Путешествие по стране Доброты и Вежливости

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование нравственных качеств личности младшего школьника, продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

Задачи:

  • формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла; сформулировать понятия «доброта» и «вежливость», взаимопонимания, взаимоуважения, способность понимать себя и другого человека расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях;
  • развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формировать умение совместно работать в группе;
  • способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Оборудование: Словарь Ожегова, презентация по теме, проектор, компьютер, наглядность на доске, листочки с заданиями, карточки со словами, запись песни из мультфильма «День рождение кота Леопольда», «Если добрый ты». 

Ход тематического занятия

Вступительная часть

Воспитатель:

Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!

- Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

- Начиная занятие, давайте еще улыбнемся нашим гостям и пожелаем им здоровья.

Дети хором: Здравствуйте!

Воспитатель:

И сегодня в этот час я поведу с собою вас.
За полями, за горами есть Волшебная страна.
В ней много разных испытаний и чудес она полна.

(Открывается доска, на ней – карта Волшебной страны)

Основная часть

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы будем путешествовать по Волшебной стране – стране Доброты и Вежливости. Вот перед нами карта этой страны. Нас ждут приключения, а кое-где и испытания.

 - Ребята, а что же такое доброта?  Какого человека называют добрым?

Дети:  . . . . . . . . . .

Воспитатель:

- А вот что написано в толковом словаре Ожегова. Я вам зачитаю одно из значений. (Показываю словарь и зачитываю.)

Доброта - отзывчивое, душевное, хорошее отношение к окружающим.

Добрый человек - делающий добро другим, хороший, честный.

- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.  Я хочу сегодня проверить, насколько вы добры и какое внутри вас солнце.

- Ребята, а с чего начинается добро?

Дети:  (рассказывают ситуации из жизни, как они помогают взрослым) 
-  помощь по хозяйству родителям
-  занятия с маленькими сестрами и братьями
-  помощь пожилым людям на улице (перейти правильно и безопасно дорогу, помочь донести тяжелую сумку)
-  помощь маленьким детям на улице
-  уважительное и доброе отношение к учителям, работникам школы, ребятам в классе, во дворе
-  доброе отношение к животным

 

Воспитатель: Добро начинается с любви к живому. Добрый человек - это тот, кто уважает людей, помогает им, он любит и охраняет природу, животных. А любовь и доброта согревают, как солнце. А, если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

Воспитатель: А что вы можете сказать, глядя на эту картинку? Что надо знать ребенку, который хочет помочь пожилому человеку перейти дорогу?

Дети:  . . . . . . . .

Воспитатель: Правильно! Нужно знать правила дорожного движения, и соблюдать их.

Физкультурная пауза

Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

 1. Город народной мудрости

Воспитатель: Мы начинаем наше путешествие с первого города - города «Народной мудрости». На этом этапе мы с вами будем вспоминать пословицы и поговорки о доброте.

  • Добрые дела красят человека.
  • Про доброе дело говори смело.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Доброе слово дороже богатства.
  • Доброе слово лечит, а злое - калечит.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
  • Плохо тому, кто добра не делает никому.
  • Доброе слово и кошке приятно.

На каждую парту выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше мнение.

Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.

- Как вы  понимаете последнюю пословицу?

Дети: . . . . . . . . . .

Воспитатель: Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные.

- Молодцы, ребята, с этим сложным заданием вы справились, и я думаю, вы запомнили для себя пословицы о доброте. Можно идти дальше.

2.  Музыкальный город

Воспитатель: А теперь мы с вами попали в музыкальный город, и нам нужно спеть песню о доброте. Ребята, а какие песни о доброте вы знаете?

Дети: . . . . . . . . . .

Воспитатель: Ребята, давайте исполним песню из мультфильма «День рождение кота Леопольда» «Если добрый ты».

(Исполняется песня)

Входит Буратино.

Воспитатель: Здравствуй, девочка.  

Буратино: Здравствуйте.

Воспитатель: Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?

Буратино:  Меня зовут Маша.

Я вижу, что у вас здесь весело, можно я тоже буду с вами веселиться?

Воспитатель: Конечно, можно. Но ведь мы не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.

Буратино: О доброте и вежливости говорить собрались. Да неужели вы такие маленькие и знаете что такое доброта и вежливость. Вот я сейчас это проверю.

