На занятиях по экологии наши дети узнали, что существуют на нашей планете различные материки и экологические системы. И после этих занятий появилась замечательная идея - отправиться в кругосветное путешествие. Мы решили, что наш детский сад на некоторое время станет планетой Земля. Для этого ясельная группа преобразилась в Арктику и Антарктику, младшая - в лес, средняя - в джунгли, старшая - в подводный мир, а наша подготовительная группа - в пустыню.
Так возникла замечательная идея проведения экологического квеста в нашем ДО, которому дали название "60 минут вокруг света".
Квест - это командная игра, которая включает в себя различные задания соревновательного характера и имеющая определённый сюжет, а в нашем случае связанный с экологической тематикой. В квесты с удовольствием играют и взрослые, и дети. Организованные квесты - занятия актуальны в контексте требований ФГОС ДО и такая форма носит игровой характер, ориентированный на применение детьми полученных знаний и проявление активности в применении познавательной и инициативной деятельности дошкольников.
Мы выяснили, что самая большая пустыня - Сахара, которая находится в Африке. На детской карте мира отыскали наш город Москва, а после этого отыскали Африку. Но мы столкнулись с небольшой трудностью: а как же мы туда можем попасть. и тут начался спор... Кто-то решил туда лететь на воздушном шаре, кто-то на вертолёте, кто-то на самолёте, кто-то на поезде, а один ребёнок даже решил идти пешком. Детям пришлось договариваться, как они попадут в Африку. В результате спора разделились на три группы: морской (на корабле), воздушный (на самолёте) и сухопутный (поезд, машина). Но ведь надо же ещё проложить маршрут и обозначить его стрелками на карте. И опять пришлось преодолевать трудности - надо было решить, каким цветом обозначить стрелки маршрута для каждого способа передвижения. Ох, как дети спорили... Пришлось решать вопрос путём голосования. И вот что получилось: красные стрелки - морской путь, зелёные - сухопутный, синие - воздушный. Дети раскрасили стрелки и выложили на карте схему движения каждой группы в Африку в пустыню Сахара. Следующим этапом у нас было обсуждение того, что можно есть в пустыне, сколько надо человеку воды на 1 день, какая нужна обувь и одежда, что можно делать и что нельзя, какие животные там обитают и какие растут растения и т.п.
Мы обсудили с детьми, какие особенности пустыни им уже известны. После этого обсуждения был проведён опрос по теме "Что такое пустыня?". Дети отвечали индивидуально. Ответы получились очень разными и были размещены на физической карте Африки. Из ответов стало понятно, что у детей недостаточные знания о пустыне. Мы обратились к родителям с просьбой помочь расширить представления ребят об особенности климата и разнообразии растительного и животного мира Сахары. Материалы и пособия для ознакомления детей с пустыней помогали делать родители.
Этот проект помог заинтересовать родителей и детей работать совместно, решать проблемы с помощью взрослого и самостоятельно. Мы сформировали предпосылки поисково-исследовательской деятельности у дошкольников. Этот проект способствовал повышению активности родителей - они оказали помощь в сборе наглядного и дидактического материала. А какие разнообразные идеи рождались у детей: спросить о пустыни у родителей, поискать информацию в интернете, приносили разные иллюстрации, книги, сказки, стихи, загадки, поделки, рисунки, энциклопедии, настольные игры о пустыне покупные и сделанные своими руками. А ещё совместными усилиями родители и дети сделали плакат "Вымершие животные пустыни". На протяжении всего времени подготовки и проведения проекта "60 минут вокруг света" у детей и родителей наблюдалось положительное эмоциональное состояние и хорошее настроение. Дети с радостью брались за выполнение различных заданий и с удовольствием участвовали в совместной творческой деятельности. У детей расширился объём представлений о пустыне, её животном и растительном мире. С участием родителей и детей был сделана своими руками познавательная книга-альбом "Пустыня", а также сочинённая ребёнком сказка "Ушастик" (о лисичке пустыни Фенёк ) и оформленная красочно вместе со взрослыми. В ходе бесед, просмотра научных фильмов, чтения книг и научно-познавательной литературы, наблюдений, игр и игровых ситуаций дети научились различать и называть представителей животного и растительного мира пустыни; узнали о том, как люди живут в пустыне, каких животных разводят и где могут работать в условиях жары.
Мы получили замечательные результаты при совместной деятельности детей, родителей и педагогов по экологическому воспитанию:
1. тесный и доброжелательный контакт между её участниками, обмен информацией
2. все участники поняли смысл деятельности и её конечного результата
3. сформировали основы экологической культуры детей
4. развили у детей предпосылки поисково-исследовательской деятельности, инициативы, самостоятельно принимать решения и проявлять свои способности и умения.
У взрослых и детей осталась заинтересованность в самом процессе и конечной цели, обогатились знания и представления об окружающем мире, а также квест позволил развить совместное творчество взрослых и детей.
Во время подготовки и проведения квеста выстроились партнёрские отношения между взрослыми и детьми, они сотрудничали. А сотрудничать - это значит разделять труд. Ведь единое воспитательное поле создаётся только тогда, когда родители приобщаются к жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении. Это создаёт для дошкольника эмоциональное благополучие, уверенность в себе, хорошее настроение и успехи, развитие дружеских связей детей и взрослых.