Цель: Сформировать представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния человека; повторить правила, помогающие сохранить собственное здоровье на долгие годы.
Оборудование: Модель цветка, плакат с пословицами, плакат «Режим дня», иллюстрации продуктов, в которых содержатся витамины А, В, С, Д.
Добрый день, юные друзья и уважаемые гости! Меня зовут Светлана Викторовна! Сегодня, ребята, я проведу у вас занятие.
Мы сегодня на уроке
Будем думать, рассуждать,
Что полезно для здоровья,
То и будем выбирать.
Ребята, я думаю, что вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь?
(о здоровье)
Правильно, о здоровье. Здоровье – это самое большое богатство человека и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Сегодня, на уроке мы поговорим о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье.
Есть такая замечательная сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Поднимите руки, кто из вас знаком с этой сказкой. В ней рассказывается о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные слова, как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков. И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка пожелала, чтобы ее знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога, выздоровел. Витя стал здоровым.
Но на этом сказка не заканчивается. Вите очень хотелось всегда оставаться здоровым и никогда не болеть, что он решил вырастить свой цветок – цветок Здоровья и подарить его всем детям на планете. Сегодня на уроке мы поможем мальчику создать модель цветка-Здоровья.
Каждый лепесток этого цветка будет содержать в себе правила ЗОЖ.
1-й лепесток ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ.
К.И. Чуковский сказал: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»
Как вы думаете, какое правило ЗОЖ будет означать 1-й лепесток?
Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила личной гигиены, быть опрятными, аккуратными. Какие правила личной гигиены вы знаете?
- Как правильно ухаживать за телом?
Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте. Главный способ ухода за кожей – мытьё. Тогда с кожи удаляются пыль, микробы, жир, пот. Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млдр. микробов. Представляете? Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу подмышечных впадин.
- А как часто надо мыть руки? Как вы думаете? (перед приёмом пищи, после прогулки, после посещения туалетной комнаты)
- А зачем нужно чистить зубы? (чтобы вычистить остатки пищи).
Если есть на зубах остатки пищи, то зубы портятся. Они быстро разрушаются. В них образуются дырочки, и зубы начинают сильно болеть.
- Сколько раз в день нужно чистить зубы? (утром и вечером)
- Как ухаживать за волосами?
Учёные определили, что волосы в среднем живут от 2 до 4 лет. За год они успевают отрасти на 12 – 15 см. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, красивыми за ними нужно ухаживать. Необходимо их ежедневно расчёсывать. При расчёсывании волосы очищаются от пыли и грязи. По мере загрязнения волосы необходимо мыть горячей водой с шампунем.
Ребята, а знаете ли вы предметы, которые помогают нам быть чистыми и аккуратными. Отгадайте загадки.
Горяча и холодна,
Я всегда тебе нужна.
Позовёшь меня – бегу,
От болезней берегу. (вода)Его все гладят и купают,
А он худеет, будто тает.
Теряет форму, вид и вес
И, наконец, исчезнет весь.
Но он надёжный, наш дружище,
Общаясь с ним, мы станем чище. (мыло)Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
Собирается она
Вымыть спинку до красна. (мочалка)Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка. (полотенце)Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (расчёска)Лишь утром ты откроешь рот,
Она уже работу ждёт.
И считает зубы нам,
По утрам и вечерам. (зубная щётка)Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
А обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (зеркало)
Молодцы, ребята, и загадки вы отгадали и правила личной гигиены вы хорошо знаете.
Но иногда встречаются дети, которые не дружат с мылом и водицей, поэтому можно увидеть грязные уши, лица, руки.
А хорошо ли быть грязнулей? Почему?
Никто не захочет дружить с грязнулей, грязные уши – плохо слышат, грязная кожа – организм плохо дышит, грязные руки могут привести к болезням живота, к появлению глистов в нашем организме.
Ребята, а кто из вас знает пословицы о чистоте?
Давайте прочитаем эти пословицы на плакате.
- Чистота – лучшая красота.
- Чистота – залог здоровья.
- Чисто жить – здоровым быть.
- Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
- Кто аккуратен – тот людям приятен.
И так, какое правило необходимо выполнять, чтобы быть здоровым?
(выполнять правила личной гигиены)
Вывешивается 1-й лепесток.