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Есть друзья игра для вас, я начну ее сейчас.

Я начну, вы продолжайте

Хором дружно отвечайте.

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого... (спасибо).

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день).

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).

4. Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите пожалуйста).

5. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече... (здравствуйте).

6. Во всех странах на прощанье говорят... (до свидания).

Воспитатель: Видишь, Буратино, все нужные слова ребята назвали правильно.

(Стук в дверь, воспитатель получает письмо от феи.)

 - Ребята, нам прислали письмо. Давайте посмотрим, кто нам его прислал и что же там написано.

Текст телеграммы

«Помогите! Будьте добры! Наш город захватила злая колдунья, она превратила все хорошие, вежливые слова и поступки в злые».

Воспитатель: Ребята, мы поможем фее справиться с чарами колдуньи? Нужно заменить злые и нехорошие слова, которые я буду называть противоположными по смыслу словами. (На доске)

ГРУБОСТЬ - ВЕЖЛИВОСТЬ

ЗЛО – ДОБРО

ВРАГ – ДРУГ

ЖАДНОСТЬ - ЩЕДРОСТЬ

БЕДА - РАДОСТЬ

Воспитатель: Посмотрите, ребята, все недобрые слова пропали, остались только вежливые. (На доске). И мы с вами опять сделали доброе дело, помогли фее. Вам было сложно, делать доброе дело? Можно идти дальше.


3. Город Вежливых людей

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в город  вежливых людей. А что же такое вежливость? Какого человека можно назвать вежливым?

Дети: . . . . . . . . .

Воспитатель: А вот что написано в толковом словаре Ожегова. Я вам зачитаю одно из значений.  (Показываю словарь и зачитываю.)

Вежливость –

Вежливый человек –

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду зачитывать задачу-ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет, были действия в ней. И как правильно поступать в данной ситуации.

Ситуация 1.

Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2.

 Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”

Какие ошибки допустил мальчик?

1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить «который час», а не «сколько время».

Ситуация 3.

В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка? (Надо было сказать общее “Здравствуйте”).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картинку, и расскажите обо всех ситуационных моментах, которые вы видите.

Игра “Вежливо — невежливо”

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.

  • Поздороваться при встречи?
  • Толкнуть и не извиниться?
  • Помочь поднять упавшую вещь?
  • Не снять шапку, когда заходишь в школу?
  • Говорить “Спасибо” за подарок?
  • Громко разговаривать?
  • Поздороваться при встрече?
  • Перебивать во время разговора?
  • Обозвать обидным словом соседа?
  • Извиниться за вынужденное опоздание?
  • Уйти и не попрощаться?
  • Помогать родителям?
  • Не уступить место старшим в автобусе?
  • Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте прочитаем стихотворение С.Михалкова «Ежели вы вежливы…»

Ежели вы вежливы,
И к совести не глухи,
Вы место без сомнения,
Уступите старушке.
 Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
Ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, 
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я,
Гулял он с важной няней.
Она давала тонкое 
Ребенку воспитание.
Был вежлив этот мальчик,
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик:
«Спасибо», говорил.
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите.
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите.

4. Город Отдохни-ка

Воспитатель: Вот мы и дошли до города  «Отдохни-ка». Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять в этом городе?

Дети: . . . . . . . . . .

Релаксационная пауза "Волшебный цветок добра"

Закройте глаза. Представьте себе, что у вас в руках находится «Волшебный цветок Добра».  Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, она согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть «Цветок Добра», какой он. Какого цвета, какие у него лепестки? Может он имеет запах? И тогда вы можете его понюхать. А может от него исходит какая-то приятная музыка? И вам хочется послушать…(включить релаксационную музыку).

Мысленно поместите все добро этого «Цветка» внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости…Откройте глаза.

Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам «Волшебный Цветок Добра», как хорошо, когда можно подержать его в руках и мысленно поместить в свое сердце…

 И в тех случаях, когда душа болит, ей можно помочь, представив то, что вы представляли сейчас, выполняя это упражнение.

5. Город Волшебных слов

Воспитатель: Следующий город -  город Волшебных слов. Здесь, ребята, я проверю, какие волшебные слова вы знаете. Игра так и называется – "Знаешь ли ты волшебные слова?"

