Эпиграф урока:
Самое важное — не то большое,
до чего додумались другие, а то
маленькое, к чему пришел ты сам.
Харуки Мураками
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формирование у учащихся систематизированных представлений о виде, критерии и структуре вида для понимания эволюционного процесса, закрепление умения работать с текстами, составлять ментальные карты, анализировать, формулировать выводы.
Планируемые результаты
Личностные:
- готовность к саморазвитию и самообразованию;
- ответственное отношение к выполнению учебных задач;
- формирование научного мировоззрения при ознакомлении с основными критериями вида;
Метапредметные
Познавательные:
- умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы применять теоретические знания на практике;
- развитие умения находить дополнительную биологическую информацию для самостоятельного приобретения знаний по биологии.
Регулятивные:
- ставить цель урока и определять задачи и способы действий для ее достижения;
- выполнять задания по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности;
- умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, оценивать полученные результаты.
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре;
- строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;
- аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
- систематизация и углубление знаний о виде, его критериях и структуре;
- формирование современного представления о виде как основном и качественном этапе эволюции.
Методы обучения:
- словесные методы: рассказ, объяснительная беседа;
- проблемные, частично-поисковый;
- наглядно-образный;
- самостоятельная работа, работа в парах.
Оборудование: медиапроектор, презентация, карточки-задания для учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Подготовка учащихся к усвоению материала.
2. Актуализация знаний
- Из предложенных слов составьте определение термина, введенного Дж. Реем, обозначающего одну из систематических групп:
сходных строению длительно между особей потомство группа ареал естественный вид способных по скрещиваться и давать свободно плодовитое занимающих собой.
- Демонстрация фотографий зайца-беляка и зайца-русака, красной и черной смородины. Определить это особи одного вида или к двух разных видов. Дать объяснение.
Учитель объявляет тему, цели урока ученики формулируют самостоятельно или совместно с учителем. Определение способов действия для решения задач к достижению цели.
3. Изучение нового материала
История учения о виде. Сейчас на ней обитает около 50000 видов растений, более 1,5 млн видов животных, не менее 100000 видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов. На сегодняшний день, как вам уже известно, элементарной единицей систематики является вид. Что же такое вид? Что мы понимаем под данным понятием? Сам термин «вид» в переводе с латыни означает «образ» и впервые был введен в биологию английским ботаником Джоном Рей.
Первое представление о виде было создано еще Аристотелем, который определял вид как совокупность сходных особей.
Определение вида К.Линнея: вид – это множество организмов, сходных морфологически и физиологически и способных к воспроизводству.
Виды постоянны, они неизменны.
Определение вида Ж.Б.Ламарка: Вид, род – воображаемые категории, придуманные человеком для облегчения классификации. Виды изменяемы под воздействием среды. Этому способствуют: упражнение и неупражнение органов, наследование благоприятных признаков.
Ч.Дарвин исходил из представления о видах как реально существующих группировках, четко обособленных от других, родственных.
Каждый вид – результат длительного исторического развития и существует относительно постоянно. Дарвин объединил идею Ламарка об эволюции органического мира с признаками действительного реального существования вида (по Линнею), притом относительно постоянно.
- «вид — совокупность географически и экологически сходных популяций, способных в природных условиях скрещиваться между собой, обладающих общими морфофизиологическими признаками, биологически изолированных от популяций других видов»;
- «вид — это совокупность особей, обитающих в определенном ареале, имеющих общие морфофизиологические признаки, свободно скрещивающихся между собой и представляющих устойчивые генетические системы»;
- «вид — это совокупность особей, обладающих сходными морфологическими и физиологическими признаками. Способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства. Населяющих определенный ареал, имеющих общее происхождение и сходное поведение».
Таким образом, вид — группа особей, сходных по морфолого-анатомическим, физиолого-экологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.
В определении есть признаки, по которым можно отличить один вид от другого. Найдите их (морфологические, физиологические, генетические, область распространения - географические, конкретное место обитания – экологические). Это и есть критерии вида.
Критерии вида
Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. Порой самые опытные биологи становятся в тупик, определяя, принадлежат ли данные особи к одному виду или нет. Критерии вида — это признаки, по которым один вид отличается от другого. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.
Учитель предлагает ребятам разделиться на шесть вариантов и каждый вариант раскрывает сущность одного критерия, подтверждая её примером
Индивидуальная работа учащимся класса над проектом
Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей. Самостоятельная работа учащихся с учебником, дополнительном материалом. Анализ прочитанного и заполнение ментальной карты «Критерии вида». Каждая группа получает текст, иллюстрирующий один из критериев вида.
Через 5 минут необходимо рассказать о сути данного критерия и о том, в чем недостаток данного критерия (Приложение 1)
По мере выступления групп классом заполняется ментальная карта «Критерии вида».
1. О каком критерии идет речь в прочитанном отрывке?
2. Сформулируйте определение критерия.
3. Приведите недостатки критерия.
По окончании работы каждая группа делает сообщения об изученном критерии вида, заполняется ментальная карта.
Вывод: каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида, только в совокупности они позволяют выяснить принадлежность живого организма
4. Закрепление
Биологическая задача № 1
Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см, масса тела – 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов.
Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
Биологическая задача № 2
Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин -белобочка и критерием вида, к которому эту характеристику относят.
Характеристика | Критерий вида |
А) Животные обитают в волной среде |
1) морфологический |
Б) Величина тела – 160-260 см |
2) физиологический |
В) Самцы на 6-10 см крупнее самок |
3) экологический |
Г) Животные ведут стадный образ жизни |
|
Д) Беременность самок продолжается 10-11 месяцев |
|
Е) Хищники питаются разными видами рыб |
|
Биологическая задача № 3
Сосна обыкновенная – светолюбивое растение, имеет высокий стройный ствол. Крона формируется только вблизи верхушки. Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. У неё хорошо развиты главный и боковые корни. Листья сосны игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение. Через полтора года созревают семена, с помощью которых сосна размножается.
Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Что вы сегодня узнали нового?
- С какими понятиями вы познакомились на уроке?
- С какими трудностями вы столкнулись?
6. Выставление оценок, домашнее задание
П.39, вопросы, индивидуальные задания.