2-й лепесток – РЕЖИМ ДНЯ
Народная пословица гласит:
«Соблюдай режим труда и быта, будет здоровье крепче гранита».
О чем пойдет сейчас речь? Как назовем 2-й лепесток? (режим дня)
Что такое режим дня?
Режим дня – это четкий распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня в одно и тоже время.
Поднимите, пожалуйста, руку, кто из вас живёт по режиму? Молодцы!
Давайте послушаем, как вы выполняете режим дня. (дети читают стихи)
Мы здоровьем дорожим,
Соблюдаем свой режим:
На зарядку утром встанем,
На урок не опоздаем.
Вовремя мы кушать будем,
Погулять не позабудем.Мы здоровьем дорожим,
Соблюдаем свой режим:
После школы по часам
Делаем уроки,
Отдыхаем и играем,
Строго по часам.Мы здоровьем дорожим,
Соблюдаем свой режим:
Маме дома помогаем,
Книжки по часам читаем.
В девять вечера, устав,
Спокойной ночи пожелав,
Отправляемся мы спать –
До утра нам отдыхать.
(Учитель вывешивает плакат).
Ребята, посмотрите на плакат. Это ваш режим дня. Он примерный, и может меняться. Главное, чтобы в сутки вы спали не менее 8–9 ч, кушали примерно в одно и то же время 4-5 раз в день. Очень важно, чтобы вы чередовали работу и учебу с отдыхом.
Какой отдых вы любите? Как вы проводите свободное от учёбы время?
Отдых должен быть активным. Полноценный отдых – это смена видов деятельности: спортивные игры, физический труд, танцы, занятия в кружках по интересам. Пассивный отдых ведёт к потере работоспособности и воспитывает лень. Проводите время на свежем воздухе, не менее 2-х часов в день; читайте книги; играйте в подвижные игры. Меньше проводите времени за компьютером и телевизором. Они вредны для нервной системы и зрения.
И так, какое второе условие необходимо выполнять, чтобы быть здоровым? (выполнять режим дня)
Вывешивается 2-й лепесток.
3-й лепесток – (ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ)
А сейчас, ребята, я предлагаю вам отдохнуть, провести физминутку. Встаньте, пожалуйста, из-за парт, и повторяйте движения за мной.
С физминуткой я дружу,
Свою спинку разогну.
Ручки кверху подниму
а потом их опущу.
Ножками потопаю,
Ручками похлопаю,
Ножками подрыгаю,
Ручками подвигаю.«Тик-так» - вот так часики стучат.
Когда спать,
Когда вставать
Когда зарядку начинать.
«Тик-так» - вот так часики стучат.
Когда спать,
Когда вставать
Когда работу продолжать.
Наш третий лепесток цветка связан с физминуткой. Кто догадался
о чём мы сейчас будем говорить? (о спорте, физкультуре)
Чтобы вырасти крепким и здоровым, надо много двигаться. Без движения не
может быть здоровья.
Быть здоровым, быстрым, ловким
Вам помогут тренировка,
Бег, разминка, физзарядка
И спортивная площадка!
Ребята, в свободное от уроков время надо обязательно заниматься спортом, играть в подвижные игры.
Ребята, а каким видом спорта вы любите заниматься? В какие спортивные игры вы любите играть?
Занятия спортом помогают вам быть здоровыми и стройными. Спорт помогает укрепить мышцы и улучшить осанку.
Ребята, а вам нравятся люди с красивой осанкой?
А что нужно делать, чтобы наша осанка была красивой? (правильно сидеть за партой не сутулясь, заниматься плаванием, выполнять комплексы специальных упражнений)
Физкультура даёт не только здоровье, но и красоту, потому что больной человек не может быть красивым.
Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, поэтому старайтесь больше двигаться. Утром делайте зарядку, занимайтесь в спортивных секциях, посещайте бассейн. Как сказал философ Аристотель «Движение – это жизнь». Занятие физкультурой и спортом делают вас, ребята, ловкими, быстрыми, сильными, помогают лучше учиться.
Итак, какое 3-е правило ЗОЖ необходимо выполнять? (заниматься спортом, много двигаться)
Третий лепесток мы назовём физкультура и спорт.
Вывешивается 3-й лепесток.
4-й лепесток – ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
Народная мудрость гласит «Дерево держится своими корнями, а человек пищей».
