Создание мультфильмов как современный подход к дошкольному образованию

Разделы: Работа с дошкольниками


С каждым годом экологические проблемы в мире усугубляются, поэтому необходимо с ранних лет прививать детям любовь и бережное отношение к природе. Дошкольный возраст является началом формирования личности, у детей закладываются фундаментальные представления об окружающем мире, взаимосвязях в природе, формируется ответственное и бережное отношение ко всему живому на планете. В наше время перед педагогами стоит задача поиска новых средств  воспитания экологического сознания и основ культуры экологического воспитания детей дошкольного возраста. Грамотное использование ИКТ технологий позволяет сделать процесс экологического воспитания интересным и увлекательным не только для детей, но и их родителей. Создание мультфильмов - это один из современных видов проектной деятельности, через который у детей быстро формируются элементарные экологические представления, понятие о необходимости бережного отношения к природе. Создавая мультфильмы, дети учатся решать проблемы загрязнения, ресурсосбережения. В результате чего происходит осмысление и привитие любви к природе, закладываются основы экологического воспитания в интересной и игровой форме, способствующее всестороннему развитию ребенка.

На базе нашей Школы 17 ДО 4 находится центр «Юный эколог», который создан с целью научить детей видеть и понимать сложность  взаимосвязи компонентов природы, привить бережное отношение к окружающему миру, сформировать у детей способность осознавать последствия своих действий по отношению к природе. На базе центра создана экологическая лаборатория «Мир вокруг», где проходят экспериментальные занятия, ведется проектная деятельность экологической направленности.

Совсем недавно в нашем ДО появилась мульт-студия «Почемучки», где дети создают свои собственные мультфильмы.

В мульт-студии используется нестандартный подход в обучении дошкольников экологической культуре через создание мультфильмов экологической направленности. Ребята сами придумывают тему для мультфильма. Дети учатся исследовать, анализировать, планировать свою деятельность согласно поставленной задаче, в результате чего строится коммуникативное взаимодействие между дошкольниками, развивается творческий потенциал каждого ребенка. В игровой форме происходит привитие экологической культуры.

Мультфильм можно делать в любой монтажной программе (программе для работы с видео) Windows Movie Maker, Sony Vegas, Coral video, Movavi, киностудия Windows Live, iMovie.

Даваите рассмотрим процесс создания мультфильма:

  1. Для начала дети выбирают тему и сюжет, по которому будет сниматься мультфильм.
  2. Определяют технику, в которой будет снят мультфильм.
    Перекладная анимация - все персонажи нарисованы и вырезаны из бумаги. Перекладывая картинки, происходит движение персонажей.
    Предметная анамация - используются готовые игрушки, конструктор. Позволяет оживлять детям любимые игрушки.
    Пластилиновая анимация - герои вылепляются из пластилина. Они могут быть как плоскими (подходит для перекладки), так и объемными (подходят для кукольной анимации).
    Сыпучая анимация - рисуется сыпучими материалами (песок, кофе, манка)
  3. Делается раскадровка. Дети по кадрам прорисовывают сюжет мультфильма.
  4. Создаются герои, декорации и фоны.
  5. Сьемка мультфильма.
  6. Озвучка.
  7. Монтаж.
  8. Премьера мультфильма.

Целью нашей работы с дошкольниками подготовительной группы является формирование элементарных экологических представлений посредством создания мультфильма о защите Земли. Ребёнок является не сторонним наблюдателем, а усваивает правила и нормы поведения в природе, проигрывая их персонажами в кадре. Создавая мультфильм, дети учатся решать проблемы загрязнения, различают хорошее и плохое, познают окружающий мир. В результате чего происходит осмысление и привитие любви к природе.

Проделывая работу, дети дошкольного возраста узнали о том, как создаются мультипликационные фильмы. Наши дети стали более инициативными и самостоятельными, более уверенными в себе, научились договариваться и распределять обязанности между собой. Но самое главное - у ребят появилось желание заботиться о сохранении природы.

