Предмет: Литературное чтение.
УМК: Начальная школа 21 века.
Тема: Обобщение по разделу «Любимые произведения С.Я.Маршака».
Задачи:
- Обобщить знания о творчестве С.Я.Маршака; Создать условия для актуализации знаний по содержанию произведений С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш», «Кошкин дом».
- Развивать познавательные УУД (анализ, синтез, классификация, сравнение) в процессе выполнения занимательных заданий: установления соответствий, подбора подходящих по смыслу слов.
- Развивать регулятивные УУД (саморегуляция, оценка) на основе приёма «Незаконченное предложение».
- Способствовать воспитанию интереса к уроку литературного чтения через выполнение занимательных и познавательных заданий.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Рассказывают о жизни автора;
- Называют произведения автора и их жанры;
- Рассуждают о личностных качествах С.Я.Маршака;
- Определяют мнение автора и высказывают собственное мнение о поэтических образах и поступках персонажей на основе прочитанных произведений;
- Рассказывают о замысле автора;
- Читают произведение осознанно, выразительно, правильно.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- Устанавливают соответствия между отрывками произведений и их названиями;
- Вставляют подходящие по смыслу слова в отрывках произведений;
- Выполняют творческую работу: составление синквейна в группах.
Регулятивные УУД:
- Осуществляют выбор задания из предложенных, оценивая свои возможности;
- Оценивают результат своей учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Вступают в учебное сотрудничество со сверстниками;
Личностные:
- Понимают и выполняют требования учителя.
Оборудование:учебник литературного чтения для 3 класса, ч.2 Л.А.Ефрорсинина
Для учителя | Учебник литературного чтения для 3 класса, ч. 2, Л.А. Ефросинина, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал. |
Для учащихся |
Учебная хрестоматия: 3 класс: Ч. 1/ [авт.-сост. Л.А. Ефросинина], учебник литературного чтения для 3 класса, ч. 2, Л.А. Ефросинина. |
Ход урока
1. Организация класса. Мотивация к учебной деятельности.
- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Улыбнитесь друг другу. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.
«Чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Будь это стих или рассказ
Вы учите их, они учат вас.
А работать мы будем под девизом:
«Тот, кто хочет много знать
Должен сам всё постигать.»
Слайд 1. Презентация.
– А вы любите уроки литературного чтения?
За что вы их любите? (Можно повстречаться с любимыми героями)
Чего хотите получить от сегодняшнего урока литературного чтения?
Начните свой ответ со слов: сегодня на уроке мне хотелось бы…
- А чтобы всё получилось, что нам необходимо? (работать в команде, верить в себя и т.д.)
На каждом уроке нас ждёт встреча.
- А с кем вы можете встречаться на уроке чтения? (с авторами, героями произведений…)
- Сегодня мы совершим очередное увлекательное путешествие в мир литературы. Давайте проведём разминку и узнаем, с каким автором нас ждёт встреча.
РАЗМИНКА. Блиц-турнир «Доскажи словечко». Слайд 2.
- Вот какой …(рассеянный)
- Сказка о глупом… (мышонке)
- Про все на … (свете)
- Кот и …(лодыри)
- Рассказ о неизвестном …(герое)
- Что объединяет эти произведения? (Это произведения С.Я.Маршака.)
- Вам нравится читать произведения Маршака?
- Сформулируйте тему нашего урока?
(«Любимые произведения Маршака.») Слайд 3
Это заключительный урок по разделу.
- Как вы думаете, какие же задачи предстоит нам сегодня решить?
(Вспомнить биографию Маршака, вспомнить изученные произведения, проанализировать творчество Маршака.) Слайд 4.
2. Проверка домашнего задания
С каким произведением Маршака мы познакомились на прошлом уроке? («Кошкин дом»)
- К какому жанру относится это произведение? (пьеса-сказка)
- Что такое сказка? ( Сказка- это жанр устного народного творчества. Бывают авторские и народные.
- Что такое пьеса? ( Пьеса-литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене)
По плану, который дан на слайде, мы коротко постараемся вспомнить содержание пьесы. Слайд 5.
План:
1. Богатый кошкин дом.
2. Бедные котята.
3. Гости.
4. После пожара.
5. Новый дом.
- Но мы не просто будем передавать содержание каждой части, а постараемся дать характеристику героев, определить, кто из них положительный, кто отрицательный и почему.
Инсценирование 1 действия. Приложение 1
Далее диалог по тексту Хрестоматия №2 с.120-122.
- Итак, первая часть нашей пьесы – «Богатый кошкин дом».
- С чего начинается пьеса? (с присказки).
- Что такое присказка? (Присказка - вступление к сказке в виде прибаутки, пословицы)
- Какую рифму использует автор в присказке? (Смежная)
- Какие еще бывают рифмы? (Перекрёстная, кольцевая)
- Какой мы видим кошку в начале повествования? (Самодовольная,себялюбивая, красуется собой.)
- А что мы можем сказать о коте Василии? (лакей, прислуга, век служил в дворниках, стал таким же, как и хозяйка - бесчувственный, безразличный.)
Работа над второй частью «Бедные котята»
- Давайте дадим характеристику котятам. Какие они? Используем прилагательные.
- Как в литературе называется такой приём? (Эпитеты - образное выразительное определение)
(бедные, голодные, жалкие, круглые сиротки, нищие, бездомные, обездоленные и т.д.)
- Какие качества кошки проявляются в этой части? (Кошка: безжалостная, жестокая, отсутствует милосердие и простые человеческие качества: понимание, сочувствие, любовь к ближним)
- Как она говорит о том, как надо поступить с котятами?
- Кошка грозно и безжалостно говорит о том, что нищих и бездомных котят надо топить.
