Цели:
- закреплять приём деления суммы на число, каждое слагаемое которой делится на это число, умение решать задачи изученных видов;
- учить формулировать проблему;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логико-математическую речь, исследовательскую и творческую деятельность, рефлексию и адекватную самооценку.
Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся решать задачи, используя прием деления суммы на число;
- читать равенства, используя математическую терминологию;
- выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие.
- С кем можно путешествовать? (высказывания учащихся)
- Сегодня нашими попутчиками будут герои одной из литературных сказок.
II. Математическая разминка.
- Запишите ответы в тетради, а под ними соответствующие буквы.
1 вариант |
2 вариант |
||
80 : 4 |
р |
70 : 7 |
и |
10 · 5 |
и |
50 - 38 |
ш |
18 + 24 |
ш |
72 : 9 |
н |
30 - 18 |
а |
8 · 7 |
а |
8 · 9 |
н |
30 · 2 |
г |
54 : 6 |
г |
32 + 18 |
р |
1в.Расположите числа в порядке возрастания.
2в. Расположите числа в порядке убывания.
- Какое слово получилось? (Гаршин)
- Кто это? Какие произведения этого писателя вы знаете?
III. Актуализация знаний
- С кем путешествовала лягушка?
- Решите примеры в тетради:
- 6 · 14 – 34
- 80 : 4 + 14
- 16 · 3 + 52
- 48 : 8 + 32 : 8
- 36 : 4 + 28 : 4
Подчеркните 2 ответа с наибольшим результатом.
- Чем могут помочь эти числа в путешествии?
Минутка для любознательных.
Длина тела водоплавающей птицы утки достигает 50см.Размах крыльев в полете 100см.
IV. Самоопределение к деятельности.
- Какое из данных выражений лишнее?
- Почему?
- (32 + 48) : 8
- (30 + 24) : 9
- (5 + 10) · 5
- Сформулируйте тему и цели урока.
- Выберите то выражение, значение которого можно найти двумя способами.
- Как можно разделить сумму на число?
V. Работа по теме
- Разделите данные выражения на 2 группы:
- (36 + 36) : 9
- (30 + 12) : 7
- (30 + 12) : 6
- (50 + 10) : 6
- (24 + 16) : 8
- (41 + 9) : 5
- Всегда ли можно найти результат двумя способами?
- Что для этого необходимо?
Физминутка.
VI. Решение задач.
1. 7 уток поймали на озере 21 улитку и 28 рачков и поделили между собой поровну. Сколько улиток и рачков получит каждая утка?
- Что обозначает каждое число в задаче?
- Как лучше записать краткое условие задачи?
Съест 1 утка |
Количество уток |
Поймали все утки |
Ул. ? |
7 |
21 шт. |
Р. ? |
28 шт. |
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Назовите другой способ решения этой задачи.
- Запишите самостоятельно.
- Сколько способов решения вы нашли?
- Какой способ является более рациональным?
2. Творческое задание (работа в паре)
- Составьте такую задачу, чтобы она решалась только одним способом.
- Как это сделать?
Вывод: задачу не всегда можно решить двумя способами; для этого нужно посмотреть на слагаемые, которые должны оба делиться на число; умение решать задачи несколькими способами развивает мышление, логику.
VII. Рефлексия.
- Поставь смайлик, соответствующий твоему настроению.
- Поделитесь своими впечатлениями.
VIII. Итог урока.
- Удалось ли лягушке благополучно завершить своё путешествие?
- Что ей помешало?
- Что нового вы открыли на уроке?
- Благодаря каким качествам нам удалось достичь целей урока?
IX. Домашнее задание.
Составить задачу и решить её разными способами.