Технологическая карта урока на тему «Вода. Свойство воды»

Разделы: Начальная школа

Классы: 3, 10

Ключевые слова: Вода. Состав. Физико-химические свойства, вода


Место в теме, разделе, курсе: урок окружающий мир, тема: "Вода. Свойство воды". 3 класс.

Цели: показать важность качества воды и развивать бережное отношение школьников к водным ресурсам.

Методы, формы, педтехнологии, обосновывая их выбор:

Технология личностно-ориентированного образования - выполнение опытов и наблюдений, что способствует активизации познавательной активности обучающихся, развитию практических умений и навыков, творческих способностей.

Технология использования игровых методов - позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять. В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность;
  • активизируется мыслительная деятельность;
  • самопроизвольно запоминаются сведения;
  • формируется ассоциативное запоминание;
  • усиливается мотивация к изучению предмета.

Технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Групповая работа - это уникальная форма организации обучения. У нее очень много положительных сторон: способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи; повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность; расширяет межличностные отношения детей.

Информационно-коммуникационные технологии. Не секрет, что занятия по окружающему миру в большей степени, чем другие предметы, требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютерные технологии позволяют  создать благоприятные условия на различных этапах урока. При изучении нового материала компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Обучающиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны окружающего мира. Работа с компьютерными программами вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.

Собственные изобретения, их сущность, новизна (если есть): введение в ходе урока учащиеся становятся исследователями воды (старшими научными сотрудниками, помощниками и экспертами).

Перечень УУД, формируемых на уроке (их обоснование):

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • самоанализ и самоконтроль результата;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);
  • извлечение необходимой информации из увиденного;
  • осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;
  • выдвижение предположений и их обоснование;
  • самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
  • умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

  • использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
  • осознание уровня и качества усвоенного.

Технологическая карта урока

Тип урока: урок исследование.

Цель урока: показать важность качества воды и развивать бережное отношение школьников к водным ресурсам.

Задачи:
- определить ценность воды как жизненно важного ресурса;
- выяснить, какую воду можно считать чистой и безопасной;
- провести опыты и эксперименты, демонстрирующие свойства воды;
- познакомить с технологиями водоподготовки и водоочистки;
- повторить способы бережного отношения к водным ресурсам;
- стимулировать познавательную активность учащихся;
- развивать навык наблюдать, сравнивать, анализировать информацию, делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные:
Иметь представление о воде
научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Метапредметные:
Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя.
Позновательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе существенных признаков, составлять таблицы.
Коммуникативные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, вступать в беседу на уроке.

Личностные:
осознают необходимость охраны природы, всего живого и неживого.

Ресурсы урока:

  • проектор и экран, компьютер, для демонстрации презентации в программе Microsoft PowerPoint; принтер, листы А4 для распечатки листа исследования.
  • Реквизит для опытов:
    - прозрачные емкости для воды объемом от 100 до 500 мл
    - песок
    - земля (1 чайная ложка)
    - акварельные или гуашевые краски
    - кисточки
    - соль
    - сахар
    - сода
    - мел
    - кусочек ткани
    - вата или ватные диски
    - пластиковая бутылка

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация к деятельности

Учитель ведет активный диалог с учащимися, стимулируя с помощью вопросов и мысленных экспериментов установление связи жизненного опыта учеников с темой урока.

Вопросы и ответы настраивают ребят на активную работу и позволяют установить эмоциональную связь с темой урока. Учащиеся на уроке выступают в роли ученых-лаборантов.

Актуализация необходимых знаний

С помощью видеоролика знакомим обучающихся откуда в кране берется вода
https://www.youtube.com/watch?v=0m6ReLfqtVk&feature=youtu.be

Ребята, опираясь на свой личный опыт, рассказывают, что может загрязнять воду.

Организация познавательной деятельности

Рассказывает откуда берется вода и почему надо к ней бережно относиться.
Делит ребят на группы и раздает бланки для заполнения таблицы о свойствах воды, контролирует за ходом проведения опытом в группах.

Ребята под строгим контролем учителя проводят опыты и заполняют таблицу исследования.
Каждая группа проводит свое исследование и делает выводы после каждого опыта.

Рефлексия деятельности

Подготовка двух капелек: голубой и красный. Если все получилось – на исследовательский лист приклеивают голубую капельку воды, если не все получалось – красную капельку воды.

Клеят капельки на лист исследования.