Роль подвижных игр в дошкольном детстве

Разделы: Работа с дошкольниками


В практике детского сада широко используются игра ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и другие. Но среди всего многообразия следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной цели. Поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющий характер движений и последовательность.

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две группы:

  • подвижные игры с правилами;
  • спортивные игры.

Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры – забавы. Вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с опрощенными правилами.

В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа игры забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты( кегли, кольцеброс, и т.п.) еще не доступны малышам.

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики проведения, а также подготовленности детей.

Наиболее эффективно проведения подвижных игр на свежем воздухе. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние детей: улучшает аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые каждый педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Список использованной литературы

  1. Организация деятельности детей на прогулке/ В. Н. Кастрыкина, Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 200 с.
  2. Физическая культура в детском саду/ Т.И. Осокина – М., 1983.
  3. Игра и организация жизни детей/ А.П. Усова. – М., 1989.