Урок литературного чтения в 3-м классе "Любимые произведения С.Я.Маршака (обобщающий урок)

Разделы: Начальная школа


Предмет: Литературное чтение.

УМК: Начальная школа 21 века.

Тема: Обобщение по разделу «Любимые произведения С.Я.Маршака».

Задачи:

  • Обобщить знания о творчестве С.Я.Маршака; Создать условия для актуализации знаний по содержанию произведений С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш», «Кошкин дом».
  • Развивать познавательные УУД (анализ, синтез, классификация, сравнение) в процессе выполнения занимательных заданий: установления соответствий, подбора подходящих по смыслу слов.
  • Развивать регулятивные УУД (саморегуляция, оценка) на основе приёма «Незаконченное предложение».
  • Способствовать воспитанию интереса к уроку литературного чтения через выполнение занимательных и познавательных заданий.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Рассказывают о жизни автора;
  • Называют произведения автора и их жанры;
  • Рассуждают о личностных качествах С.Я.Маршака;
  • Определяют мнение автора и высказывают собственное мнение о поэтических образах и поступках персонажей на основе прочитанных произведений;
  • Рассказывают о замысле автора;
  • Читают произведение осознанно, выразительно, правильно.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • Устанавливают соответствия между отрывками произведений и их названиями;
  • Вставляют подходящие по смыслу слова в отрывках произведений;
  • Выполняют творческую работу: составление синквейна в группах.

Регулятивные УУД:

  • Осуществляют выбор задания из предложенных, оценивая свои возможности;
  • Оценивают результат своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Вступают в учебное сотрудничество со сверстниками;

Личностные:

  • Понимают и выполняют требования учителя.

Оборудование:учебник литературного чтения для 3 класса, ч.2 Л.А.Ефрорсинина

Для учителя

Учебник литературного чтения  для 3 класса, ч. 2, Л.А. Ефросинина, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

Для учащихся

Учебная хрестоматия: 3 класс: Ч. 1/ [авт.-сост. Л.А. Ефросинина], учебник литературного чтения  для 3 класса, ч. 2, Л.А. Ефросинина.

Ход урока

1. Организация класса. Мотивация к учебной деятельности.

-  Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Улыбнитесь друг другу. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

«Чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Будь это стих или рассказ
Вы учите их, они учат вас.

А работать мы будем под девизом:

«Тот, кто хочет много знать
Должен сам всё постигать.»

Слайд 1. Презентация.

– А вы любите уроки литературного чтения?

За что вы их любите? (Можно повстречаться с любимыми героями)

Чего хотите получить от сегодняшнего урока литературного чтения?

Начните свой ответ со слов: сегодня на уроке мне хотелось бы…

- А чтобы всё получилось, что нам необходимо? (работать в команде, верить в себя и т.д.)

На каждом уроке нас ждёт встреча.

- А с кем вы можете встречаться на уроке чтения? (с авторами, героями произведений…)

- Сегодня мы совершим очередное увлекательное путешествие в мир литературы. Давайте проведём разминку и узнаем, с каким автором нас  ждёт встреча.

РАЗМИНКА. Блиц-турнир «Доскажи словечко». Слайд 2.

- Вот какой …(рассеянный)

- Сказка о глупом… (мышонке)

- Про все на … (свете)

- Кот и …(лодыри)

- Рассказ о неизвестном …(герое)

- Что объединяет эти произведения? (Это произведения С.Я.Маршака.)

- Вам нравится читать произведения Маршака?

- Сформулируйте тему нашего урока?

Любимые произведения Маршака.») Слайд 3

Это заключительный урок по разделу.

- Как вы думаете, какие же задачи предстоит нам сегодня решить?

(Вспомнить биографию Маршака, вспомнить изученные произведения, проанализировать творчество Маршака.) Слайд 4.

