Конспект урока на тему «Вид, его критерии и структура». 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9


Эпиграф урока:

Самое важное — не то большое,
до чего додумались другие, а то
маленькое, к чему пришел ты сам.
Харуки Мураками

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: формирование у учащихся систематизированных представлений о виде, критерии и структуре вида для понимания эволюционного процесса, закрепление умения работать с текстами, составлять ментальные карты, анализировать, формулировать выводы.

Планируемые результаты

Личностные:

  • готовность к саморазвитию и самообразованию;
  • ответственное отношение к выполнению учебных задач;
  • формирование научного мировоззрения при ознакомлении с основными критериями вида;

Метапредметные

Познавательные:

  • умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы применять теоретические знания на практике;
  • развитие умения находить дополнительную биологическую информацию для самостоятельного приобретения знаний по биологии.

Регулятивные:

  • ставить цель урока и определять задачи и способы действий для ее достижения;
  • выполнять задания по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности;
  • умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, оценивать полученные результаты.

Коммуникативные:

  • умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре;
  • строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;
  • аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • систематизация и углубление знаний о виде, его критериях и структуре;
  • формирование современного представления о виде как основном и качественном этапе эволюции.

Методы обучения:

  • словесные методы: рассказ, объяснительная беседа;
  • проблемные, частично-поисковый;
  • наглядно-образный;
  • самостоятельная работа, работа в парах.

Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки-задания для учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Подготовка учащихся к усвоению материала.

2. Актуализация знаний

- Из предложенных слов составьте определение термина, введенного Дж. Реем, обозначающего одну из систематических групп:
сходных строению длительно между особей потомство группа ареал естественный вид способных по скрещиваться и давать свободно плодовитое занимающих собой.

- Демонстрация фотографий зайца-беляка и зайца-русака, красной и черной смородины. Определить это особи одного вида или к двух разных видов. Дать объяснение.

Учитель объявляет тему, цели урока ученики формулируют самостоятельно или совместно с учителем. Определение способов действия для решения задач к достижению цели.

3. Изучение нового материала

История учения о виде. Сейчас на ней обитает около 50000 видов растений, более 1,5 млн видов животных, не менее 100000 видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов. На сегодняшний день, как вам уже известно, элементарной единицей систематики является вид. Что же такое вид? Что мы понимаем под данным понятием? Сам термин «вид» в переводе с латыни означает «образ» и впервые был введен в биологию английским ботаником Джоном Рей.

Первое представление о виде было создано еще Аристотелем, который определял вид как совокупность сходных особей.

Определение вида К.Линнея: вид – это множество организмов, сходных морфологически и физиологически и способных к воспроизводству.

Виды постоянны, они неизменны.

Определение вида Ж.Б.Ламарка: Вид, род – воображаемые категории, придуманные человеком для облегчения классификации. Виды изменяемы под воздействием среды. Этому способствуют: упражнение и неупражнение органов, наследование благоприятных признаков.

Ч.Дарвин исходил из представления о видах как реально существующих группировках, четко обособленных от других, родственных.

Каждый вид – результат длительного исторического развития и существует относительно постоянно. Дарвин объединил идею Ламарка об эволюции органического мира с признаками действительного реального существования вида (по Линнею), притом относительно постоянно.

  • «вид — совокупность географически и экологически сходных популяций, способных в природных условиях скрещиваться между собой, обладающих общими морфофизиологическими признаками, биологически изолированных от популяций других видов»;
  • «вид — это совокупность особей, обитающих в определенном ареале, имеющих общие морфофизиологические признаки, свободно скрещивающихся между собой и представляющих устойчивые генетические системы»;
  • «вид — это совокупность особей, обладающих сходными морфологическими и физиологическими признаками. Способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства. Населяющих определенный ареал, имеющих общее происхождение и сходное поведение».

Таким образом, вид — группа особей, сходных по морфолого-анатомическим, физиолого-экологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.

В определении есть признаки, по которым можно отличить один вид от другого. Найдите их (морфологические, физиологические, генетические, область распространения - географические, конкретное место обитания – экологические). Это и есть критерии вида.

Критерии вида

Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. Порой самые опытные биологи становятся в тупик, определяя, принадлежат ли данные особи к одному виду или нет. Критерии вида — это признаки, по которым один вид отличается от другого. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.

Учитель предлагает ребятам разделиться на шесть вариантов и каждый вариант раскрывает сущность одного критерия, подтверждая её примером

Индивидуальная работа учащимся класса над проектом

Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей. Самостоятельная работа учащихся с учебником, дополнительном материалом. Анализ прочитанного и заполнение ментальной карты «Критерии вида». Каждая группа получает текст, иллюстрирующий один из критериев вида.

Через 5 минут необходимо рассказать о сути данного критерия и о том, в чем недостаток данного критерия (Приложение 1)

По мере выступления групп классом заполняется ментальная карта «Критерии вида».

1. О каком критерии идет речь в прочитанном отрывке?

2. Сформулируйте определение критерия.

3. Приведите недостатки критерия.

По окончании работы каждая группа делает сообщения об изученном критерии вида, заполняется ментальная карта.

Вывод: каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида, только в совокупности они позволяют выяснить принадлежность живого организма

4. Закрепление

Биологическая задача № 1

Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см, масса тела – 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Биологическая задача № 2

Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин -белобочка и критерием вида, к которому эту характеристику относят.

Характеристика

Критерий вида

А) Животные обитают в волной среде

1) морфологический

Б) Величина тела – 160-260 см

2) физиологический

В) Самцы на 6-10 см крупнее самок

3) экологический

Г) Животные ведут стадный образ жизни

 

Д) Беременность самок продолжается 10-11 месяцев

 

Е) Хищники питаются разными видами рыб

 

Биологическая задача № 3

Сосна обыкновенная – светолюбивое растение, имеет высокий стройный ствол. Крона формируется только вблизи верхушки. Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. У неё хорошо развиты главный и боковые корни. Листья сосны игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение. Через полтора года созревают семена, с помощью которых сосна размножается.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

  • Что вы сегодня узнали нового?
  • С какими понятиями вы познакомились на уроке?
  • С какими трудностями вы столкнулись?

6. Выставление оценок, домашнее задание

П.39, вопросы, индивидуальные задания.