В связи с внедрением стандарта для детей с ОВЗ, с новых позиций рассматриваются проблемы качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы делаем акцент на жизненные компетенции, которые необходимы детям, для дальнейшей успешной социализации в обществе. Не надо забывать, что это особые дети, умственные способности, у которых, как правило, развиты недостаточно. Жизненного опыта тоже не хватает, либо он сформирован в рамках социально-бытового окружения, которое тоже часто не идет на пользу детям. Этот опыт они могут получить в игровой деятельности, которую мы можем им предложить. К сожалению, самостоятельные игры у них (как у многих современных детей) часто ограничиваются гаджетами, улицей, бесцельным времяпрепровождением, а у некоторых играми типа: «Ударь и убеги» (так называемые догонялки). Применение различных игр и упражнений на уроках стимулируют активизацию и развитие умственных способностей, помогают получить положительный социальный опыт, побуждают лучше запоминать изучаемый материал и использовать его в жизни.
Основная задача учителя-дефектолога (а именно такую квалификацию должен иметь педагог, работающий по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта (легкой умственной отсталостью)), научить детей применять полученные знания в разных жизненных ситуациях. В основу ее решения положен опыт работы с данной категорией детей на протяжении нескольких лет.
Надо отметить, что при особенности восприятия детей данной категории не во всех учебниках имеется материал для игр и развивающих упражнений. Так, например, если в учебниках математики начальной школы они имеются, то в среднем звене их уже нет. Очень мало игровых заданий в учебнике чтения. В русском языке их больше и они прослеживаются по всем учебникам. Интересные задания есть в рабочих тетрадях по русскому языку и математике. Но они недоступны родителям по цене, а одной учителя недостаточно. К тому же они тоже больше состоят из набора отрабатываемых упражнений.
На уроках помимо стандартных упражнений типа: «Найди лишнее», «Продолжи цепочку», «Найди соответствие», «Найди ошибки», «Отгадай загадку (ребус)» и др. использую активные методы обучения. Например, метод «Картинная галерея». Дети очень любят рисовать, особенно если это не урок рисования.
Проще всего его, конечно, использовать на уроках чтения, иллюстрируя произведения. На русском языке можно использовать готовые рисунки и писать аннотации к картинам, по которым можно потом составлять небольшие рассказы. А, можно, иллюстрировать предмет, например, для определения его признаков, либо подбирать иллюстрации к готовым характеристикам-прилагательным. Математика тоже может послужить источником вдохновения для мини-выставки «Найди геометрические фигуры в окружающем», «Параллельные линии», «Числа вокруг» и др.
«Дерево ожиданий» также может использоваться на любом уроке. Для урока используется изображение дерева с цветными листочками. Они обозначают: зеленый – все получится (эмоционально положительный), красный – я не смогу (негативизм), желтый – думаю, что смогу не все (тревога, осторожность, неуверенность). Детям в начале урока предлагаются листочки соответствующих цветов, они крепят их на дереве в соответствии со своим настроением и ожиданием.
Хотелось бы сделать акцент на проектной игре «Ждем гостей». Почему такое название - проектная? Дети, обучаясь в общеобразовательной школе, общаются между собой независимо от программы обучения. И когда в параллельных классах начинаются проектные задачи и проекты, естественно они интересуются, почему у них нет таких занятий? По-другому ее можно назвать социальная игра. Она проводится на нескольких уроках. Мы разбили ее на основные предметы: русский, чтение и математику. При желании можно привлекать других предметников. Дается установка «Необходимо приготовить небольшой вечер по случаю дня рождения на 4-5 человек». Рассматривается вопрос, что для этого нужно? Приготовить праздничный стол, условно из трех блюд (салат, основное блюдо и десерт). Подобрать игру-развлечение для гостей и поздравление для именинника. Работа проводится в 3 подгруппах (по количеству блюд). Для подготовки к уроку дети просматривают дома кулинарные книги, либо спрашивают рецепты у мам, бабушек. Далее в группе им предстоит выбрать рецепт и записать его, разобрав сложные слова, сначала в тетрадях, а затем оформить рецепт. Также дети самостоятельно составляют список необходимых продуктов, их вес, определяют цены на них (идут вечером в магазин, спрашивают цены у родителей, либо смотрят в интернете). На уроке математики высчитывают суммы, необходимые для приобретения продуктов. Закрепляя знания и умения по русскому языку – оформляются пригласительные билеты для гостей и подбираются игры-развлечения с гостями (оформляются карточки). На уроке чтения также можно разучить стихи-поздравления (с учетом выбранного праздника). После проведенной подготовки проводятся элементы инсценировки игры. Удобно их проводить также на уроке чтения, так как используются игры на развитие речи.
Надо отметить, что социальные игры способствуют успешному усвоению роли ребенка в обществе.
В результате использования подобных игр активизируется интерес детей к предмету, они лучше усваивают материал, необходимый для развития жизненных компетенций. По итогам каждого года обучения мы проводим мониторинг развития жизненных компетенций, который показывает, что у детей он развит на среднем уровне. Показателем является и то, что наши выпускники успешно работают, создают семьи, и вполне устроены. А коллеги из ПУ, в котором продолжает обучаться основная часть наших ребят, отмечают, что они с удовольствием и успешно учатся.