Е. [2]

2. Перечень лабораторных работ и оборудования для их выполнения.

Экспериментальное задание по теме «Электричество» подразумевает выполнение следующих лабораторных работ [1]:

Для выполнения этих работ предлагается следующий перечень оборудования [1]:

3. Этапы работы

При выполнении экспериментального задания по теме «Электричество» у учащихся возникают три трудности:

  • сборка электрической цепи;
  • снятие показаний со шкалы амперметра и вольтметра;
  • расчет физических величин по формулам;

Для ликвидации этих затруднений используются рабочие листы. Они могут иметь разный вид (таблицы, формульные листы), но заполнять их должны сами учащиеся. Алгоритм работы состоит из четырех этапов. В ходе работы учащимися используются рабочие листы и оборудование из перечня ОГЭ по физике по теме «Электричество».

Этап №1 «Сборка электрических цепей, проведение измерений с помощью амперметра и вольтметра»

На этом этапе понадобится Рабочий лист № 1. Данный лист заполняют учащиеся совместно с учителем, используя учебник по физике для 8 класса [3]. Особое внимание нужно уделить правилам подключения в электрическую цепь вольтметра и амперметра. Подчеркнуть в чем отличие резистора от реостата. При снятии показаний с амперметра и вольтметра традиционные трудности вызывает определение цены деления, соответственно нужно в рабочий лист № 1 внести правило для расчета цены деления. Так же особое внимание нужно уделить правилу записи прямых измерений с учетом погрешности.

Далее учащимся раздается лист со схемами электрических цепей, включающими в себя все приборы из перечня. Ребята используют оборудование и собирают цепи по схемам, соблюдая полярность подключения вольтметра и амперметра в цепь. Схемы должны отображать все возможные варианты экспериментальных заданий ОГЭ и каждый учащийся должен собрать электрические цепи по всем этим схемам несколько раз. Для закрепления навыка снятия прямых измерений учащиеся собирают цепь: источник тока, резистор, реостат, лампа, амперметр, вольтметр. Меняя при помощи реостата силу тока в цепи каждый раз записывают показания амперметра и вольтметра с учетом погрешности.

Этап № 2 «Проведение измерений и представление результатов эксперимента»

Данный этап посвящен развитию умения проводить косвенные измерения, представлять результаты эксперимента в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных данных. Перед началом работы учащиеся должны заполнить Рабочий лист № 2. Его заполнение позволит вспомнить основные физические величины, законы, формулы, а также этот лист будет служить памяткой для учеников при выполнении работ.

Далее используя рабочий лист № 1 и рабочий лист № 2 рекомендуется выполнить несколько экспериментальных заданий:

  • проведение косвенных измерений;
  • представление полученных данных при помощи таблиц и графиков;

Обязательно напомнить учащимся про запись прямых измерений с учетом погрешности.

Примеры заданий (использованы задания из сборника Камзеевой Е.Е.) [2]. Количество работ определяется учителем конкретно для каждого случая.

Этап № 3 «Критерии оценивания экспериментальных заданий. Раздел «Электричество»»

На третьем этапе учащиеся выполняют все экспериментальные работы из перечня (тексты работ представлены в сборнике Камзеевой Е.Е. [2]). Перед выполнением задания, обучающиеся изучают материалы Рабочего листа № 3. Этот лист содержит критерии оценки экспериментальных заданий ОГЭ по физике [2].

Важно! Перед разработкой рабочего листа № 3 следует уточнить информацию о возможных изменениях критериев оценки экспериментальных заданий для данного года.

Используя рабочие листы № 1,2,3 рекомендуется выполнить следующие работы и оценить по критериям:

Примеры заданий (использованы задания из сборника Камзеевой Е.Е.) [2]

Этап № 4 «Закрепление материала»

На четвертом этапе учащиеся, не используя рабочие листы, за фиксированное время (примерно 20 минут) выполняют любую экспериментальную работу из перечня на бланке ОГЭ и затем проводят перекрестную проверку по критериям (меняются бланками и проверяют друг друга по критериям, используя рабочий лист № 3).

Далее учитель совместно с учениками подводит итоги выполненных заданий и при необходимости повторяет этап № 2 и этап № 3. Затем еще раз возвращается к этапу № 4.

4. Заключение

Данный алгоритм работы позволяет восполнить пробелы в знаниях учеников, закрепить пройденный материал, отработать необходимые навыки выполнения экспериментальных заданий по физике, так же этот алгоритм можно использовать при выполнении экспериментальных заданий из любого комплекта оборудования ОГЭ по физике, доработав рабочие листы.

Список литературы

  1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году основного государственного экзамена по физике. подготовлена федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»
  2. «ОГЭ Физика. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов»/ под редакцией Камзеевой Е.Е. - Москва: Издательство «Национальное образование», 2024 г.
  3. Физика.8 кл.: учебник / А.В.Перышкин. - М.: Дрофа, 2019.

См. статью в формате pdf