В этой волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Их сердечки видны на доскеА вот лепестки пока у меня на столе. Давайте соберём эти слова. Первый цветок – слова приветствия; второй – слова прощания; третий – слова просьбы и благодарности.

(Дети, называя записанные слова, прикрепляют лепестки вокруг сердечка нужного цветка: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброго здоровья, приветствую вас, пока, до свидания, счастливого пути, до встречи, прощайте, всего хорошего, всего доброго, будьте добры, спасибо, благодарю, пожалуйста, простите, извините )

– Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными?

- Молодцы! Вспомнив волшебные слова, мы посадили в Стране Доброты и Вежливости вот такие замечательные цветы.

Воспитатель: Доброта, вежливость, радость создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру и проверим, насколько вы внимательны.

6. Игра “Не ошибись, пожалуйста”

- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.

- Я думаю, что вы все можете получить звание достойных жителей страны Доброты и Вежливости. Молодцы!

7. Остановка Доброты и Вежливости

Воспитатель: Вот мы и дошли до конечной остановки, преодолев все препятствия.

- Ребята, как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

- Может быть, нам это помогут узнать старинные весы с острова Добрых Надежд. На одной чаше весов находятся добрые поступки людей, на другой - злые. Посмотрите, чаша со злом перевешивает! Давайте посмотрим, правильно ли лежат слова на чаше со злом. Может какие-то слова надо переложить на чашу добра?

(Зачитываю слова: зависть, предательство, ложь, война, грубость)

Воспитатель:  Ребята, давайте вспомним, какие добрые дела вы совершали, и по капельке будем добавлять на чашу с добром.

(Дети говорят о добрых поступках и кладут капельки добра на чашу. Весы перевешивают в пользу добра).

Воспитатель:  Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручейки добра, ручейки - в реку, реки в огромный океан Добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно общее дело.

(На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация).

- Как мы назовем эту картину?

Дети: «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло», «Мир».

Воспитатель: Какое чувство вы испытывали, делая доброе дело?

Дети: Делать добро очень приятно и радостно.

Рефлексия. Итог занятия

Воспитатель: А по какой стране мы сегодня путешествовали?

- Что такое доброта?

- Что такое вежливость?

- Что больше всего понравилось?

Дети: Хотим еще отправиться в такое путешествие. Быть добрыми, вежливыми воспитанными.

Воспитатель: Будьте ласковыми, добрыми, внимательными учениками. Проявляйте любовь ко всему живому, а особенно к тем, кто с вами работает в школе, заботится о вас. Наша школа, каждый класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Остается надеяться, что все ребята и ты, Буратино, вместе с ними будете себя вести так, как мы сегодня учились.

Буратино: Тогда я вам хочу сказать на прощание:

Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по делам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

Воспитатель: Давайте закончим наше путешествие, прочитав клятву о доброте и вежливости. 

Клятва о доброте и вежливости.

  1. Добрым быть совсем, совсем непросто
    Не зависит доброта от роста.
    Не зависит доброта от цвета,
    Доброта не пряник, не конфета.
  1. Только надо, надо добрым быть,
    И в беде друг друга не забыть.
    И завертится земля быстрей
    Если будем мы с тобой добрей.
  1. Добрым быть совсем, совсем не просто
    Не зависит доброта от роста.
    Доброта приносит людям радость
    И взамен не требует награды.
  1. Доброта с годами не стареет,
    Доброта от холода согреет,
    Если доброта как солнце светит,
    Радуются взрослые и дети.
  1. Доброта нужна всем людям,
    Пусть побольше добрых будет.
    Говорят не зря при встрече
    "Добрый день"и "Добрый вечер".
  1. И не зря ведь есть у нас
    Пожеланье "в добрый час".
    Доброта она от века
    Украшенье человека.
  1. Клянёмся вежливыми быть,
    Всегда "Спасибо"говорить,
    "Добрый день"и "До свидания".
    Нет в мире лучше звания.
  1. Клянёмся добрыми мы быть
    И лень, и грубость позабыть,
    Учиться этикету,
    Науку помнить эту.
  1. Клянёмся добрыми мы быть,
    В борьбе со злом добро дарить,
    Невеж разить мечом волшебным
    И строгим словом, и целебным.
    Клянёмся добрыми мы быть!

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Учитель:

Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!

- На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!