Использование возможностей УДОД в реализации программ внеурочной деятельности

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Экология


Ключевые слова: внеурочная деятельность, учреждение дополнительного образования детей, ФГОС, исследование.

Аннотация. В данной статье представлен опыт использования возможностей ГБУ ДО ДДТ Калининского района в рамках реализации программы внеурочной деятельности для учащихся 5 класса; описаны этапы участия в Образовательном путешествии «Наша чистая планета»; перечислены возможные задания исследовательского характера; показаны варианты представления некоторых полученных результатов исследований учащимися.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса и направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы образовательного учреждения. Согласно ФГОС, современное образовательное учреждение несет ответственность за результаты освоения основной образовательной программы учащимися.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся учреждение должно найти оптимальные формы их организации в образовательном процессе, отличных от классно-урочной системы. Отмечается также, что реализация основной образовательной программы ООО осуществляется самим ОУ, при этом оно может использовать, например, возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В рамках реализации Программы внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» по общеинтеллектуальному направлению развитию личности, мы воспользовались предложениями ГБУ ДО ДДТ Калининского района для участия в долгосрочном проекте «Образовательное путешествие «Наша чистая планета»» для 5 класса.

Заявка на участие подаётся по электронной почте до 20 сентября текущего учебного года. На сайте http://www.ddutkl.spb.ru/node/66 опубликованы Положения и примерные сроки выполнения заданий.

Работа начинается с создания веб-сайта https://sites.google.com/site/nasacistaaplaneta/ на платформе google, что позволяет учащимся и их родителям владеть информацией о ходе и сроках выполнения проекта, а также видеть результаты исследований.

Путешествие проводится в 3 этапа. В конце сентября проходит 1 этап. На театрализованном празднике-старте вручается журнал проекта с домашними заданиями исследовательского характера, которые необходимо выполнять в течение 2-3 месяцев.

2 этап, который проводится в конце января – начале февраля, включает в себя доставку преподавателем «Журнала команды» с выполненными заданиями, на проверку в экологобиологический отдел ДДТ и, примерно через неделю ребята приглашаются на игру-викторину, где выдаётся следующее домашнее задание.

В качестве домашних заданий предлагается: рассчитать количество потребляемой воды в семьях, измерить количество пыли в разных кабинетах школы, сделать кормушки для птиц и понаблюдать кто какой корм предпочитает, изучить и составить схему цикла воспроизводства упаковки, нарисовать экотранспорт будущего, подготовить презентацию по охраняемым представителям животного и растительного мира Ленобласти, исследовать проблемы Финского залива и др. В ходе исследований учащиеся наблюдают, фиксируют результаты, делают выводы и предлагают пути решения изучаемых проблем.

В конце марта – начале апреля проходит 3 этап. Учитель отвозит на проверку «Журнал команды» с выполненными заданиями в ДДТ. Через неделю ребята приезжают на игру-путешествие по станциям, которое завершается заключительным театрализованным представлением.

По окончании 2 и 3 этапов подводятся итоги: победителям и призёрам вручаются грамоты, участникам сертификаты, учителям благодарственные письма ГБУ ДО ДД, что позволяет пополнить учащимся – портфолио, учителям - аттестационную папку достижениями районного уровня.

Положительным моментом для учащихся является возможность вербального общения 3 раза за время работы над проектом, с участниками из других ОУ. При этом, предоставляется возможность «показать себя» и «посмотреть на других», сопоставить насколько ты успешно «усвоил» и «научился», понять какие компетентности приобрёл. Как известно, не всегда побеждает сильнейший, но бесспорно любое соревнование — прекрасный стимул, побуждающий детей к творческой деятельности.

Результаты некоторых исследований, учащиеся представляли на школьных мероприятиях: «Аллее славы» в форме стендового доклада и Научно-практической конференции, а также опубликовали статью в международном журнале «Юный ученый» (№2 (16), апрель 2018 г.) в рубрике «Экология».

Таким образом, использование возможностей УДОД в реализации программ внеурочной деятельности, позволяет достигать ожидаемых образовательных результатов: развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской, экологической компетентности школьников; воспитание у детей навыков здорового образа жизни и др., выявляемых в ходе мониторинговых исследований. Кроме того, такие занятия характеризуются востребованностью и сохранностью контингента, результативностью участия школьников (с полученными результатами проводимых исследований) в проектах и конкурсах различного уровня.