2. Проверка домашнего задания

С каким произведением Маршака мы познакомились на прошлом уроке? («Кошкин дом»)

- К какому жанру относится это произведение? (пьеса-сказка)

- Что такое сказка? ( Сказка- это жанр устного народного творчества. Бывают авторские и народные.

- Что такое пьеса? ( Пьеса-литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене)

По плану, который дан на слайде, мы  коротко постараемся вспомнить содержание пьесы. Слайд 5.

План:

1. Богатый кошкин дом.

2. Бедные котята.

3. Гости.

4. После пожара.

5. Новый дом.

- Но мы не просто будем передавать содержание каждой части, а постараемся дать  характеристику героев, определить,  кто из них положительный, кто отрицательный и почему.

Инсценирование 1 действия.  Приложение 1

Далее диалог по тексту Хрестоматия  №2 с.120-122.

- Итак, первая часть нашей пьесы – «Богатый кошкин дом».

- С чего начинается пьеса? (с присказки).

- Что такое присказка? (Присказка - вступление к сказке в виде прибаутки, пословицы)

- Какую рифму использует автор в присказке? (Смежная)

- Какие еще бывают рифмы? (Перекрёстная, кольцевая)

- Какой мы видим кошку в начале повествования? (Самодовольная,себялюбивая, красуется собой.)

- А что мы можем сказать о коте Василии? (лакей, прислуга, век служил в дворниках, стал таким же, как и хозяйка - бесчувственный, безразличный.)

Работа над второй частью «Бедные котята»

- Давайте дадим характеристику котятам. Какие  они? Используем прилагательные.

- Как в литературе называется такой приём? (Эпитеты - образное выразительное определение)
(бедные, голодные, жалкие, круглые сиротки, нищие, бездомные, обездоленные и т.д.)

- Какие качества кошки проявляются в этой части? (Кошка: безжалостная, жестокая, отсутствует милосердие и простые человеческие качества: понимание, сочувствие, любовь к ближним)

- Как она говорит о  том, как надо поступить с котятами?

- Кошка грозно и безжалостно говорит о том, что нищих и бездомных котят надо топить.

- И вдруг интонация ее голоса совершенно меняется. Что происходит, почему кошка так резко изменилась? (Пришли гости)

Работа над  третьей частью «Гости».

- Что в общем можно сказать обо всех гостях? (ответы детей)

(Лицемерные, корыстные, глупые, льстивые, они ничего не понимают и не знают, но важничают.)

Это самодовольные тунеядцы, не видят вокруг себя ничего, кроме личного благополучия и своего завтрака. Они только и знают, что восхищаются кошкой и ее домом, восхваляют себя, приглашают в гости, в душе надеясь, что гости не придут.

- Как вы думаете, что является кульминацией сказки? (Сцена пожара)

(Кульминация - «вершина», острый пик нарастающего до этого момента напряжения»)

- Что случилось с Кошкиным домом? Почему, по какой причине он сгорел?

Выборочное чтение из дополнительной литературы.

Разгорелся огонек и наделал много беды. Вы, ребята, должны всегда помнить, что огонь-озорник и любит играть не только в хорошие, но и в плохие игры.

(Напомнить о пожароопасном времени года.)

Работа над  четвертой частью «После пожара»

- Не стало дома у кошки. Кого теперь нам напоминают кошка и кот Василий?

- Теперь уже кошка и кот идут от дома к дому. И как же отнеслись к горю кошки друзья, которые только что танцевали и веселились у кошки и клялись в вечной дружбе? (ответы детей)

Вывод: Потеряв дома и угодья, кошка-погорелица теряет и своих друзей. Уже никто не восхищается ею, никто не зовет на «пирог козлиный с капустой и малиной», ни на пшено в курятнике. И бывшей барыне-кошке и ее дворнику Василию приходится бросить барские повадки.

