«Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика,
формирует
и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир,
его позиции и не только в искусстве, а и в жизни.»
Ростислав Захаров
Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части подрастающего поколения — характерные и тревожащие особенности современной ситуации в государстве. Негативные процессы в обществе за последние годы привели к тому, что у подростков оказались разрушены или утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты как самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. В обществе, массовом сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Происходит противоречивое толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», померкли такие понятия, как «воинская честь и достоинство».
Упал престиж воинской службы.
В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма как основы укрепления государства.
Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания.
Одной из основных задач воспитания детей является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается уже с картинки, слышимой музыки, окружающей природы, жизни знакомых улиц.
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы дети почувствовали личную ответственность за родную землю и ее будущее.
У писателя Виктора Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».
Патриотическое воспитание – это процесс,который должен пронизывать все слои становления и развития ребенка.
Патриотизм немыслим без нравственности, ответственности, любви. А все это должно быть каждодневной, ежечасной заботой воспитателей, родителей и всех взрослых, окружающих ребенка.
Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордится страной, в которой родились, заботиться о ее благосостоянии.
Развитие понимания Родины ребенком всегда тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести все это до каждого воспитанника в доступной форме, приобщая его к духовному наследию России.
Задавая вопрос обучающимся, знают ли, любят ли они песни и танцы родного края, и считают ли они необходимым сохранение народных традиций, - то многие из них отвечают, что никому не нужны эти старые, давно отжившие свое мотивы. Однако, сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного образования должен научить любить и беречь. Непонимание же молодежью искусства, созданного народом, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства, в частности хореографического.
Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине.
Усиливается значение народных танцев в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.
В изучении народного танца накоплен значительный материал. Мастерами народной хореографии - Т.Д.Устиновой, И.А.Моисеевым, Н.С.Надеждиной, М.С.Годенко, Г.Я.Власенко, Н.И.Заикиным и многими другими собирался, изучался и обрабатывался русский танцевальный фольклор.
Большой вклад в исследование народных танцев внесли: Г.Ф.Богданов, Н.И.Заикин, Н.А.Заикина, Г.В.Иноземцева, К.Зацепина, А.Климов, К.Рихтер, Н.Толстая, Е.Фарманянц и др.
Вопросы гражданско-патриотического воспитания исследовались А.А.Ароновым, В.В.Артамчуком, В.Г.Бирковским, Д.М.Водзинским, A.M.Ветоховым, О.И.Волжиной, А.Н.Вырщиковым, Н.П.Дунаевым, Л.М.Архангельским, Л.П.Буевой, P.M.Гуровой, С.М.Иконниковой, и другими учеными.
Без интереса к народному творчеству учащиеся не смогут правильно передать характерные особенности изучаемого танца.
Поэтому столь важно познакомить учащихся с историей, бытом и национальной культурой народа. Перед знакомством с каждой народностью педагог делает небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме.
Создание фольклорного сценического танца - это не просто перенос тщательно выученных движений и рисунков на сцену - это процесс воссоздания атмосферы жизни танца, его дыхания и того таинства общения исполнителей, которое в нем рождается, обусловливая его ценность и необходимость.
Естественно, первое место у каждого народа занимает его родной танец. Русский народный танец один из наиболее распространённых видов творчества, который связан с историей русского народа и является неотъемлемой частью фольклорного наследия. Главная задача изучения русских танцев - привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре. Занятия ,кроме того, что формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой культуры.
Поэтому в ансамбле «Сюрприз» русским танцам уделено особое внимание. Они играют важную роль в репертуаре коллектива. О русских "дробях", "вертушках", "припаданиях" знают даже самые маленькие участники коллектива.
Русские танцы сильно различаются между собой по настроению, по рисунку и по темпу. В ансамбле есть танцы - «Матрешки» (рисунок №1), «Ой, как ты мне нравишься» На данный момент находится в разработке идея создания интегрированной сюиты (русский народный танец с элементами модерна) под музыку группы "Иван Купала».
Рисунок 1
За годы своего существования коллектив принимал участие в городских праздниках, и Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях. Международный фестиваль «Малахитовая шкатулка», который ежегодно проходит в городе Санкт-Петербург- яркий пример бережного отношения к русскому фольклору ,к народному творчеству. народов мира и ближнего зарубежья.
Русский народный танец один из наиболее распространённых видов творчества, который связан с историей русского народа и является неотъемлемой частью фольклорного наследия. Главная задача изучения русских танцев - привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре. Занятия формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой культуры.
Тема Родины в песне, музыке, танце проявляется через самобытные черты искусства того или иного народа. Вот почему изучение национального искусства прививает чувство любви к родине, патриотическое чувство. Хореографическая композиция «Ромашковая Русь»(рисунок №2) - яркое свидетельство воплощения красоты родного края через хореографические образы.
Рисунок 2
Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования гражданственности и патриотизма, воспитания любви к Родине.
Гражданско-патриотическое воспитание призвано формировать в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре других народов, побуждать чувство гордости за свой народ.
Уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа — одна из ключевых сфер проявления патриотизма человека. Патриотизм опирается на героическое начало, базируется на принципах органического восприятия высоких героических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы героико-патриотического начала любого народа.
Поэтому неотъемлемая задача педагога - формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому и настоящему на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Поскольку, без этих знаний невозможно полноценно знать заботы страны, её трудности.
Рисунок 3
Реализация данного направления осуществляется в коллективе через подбор танцевального репертуара, («У войны не детское лицо» (рисунок №3), «Фронтовые письма» (рисунок №4), «Мир нужен всем»), участия в патриотических и социально-значимых акциях, концертах, фестивалях и конкурсах патриотической направленности: «Мы - будущее России», «Великая Россия» и др.
Рисунок 4
Важная цель гражданско-патриотического воспитания — как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у обучающихся такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога.
Поэтому в своей практике, при постановке того или иного танцевального номера я стараюсь совместно с детьми изучить исторический материал и содержание постановки, чтобы они понимали, что они хотят донести до зрителя и какими средствами хореографии, пропустив через себя духовно-нравственные идеи. Тема духовности, возвращения к своим религиозным истокам сейчас очень актуальна. И это ярко прослеживается в таких постановках, как: «Святая Россия». (рисунок №5)
Рисунок 5
Еще одной важной задачей патриотического воспитания является знакомство с символикой нашего государства: герб, флаг, гимн (хореографическая композиция «Россия-матушка» (рисунок №6) и развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; (хореографическая сюита «Олимпиада» (рисунок №7), любовь к родному городу (хореографическая композиция «Каравелла» (рисунок №8).
Рисунок 6
Как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у обучающихся такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. Любовь к Родине - это необыкновенно прекрасное и совершенное по своему благородству и бескорыстию чувство. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога. Решая задачи воспитания патриота и гражданина, хореографический ансамбль «Сюрприз» работает в четырех направлениях, тесно взаимосвязанных между собой. И это отражается в репертуаре ансамбля, который постоянно обновляется.
Рисунок 7
Рисунок 8
Первое направление. Развитие интереса к русским и национальным традициям и промыслам:
- «Матрешки»
- «Ой, как ты мне нравишься»
- «Валенки»
Второе направление – «Мой край родной»:
- «Каравелла»
- «Ромашковая Русь»
- «Ивана-Купала»
- «Алые паруса»
Третье направление «Растим патриота и гражданина России»:
- «Святая Россия»
- «Россия-Матушка»
- «Олимпиада»
- «У войны не детское лицо»
4 направление Проекты в хореогрфии:
- «Фронтовые письма»