Тип урока:урок повторения.
Формы работы:фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формирование УУД:
- коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы.
- регулятивные: применять установленные правила; определяют цель деятельности на уроке;
- личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха в усвоении знаний и оперативных действий; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей.
- познавательные: структурирование знаний, использовать общие приемы,
формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Цели урока: создание условий для формирования умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру письма и поведения в ходе работы на уроке.
Задачи:
- осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах);
- подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
- подбирать проверочные слова к словам с парной согласной в корне слова;
Планируемые результаты:
- формирование личностных УУД: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
- формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.
- формирование коммуникативных УУД: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты), с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.
- формирование регулятивных УУД: формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
- формирование предметных результатов: создание условий для проведения наблюдения за языковым материалом.
Ход урока
1. Орг. момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
II. Мотивация к учебной деятельности.
- Наш урок предлагаю провести под девизом: «Дойти можно тогда, когда идешь, узнать можно тогда, когда учишься». (СЛАЙД №2)
- Согласны ли вы с пословицей?
- Объясните ее смысл. (Надо двигаться, тогда дойдешь до цели, а чтобы узнавать новое, нужно учиться).
- А вы готовы работать и добывать знания?
- С каким настроением нужно приниматься за работу? Почему?
Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
- Каким вы хотите чтобы был урок? (интересным, познавательным)
III. Разминка.
- Начнём мы свой урок с небольшой разминки.
1. Назовите однокоренные слова к слову дом.
2. Сколько букв в слове ёлка, а звуков?
3. Какая часть слова находиться перед корнем? А после корня?
4. Жи-ши пиши с буквой …
5. Сколько гласных букв в слове карнавал?
6. Первое слово в предложении пишется с …
7. Сколько слогов в слове конь?
8. Какая буква пишется в конце слова пень?
9. Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?
10. Как называется главная часть слова?
IV. Чистописание.
- Запишите число, классная работа.
- С чего начнем работу? (С чистописания.)
- Зачем нам это нужно? (Учиться чисто и красиво писать нужно для того, чтобы другие люди могли быстро прочитать, что ты написал.)
- Посмотрите на доску и скажите, написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать? (а, е, и, я; ж-ш, з-с, б-п)
V. Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете, почему именно эти буквы я взяла для чистописания? (Эти буквы встречаются в словах в орфограммах.)
- Какие орфограммы вы знаете с гласными?
- Какие правила вы знаете с этими гласными? («Жи-ши пиши с буквой и», «Ча-ща пиши с буквой а», «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Безударные гласные, непроверяемые ударением»).
- Какие орфограммы вы знаете с согласными?
- Кто догадался и может сформулировать тему урока? (Учимся применять орфографические правила.)
- Проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока? (Слайд №3)
- Тема урока «Учимся применять орфографические правила». А зачем нам это надо? (Чтобы писать грамотно. Грамотное письмо легче читать и понимать.)
- Какие цели мы поставим перед собой?
- Уметь находить в словах орфограммы. (Слайд №4)
- Правильно подбирать проверочные слова.
- Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Сейчас проверить сможешь сам
Своё внимание к словам.
VI. Словарно-орфографическая работа.
- Итак, учимся применять орфографическое правило «Безударные гласные корня, непроверяемые ударением».
Тетрадь «Пишем грамотно» - с.27
4 ученика работают по карточке (проверка по карточке – помощнице)
- Почему данные слова называются словарными?
- Как можно проверить правильность их написания? (выучить, проверить по словарю)
Проверка словарных слов. (Слайд № 5)
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и поставьте отметку.
VII. Работа по теме урока.
1. Правила работы в паре. (Слайд №6)
Работа в паре: карточка с заданием – Выбери проверочные слова, подчеркни их. Обозначь буквой безударный звук в корне слова.
Проверка, самооценка.
- С какой орфограммой работали? Как проверяли безударную гласную?
Физминутка
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
2. Индивидуальная работа: карточка с заданием – соедини слово стрелками с нужной буквой.
Взаимопроверка, самооценка.
- Сейчас мы займемся поисковой работой.
3. Игра «Найди пару». Работа в паре.
В.да – водный | гн.здо – гнёзда |
Сл…ва – слово |
ст.на – стены |
Т.желый – тяжесть |
с.сна – сосны |
П.левая – поле |
м.лыш – маленький |
Гри… - грибы |
сне… - снега |
Ду… - дубы |
моро… - морозы |
Жира… - жирафы |
мор… - моржи |
- Какие орфограммы встретились в словах? (безударные гласные, парные согласные)
- Как проверить парную согласную?
4. Работа по карточке. (правописание парной согласной).
Зу…, клю…, но…, жира…, сне…, вол…, глобу…, ма…, шар…, солда….
5. Игра «Исследователи».
Работа в группе.
- Найди ошибки в предложениях: Р/Т с.29 упр.7
VIII. Рефлексия.
- Давайте подведем итог нашей плодотворной работы.
- Какая была тема урока? (Учимся применять орфографические правила.)
- Какие цели мы ставили? (Уметь находить в словах орфограммы. Правильно подбирать проверочные слова.)
- Достигли ли мы этих целей? Как достигали?
- Что помогло нам справиться с заданиями?
- С какими орфограммами мы сегодня работали? (Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением, парные согласные.)
- При выполнении каких заданий испытывали затруднения?
- За что вы можете себя похвалить?
- Если у вас были сегодня ошибки, не отчаивайтесь. Помните: дойти можно тогда, когда идёшь, узнать можно тогда, когда учишься.
IХ. Домашнее задание. По выбору.
Карточка: Выпишите слова с пропущенными буквами, выделите орфограмму, напишите проверочное слово.
Помощь пернатым друзьям.
Наступила х…лодная з…ма. Снег укрыл всё белым покрывалом. Ст…ит сильный м…ро…. В зимнюю пору птицам приходится трудно. Ребята сделали к…рмушку для п…рнатых друзей и повесили её на старой берёзе. Первыми отыскали птичью столовую ло…кие синицы. Вот прилетела шумная стайка воробьёв. За ними важные сн…гири. или Р/Т с.28 упр.4
Слова учителя:
За вас сегодня я очень рада!
За труд вас всех благодарю.
И отметками хорошими и отличными,
Всех, непременно, оценю!
- Какое у вас сейчас настроение? Покажите.