- И что же, так никто и не помог кошке? (помогли котята)

- Почему же котята помогли кошке, ведь она так жестоко с ними обошлась? (они были добрые и умели прощать)

- Какие же правила доброты и взаимопонимания выполняли котята?

- Давайте сформулируем эти правила доброты и взаимопонимания и постараемся всегда их выполнять.

Слайд6. ( дети читают):

- помогать слабым, маленьким, старым, больным, попавшим в беду;

- прощать ошибки других, жалеть людей;

- не быть жадными;

- понимать других людей.

- Эти качества, ребята, вы должны воспитывать в себе. Только выполняя эти  правила доброты и взаимопонимания вы вырастите достойными людьми.

3. Физкультминутка «Что такое доброта»? Слайд 7.

 Работа над пятой частью «Новый дом».

- О чем мы узнали из этой части?

- Какими стали кошка и кот?

- Как вы думаете, теперь они смогут посочувствовать тому, кто попал в беду?

- Какой вывод можно сделать? (Человека красит не одежда, а его поступки, то, какой он)

Вывод:

- Мы видим, что с развитием сюжета сказки характеры героев меняются. Богатые красавица – кошка и кот превращаются в обездоленных, умоляющих о помощи. Но на их просьбы никто из их бывших друзей не обращает внимания, все заняты собой. Мы чувствуем, что и дружба здесь какая-то странная, что это вовсе и не друзья, потому что в трудную минуту их не оказалось рядом.

- Кого же мы можем назвать настоящими друзьями? Почему? (Потому что  именно жалкие котята, которых кот и кошка прогнали со двора, не помнят зла и приютили их)

- Чему учит эта сказка? (Читая ее, мы чувствуем и понимаем цену дружбы, как надо  выбирать друзей и как к ним относиться. Не отворачиваться от тех, кто обращается к тебе за помощью, т.к. любой человек может оказаться в беде.)

Актуализация знаний

А теперь вернёмся к задачам нашего урока и поработаем в группах.

Я предлагаю сейчас выйти по одному представителю из группы, отгадать произведение и определить название своей группы для дальнейшего выполнения заданий. (Дети выбирают карточки)

- А теперь  повторяем правила работы в группе.

- Какие ещё  произведения С.Я.Маршака изучали на предыдущих уроках?

- В чем заключается главная мысль стихотворения «Урок родного языка»?

- Что необходимо людям для того, чтобы жить спокойно и трудиться?

Какие качества могут помочь людям сохранить мир на Земле

Мир - что это для вас?

Работа с буклетами. Найдите задание №2. (У каждой группы своя пословица)

Работа в паре: Из хаоса собрать и записать пословицу.

«Биографы»:

QWМИРRWUILWJJСТРОИТ, АVNWВОЙНАYULРАЗРУШАЕTRG

«Литературоведы»:

QWГДЕRWUНАILWJJМИР, VNWТАМYUИLРАДОСТЬRG

«Исследователи»:

QWМИРRWUНАILWJJПЛАНЕТЕ VNWСЧАСТЛИВЫYULДЕТИTRG

- Замечательный поэт, сказочник, драматург, переводчик – С.Я.Маршак всю жизнь был и остается верным другом детей. Поэт предвидел, что его стихи будут читать не одно поколение. Вот, что Маршак написал в 1962 году:

Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!

Слайд 9

5. Итог урока.

- Талант Маршака многогранен. Трудно найти тему, которую бы не затронул Маршак в своих произведениях. Эти темы важны и в наши дни: тема добра, трудолюбия, уважения к старшим, любви к Родине, к природе и человеку,. Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми.

Предлагаю составить синквейн на тему: «Маршак».

А закончить наш урок хочу этими добрыми и мудрыми стихами.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье –
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас
А сердце умным будет.
Я от души желаю вам, друзья,
Всего хорошего!
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

6. Рефлексия.

- Вспомните задачи нашего урока и расскажите о себе. Как бы вы оценили себя на уроке. Лист самооценки.