Цель: создание проекта по теме урока, формирование навыков исследования, воспитание нравственных качеств и толерантного отношения к друг другу и к близким.
Задачи:
- вспомнить понятие «семья» - как целостную ячейку общества, «общение», «культура общения»;
- обсудить с детьми правила общения в семье;
- развивать устную речь учащихся;
- воспитание уважительного отношения к родителям;
- развивать навыки камерального исследования; работы со словарем;
- способствовать сплочению коллектива;
Методы:
- Словесные: беседа, объяснение.
- Наглядные: ИКТ, классная доска.
- Практические: работа в группе, индивидуальная.
УУД:
Личностные УУД:
- формирование учебной мотивации, адекватной самооценки;
- формирование готовности открыто выражать свою позицию.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять верный выбор из текста;
- составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Личностные:
- создание проекта и умение его защитить.
- формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Предметные:
- закрепление практических навыков в работе со словарем.
Метапредметные:
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- преобразовывать информацию в проект.
Коммуникативные:
- уметь слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Межпредметные связи: русский язык.
Оборудование: мультимедийный проектор, дерево-ветка с заготовками листьями, листы для проекта, карточки с названиями качеств характера, презентация, краткий толковый словарь И.Л.Городецкая, энциклопедически словарь, букет ромашек, подарки детям с ромашкой, заготовка для проекта для каждого учащегося.
I. Организационный момент. Самоопределение
Добрый день, ребята!
Сегодня у нас с вами самый добрый и необычный урок, вы разделены на 3 группы по 4 человека. Настраиваемся на дружную и плодотворную работу.
II. Актуализация знаний
- Я к вам пришла с букетом ромашек. Как вы думаете, символом чего являются ромашки? (семьи).
Если вы затрудняетесь ответить посмотрите на ребус (яяяяяяя = семья)
- О чем же мы с вами будем говорить на уроке?
- А в вашей семье все ладно, да складно. Как мы можем назвать вашу семью? (дружной)
- Сформулируйте тему урока (наша дружная семья).
III. Постановка цели и задачи урока. Работа в группах
Но так как у нас урок необычно интересный – мы с вами создадим проект «Наша дружная семья» (СЛАЙД 1 – тема урока)
В России – ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности и вспоминают святых супругов Петра и Февронью.
Что такое семья? Где можно узнать ответ? (В Интернете, словарях и спросить у взрослого)
- 1-я группа. Работает по толковому словарю.
- 2-я группа. Работает по энциклопедическому словарю.
- 3-я группа. Спрашивает у взрослых.
- Какое из определений вам кажется более точным? (СЛАЙД 2 – определение. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта,) это определение по словарю Ожегова Сергея Ивановича – российский языковед.
IV. Реализация проекта. Работа учащихся с проверкой по эталону
Наша задача создать проект «Наша дружная семья». (показ заготовки для проекта)
В конце урока мы выберем наиболее интересные работы в группах и защитим. Итак, мы начинаем.
- Разгадайте загадку.
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И у лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Напишите свое имя на листе. В рамке - ИМЯ
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Не ругает нас с братишкой...
Кто же это? Наша ...МАМА
Напишите имя мамы.
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, ... это ПАПА
Напишите имя папы.
Это самые близкие люди мама и папа? А какие у них имена? Подпишите? рамка
А задумывались ли вы значение имен ваших родителей?
Как вы думаете, имеет ли имя значение? Интересно ли вам узнать?
Перед вами имена и их значения. Посмотрите, есть ли имя вашей мамы или имя вашего папы в списке.
Выпишите в рамку значение имени.
Итак, что у кого получилось? (Спросить 4 человека)
Подумайте, совпадает ли действительно и значение, и то, какой на самом деле человек?
Игра «Мой папа самый…», «Моя мама самая…»
- Перед вами слова. Прочитайте. Какая это часть речи, что она обозначает? (прилагательные, признак предмета.)
- А какими еще качествами обладают ваши родители?
Найдите 2 наиболее подходящих прилагательных для ваших мам и для пап и приклейте на лист. Под цифрой 2.
Слова ля мамы – ищут мальчики, для папы – ищут девочки. После наоборот.
Итак, что у нас получилось, прочитайте. СЛАЙД 3 свой вариант
ЗАГОТОВКИ-карточки
Для мамы:
- Милая, экономная, красивая, трудолюбивая, заботливая, молодая, сильная, умная, мудрая, добрая, деловая, смелая, серьезная, веселая, терпеливая.
Для папы:
- Внимательный, веселый, великодушный, спортивный, властный, вежливый, дружелюбный, деловой, мужественный, серьезный, сильный, щедрый, способный, труженик, экономный.
ФИЗМИНУТКА
Физминутка необычная у нас,
все мы встали и немного пошалим сейчас,
если папа занят этим делом – топайте вы ножками,
если мама – хлопай дружно ты в ладошки.МОЕТ И СТИРАЕТ,
ШЬЕТ И ВЫШИВАЕТ,
ЗАБИВАЕТ ГВОЗДИ,
РУЛИТ БЫСТРО В ГОСТИ,
ПОКУПАЕТ ХЛЕБ И МЯСО И ИГРУШКИ ЧАСТО,ЧАСТО
И УКЛАДЫВАЕТ СПАТЬ,УСТАЛО ПАДАЕТ В КРОВАТЬ.
- Молодцы! Какая у вас дружная и веселая семья!
Работа в группах. Как дружно у вас родители выполняют свои обязанности, сообща, договариваясь.
Ребята, а что такое культура общения? Каким образом общаются в семье?
Так нужно общаться только в семье?
А вот послушайте, что я вам скажу? (я говорю на татарском языке Здравствуйте, как ваши дела, у вас все хорошо,
я за вас рада.)
- А почему вы засмеялись? Вам стало неприятно? Почему?
- Я разговаривала на своем родном татарском языке. Какое мы можем правило вывести о культуре общения на другом языке? ( Несмотря ни на что на цвет кожи, язык, семья и дети этой семья такие как и все. Мы все равны. Мы все такие разные – но мы вместе, как одна семья.) СЛАЙД 4
КАРТИНКА СЕМЬЯ
- Перед вами рисунки о семье, какой рисунок вам понравился и больше всего подходит к вашей семье – приклей. Это заключительный этап нашего проекта «Наша дружная семья».
V. Защита проекта «Наша дружная семья»
Я на примере своей семья расскажу вам образец защиты вашей работы. (Я читаю и показываю свой проект)
СЛАЙД 5 свой вариант
Выберите самый яркий проект в вашей группе и я попрошу рассказать о своей семье.
Ребята, но у нас вами осталась еще одна свободная рамочка, как вы думаете для она предназначена? (братьев и сестер, бабушки или дедушки, питомцев - членов семьи.) – это будет вашим домашним заданием.
Ребята, а какое слово на уроке было самым главным? А почему? А ваш класс может быть семьей?
А давайте мы объединимся и будем учиться и жить дружно, а символом вашего класса станет дерево с вашими именами. Подойдите и прикрепите каждый свое имя и пусть оно вас радует.
VI. Рефлексия. Подведение итогов
- На обратной стороне проекта даны оценки от 2–5, но в ромашках, обведите столько ромашек, насколько вы себя оценили – оцените свою работу.
У кого 5, 4, 3. Я согласна с вашими оценками.
Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?
Что нового вы для себя открыли на уроке.
- Вы очень хорошо потрудились и доказали, что ваша семья самая дружная. И вам приготовила подарки. Спасибо за урок.