Как вы думаете, о чём сейчас пойдёт речь? (о питании)
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться!
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть –
Нужно правильно питаться,
С самых юных лет уметь.
А кто мне скажет, что значит правильно питаться?
Для правильного питания необходимо есть в определённое время, чтобы появился аппетит, не нарушалось выделение желудочно-кишечного сока. Питаться надо не реже четырёх раз в день, примерно через каждые 3–4 часа. Нельзя есть много сладкого, много жирной и жареной пищи, нужно исключить из своего питания сухарики, чипсы, газированные напитки. Питание должно быть разнообразным: мясо, рыба, яйца, молочные продукты, крупы и особенно полезны овощи и фрукты.
А почему в питании рекомендуют использовать много овощей и фруктов? (в них много витаминов)
Витамины оказывают полезное влияние на наше здоровье.
Так витамин А очень полезен для зрения (Вывешиваю плакат)
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Назовите, в каких продуктах много витамина А?
Витамин В способствует хорошей работе сердца (Вывешиваю плакат)
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
В каких продуктах присутствует витамин В?
Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, не подверженным простудам. Если все же простудился, с помощью витамина С можно быстрее поправиться. (Вывешиваю плакат)
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Назовите, в каких продуктах много витамина С?
Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими (Вывешиваю плакат)
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить.
В каких продуктах присутствует витамин Д?
Итак, какое 4-е условие надо выполнять, чтобы быть здоровым? (правильно питаться)
Вывешивается 4-й лепесток.
5-й лепесток – ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.
Пятый лепесток расскажет нам о том, что может причинить вред нашему здоровью. Как вы думаете, что это? (это вредные привычки).
Какие вредные привычки вы знаете? (курение табака, алкоголь, наркотики)
Какой вред приносит курение?
Курение вредно для легких, да и для всего организма. Ребенок, который начинает курить, хуже растет, быстрее устает, плохо учится, часто болеет. Это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд – никотин. Ученые подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут. Курение опасно не только для тех, кто курит, но и тех, кто находится рядом, вдыхает чужой дым.
А какой вред приносит алкоголь?
Алкоголь является причиной ссор и драк, болезней, аварий на дорогах, смерти людей. Алкоголь нарушает движение, речь, вызывает тошноту, головокружение, заставляет чувствовать себя более уверенными, чем обычно, и совершать опасные поступки. Особенно алкоголь опасен для детей. Несколько глотков могут вызвать сильное отравление.
А кто знает, в каких напитках содержится алкоголь (пиво, вино, водка)
Наркотики – особые вещества, разрушающие организм человека. Они могут выглядеть в виде жвачек, таблеток, сигарет, пахнущих веществ. Попробовав раз, человек привыкает к ним и уже не может без них обходиться. У него развивается тяжелая болезнь – наркомания, вылечить которую очень трудно. Наркотик разрушает работу мозга и всего организма и, в конце концов, убивает человека.
Итак, какое 5-е условие надо выполнять, чтобы быть здоровым? (не иметь вредных привычек)
Вывешивается 5-й лепесток.
Ребята, от себя я хочу добавить еще 2 лепестка – это радость и добро. Вывешивается 6-й и 7-й лепестки.
Без них цветок не будет полным. Давайте больше улыбаться и радоваться окружающему миру. Пусть ваши сердца будут добрыми. Запомните замечательное правило: «Относись к окружающим так, как хочешь, что бы они относились к тебе!»
Посмотрите, ребята, все вместе мы создали цветок Здоровья. Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались только к одному из его лепестков. Цветок красив только тогда, когда все его лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать вам, ребята, что в жизни нам поможет сберечь здоровье, а что разрушит его.
Я для каждого из вас, ребята, я тоже приготовила такой цветок, чтобы он напоминал вам о правилах ЗОЖ. Давайте еще раз повторим правила ЗОЖ.
Что нам поможет сохранять здоровье? А что же разрушает организм, здоровье?
Ребята, вот и настала пор нам с вами прощаться. Думаю, что все вы узнали для себя много полезного и уйдёте с урока с желанием как можно больше открывать, изучать и делать правильные выводы о том, как правильно себя вести в отношении своего здоровья.
Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым,
Дать совет я вам готова,
Как прожить без докторов.
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться
И почаще улыбаться.
Спасибо за урок.