Иностранный язык на ранней ступени развития рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей.< /p>
Цели обучения трактуются исследователями в направлении целостного развития личности ребенка.
Комплексный характер и приоритет развивающей цели определяет и содержание начального обучения иностранному языку. Соответственно выделяются развивающий, воспитательный, познавательный аспекты этого обучения, а также учебный аспект для старшего дошкольного возраста.
С точки зрения практического аспекта содержания обучения иностранного языка, в качестве основного объекта овладения выделяется речевое общение. В процессе раннего обучения иностранного языка речевое общение, с одной стороны, является специфическим видом деятельности в данном возрасте, а с другой, - это ключевой вид деятельности, который обеспечивает взаимосвязь других видов деятельности ребенка.
Соответственно в содержание обучения иностранного языка закладываются типичные формы общения ребенка со взрослыми, а позднее и со сверстниками. Таким образом, в практическом аспекте цели обучения иностранного языка очевидна коммуникативная направленность.
Особое место в современных исследованиях раннего обучения иностранному языку занимает тезис о культурном развитии ребенка в процессе освоения нового языка и культуры. При этом, как показывает анализ имеющихся данных, можно выделить два аспекта: психологопедагогический, связанный с дидактическим принципом культуро-сообразности, и лингводидактический, связанный с межкультурной направленностью обучения иностранному языку.
С точки зрения принципа культуросообразности, раннее обучение иностранному языку создает условия для формирования у ребенка средствами изучаемого языка представлений о мире и о себе, для воспитания базовой культуры личности. Открытость человека культуре в процессе приобщения к новому языку обусловливает расширение возможностей духовного развития ребенка. Формирование базовой культуры личности через общение на изучаемом языке как основы развития ребенка позволит ему овладеть разными видами деятельности, обеспечит преемственность между дошкольным и школьным образованием.
Лингводидактический аспект связан с межкультурной направленностью языкового образования, с созданием условий для формирования черт многоязычной и поликультурной личности как общей тенденции современной теории и практики преподавания неродных языков.
Отмечается, что раннее изучение иностранному языку «положительно влияет на формирование идентификации своей культуры с языком; открывает взгляд на дифференциацию культур и подчеркивает относительность этноцентрического мышления; готовит ребенка к принятию «чужой» культуры.
В условиях обучения дошкольников социокультурный компонент содержания связывается с отбором и с использованием лингвокультурологических особенностей фольклора, особенно сказок, стихов, песен, а также детских игр.
Методика обучения иностранному языку дошкольников старших возрастных групп строится на основе моделирования типичных ситуаций общения в ходе игровой и творческой (музыкальной, изобразительной) деятельности. Анализ имеющихся исследований показывает, что предлагаемые технологии можно в целом обобщить в единый подход, в котором используется концепция ситуативного моделирования - игрового, сюжетного, контекстного и другие.
Известно, что контекстом жизнедеятельности для ребенка в дошкольном возрасте является общение во взаимосвязи с другими видами деятельности (предметно-практической, игровой, творческой и другое). В силу этого в содержание обучения включаются практические навыки и умения речевого общения в рамках коммуникативных ситуаций, интегрированных в типичные ситуации неречевой (предметно-практической, игровой, познавательной, творческой) деятельности, в процессе которой осуществляется и развивается речевое общение.
Для условий обучения дошкольников старшего и среднего возраста продуктивным считается интегративный подход, который обеспечивает взаимосвязь речевой и других видов деятельности (предметной, продуктивной, игровой, творческой) и реализуется посредством моделирования игровых, учебно-игровых, сюжетных и других ситуаций. Часто используется опора на музыкальную деятельность - детскую оперу, ритмику и музыку и другие.
Резюмирую вышесказанное, специфика начального обучения обусловлена, прежде всего, психологическими особенностями дошкольников, спецификой ведущей деятельности и взаимосвязью коммуникативной и других видов деятельности, что проявляется в организации условий, в использовании форм и приемов обучения.
Формы обучения должны быть направлены на усвоение определенного количества лексических единиц, и особенно на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя.
Важно добиться определенных качеств владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в компетенции ребенка, использовать их ситуативно, и осмысленно.