- И вдруг интонация ее голоса совершенно меняется. Что происходит, почему кошка так резко изменилась? (Пришли гости)
Работа над третьей частью «Гости».
- Что в общем можно сказать обо всех гостях? (ответы детей)
(Лицемерные, корыстные, глупые, льстивые, они ничего не понимают и не знают, но важничают.)
Это самодовольные тунеядцы, не видят вокруг себя ничего, кроме личного благополучия и своего завтрака. Они только и знают, что восхищаются кошкой и ее домом, восхваляют себя, приглашают в гости, в душе надеясь, что гости не придут.
- Как вы думаете, что является кульминацией сказки? (Сцена пожара)
(Кульминация - «вершина», острый пик нарастающего до этого момента напряжения»)
- Что случилось с Кошкиным домом? Почему, по какой причине он сгорел?
Выборочное чтение из дополнительной литературы.
Разгорелся огонек и наделал много беды. Вы, ребята, должны всегда помнить, что огонь-озорник и любит играть не только в хорошие, но и в плохие игры.
(Напомнить о пожароопасном времени года.)
Работа над четвертой частью «После пожара»
- Не стало дома у кошки. Кого теперь нам напоминают кошка и кот Василий?
- Теперь уже кошка и кот идут от дома к дому. И как же отнеслись к горю кошки друзья, которые только что танцевали и веселились у кошки и клялись в вечной дружбе? (ответы детей)
Вывод: Потеряв дома и угодья, кошка-погорелица теряет и своих друзей. Уже никто не восхищается ею, никто не зовет на «пирог козлиный с капустой и малиной», ни на пшено в курятнике. И бывшей барыне-кошке и ее дворнику Василию приходится бросить барские повадки.
- И что же, так никто и не помог кошке? (помогли котята)
- Почему же котята помогли кошке, ведь она так жестоко с ними обошлась? (они были добрые и умели прощать)
- Какие же правила доброты и взаимопонимания выполняли котята?
- Давайте сформулируем эти правила доброты и взаимопонимания и постараемся всегда их выполнять.
Слайд6. ( дети читают):
- помогать слабым, маленьким, старым, больным, попавшим в беду;
- прощать ошибки других, жалеть людей;
- не быть жадными;
- понимать других людей.
- Эти качества, ребята, вы должны воспитывать в себе. Только выполняя эти правила доброты и взаимопонимания вы вырастите достойными людьми.
3. Физкультминутка «Что такое доброта»? Слайд 7.
Работа над пятой частью «Новый дом».
- О чем мы узнали из этой части?
- Какими стали кошка и кот?
- Как вы думаете, теперь они смогут посочувствовать тому, кто попал в беду?
- Какой вывод можно сделать? (Человека красит не одежда, а его поступки, то, какой он)
Вывод:
- Мы видим, что с развитием сюжета сказки характеры героев меняются. Богатые красавица – кошка и кот превращаются в обездоленных, умоляющих о помощи. Но на их просьбы никто из их бывших друзей не обращает внимания, все заняты собой. Мы чувствуем, что и дружба здесь какая-то странная, что это вовсе и не друзья, потому что в трудную минуту их не оказалось рядом.
- Кого же мы можем назвать настоящими друзьями? Почему? (Потому что именно жалкие котята, которых кот и кошка прогнали со двора, не помнят зла и приютили их)
- Чему учит эта сказка? (Читая ее, мы чувствуем и понимаем цену дружбы, как надо выбирать друзей и как к ним относиться. Не отворачиваться от тех, кто обращается к тебе за помощью, т.к. любой человек может оказаться в беде.)
Актуализация знаний
А теперь вернёмся к задачам нашего урока и поработаем в группах.
Я предлагаю сейчас выйти по одному представителю из группы, отгадать произведение и определить название своей группы для дальнейшего выполнения заданий. (Дети выбирают карточки)
- А теперь повторяем правила работы в группе.
- Какие ещё произведения С.Я.Маршака изучали на предыдущих уроках?
- В чем заключается главная мысль стихотворения «Урок родного языка»?
- Что необходимо людям для того, чтобы жить спокойно и трудиться?
Какие качества могут помочь людям сохранить мир на Земле
Мир - что это для вас?
Работа с буклетами. Найдите задание №2. (У каждой группы своя пословица)
Работа в паре: Из хаоса собрать и записать пословицу.
«Биографы»:
QWМИРRWUILWJJСТРОИТ, АVNWВОЙНАYULРАЗРУШАЕTRG
«Литературоведы»:
QWГДЕRWUНАILWJJМИР, VNWТАМYUИLРАДОСТЬRG
«Исследователи»:
QWМИРRWUНАILWJJПЛАНЕТЕ VNWСЧАСТЛИВЫYULДЕТИTRG
- Замечательный поэт, сказочник, драматург, переводчик – С.Я.Маршак всю жизнь был и остается верным другом детей. Поэт предвидел, что его стихи будут читать не одно поколение. Вот, что Маршак написал в 1962 году:
Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!
Слайд 9
5. Итог урока.
- Талант Маршака многогранен. Трудно найти тему, которую бы не затронул Маршак в своих произведениях. Эти темы важны и в наши дни: тема добра, трудолюбия, уважения к старшим, любви к Родине, к природе и человеку,. Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми.
Предлагаю составить синквейн на тему: «Маршак».
А закончить наш урок хочу этими добрыми и мудрыми стихами.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье –
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас
А сердце умным будет.
Я от души желаю вам, друзья,
Всего хорошего!
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
6. Рефлексия.
- Вспомните задачи нашего урока и расскажите о себе. Как бы вы оценили себя на уроке. Лист самооценки.