В нашем ДО Школы №17 проводился проект экологической направленности. В этом проекте принимали участие дети и их родители. Данный проект принимал участие на конкурсе проектно-исследовательских работ «Юные экологи Москвы».

Паспорт проекта:

Название проекта «Поможем Земле»

Участники проекта - дети 6-7 лет (18 из них 10-мальчиков, 8-девочек), родители (10) и педагоги (3).

Цель:

  • Привить детям бережливое отношение к природе.
  • Дать детям понять, что всё более актуальной становится проблема борьбы с мусором, загрязнением окружающей среды и бытовыми отходами.
  • Но бытовые отходы могут быть использованы на благо людям, их можно сортировать и перерабатывать.

Задачи:

  • Ознакомить детей с понятием "сортировка мусора".
  • Дать представление о способах решения некоторых экологических проблем.
  • Способствовать формированию экологической культуры, развивать умение классифицировать.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Отражены следующие принципы устойчивого развития:

В проекте представлены три области устойчивого развития:

  • экология - бережное отношение к природе
  • экономика - правильное распределение ресурсов
  • социальная сфера - переработка вторичного сырья

Предложения и вопросы детей по теме проекта:

  • Чтобы помочь планете, нужно беречь природу, заботиться о ней, убирать за собой мусор и сортировать его.
  • Зачем нужно сортировать мусор? Что это такое?
  • Изобрести новый бензин, который не будет загрязнять планету и не будет дыма.

Этапы проекта:

  • Планирование работы.
  • Выбор участников проекта
  • Анализ работы по экологическому воспитанию в ДОУ
  • Определение целей, задач и направлений работы по образовательному проекту
  • Работа в творческих группах
  • Сбор материала
  • Обобщение материала
  • Оформление проекта
  • Выводы о проделанной работе
  • Отчет о проведенной работе путем создания собственного мультфильма

Содержание проекта.

Помочь детям осознать проблему мусора, с которой мы сталкиваемся ежедневно в общественных местах и природе. Всё чаще появляются свалки в неположенных местах. Как известно, есть отходы, которые долго разлагаются. Показать и рассказать детям, что бытовые отходы могут быть использованы на благо людям, их можно сортировать и перерабатывать.

Интересные детские высказывания:

  • Нужно сортировать мусор, чтобы был приятный запах.
  • Нужно убирать мусор, чтобы мы не спотыкались.
  • Батарейки могут отравить землю.
  • Мусор убивает природу.
  • Грязный воздух бывает от мусора.
  • Мусор делится грязью с воздухом.

Заключение:

Результатами проекта дети поделились с детьми других групп нашего ДОУ и их родителями. Были использованы материалы чемоданчика «Юные экологи Москвы» - Мос Природа. Дети узнали про сортировку мусора, научились его сортировать. Дома учили своих родителей сортировать мусор и объясняли им, для чего это необходимо. Дошкольниками был создан мультфильм «Поможем планете».

По итогам нашей работы мы сделали вывод, что проектно-исследовательская деятельность позволяет в кратчайшие сроки обучить детей основам экологического воспитания и культуры.

Грамотно используя ИКТ технологии позволило сделать процесс экологического воспитания интересным и увлекательным не только для детей, но и их родителей. Создавая мультфильмы, дети научились решать экологические проблемы. В результате чего произошло осмысление и привитие любви к природе, были заложены основы экологического воспитания в интересной и игровой форме, способствующее всестороннему развитию ребенка.

Список литературы.

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-синтез, 2008.
  2. Гусакова А.А. «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г.
  3. Милборн Анна «Я рисую мультфильм». М.: Эксмо, 2006.
  4. Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома. Учебно-методический комплект. М.: Линка-Пресс, 2012.
  5. Рыжова Н.А. Наш дом-природа. Программа по экологическому образованию дошкольников. М.: Линка-Пресс, 2017.