Цель: Закрепление и конкретизация учебного материала.
Актуализация учебно-познавательной деятельности учащихся. Приобретение учащимися навыков коллективной работы, самостоятельность, инициативность.
Ход урока
1 этап подготовительный
Класс делится на две команды.
Каждая команда выбирает капитана, рисует газету, придумывает название, готовит эмблему.
Учитель задает домашнее задание: повторить параграфы, ответить на вопросы обобщающего повторения в учебнике.
2 этап игра
В начале урока учитель чертит на доске табло для оценок, напоминает условия игры и объясняет критерии выставления оценок.
Команда |
Газета |
Эмблема |
Капитаны |
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
Вопрос 4 |
Вопрос 5 |
Вопрос 6 |
Итог |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Конкурс. Газеты.
Учитывается актуальность, правильность, грамотность.
2 Конкурс. Эмблема.
Учитывается оригинальность и подготовленность каждой команды.
3 Конкурс. Капитанов.
Вопросы для капитана 1 команды:
- Как называются горные породы, измененные под воздействием огромного давления и высоких температур?
- Определите, какой объект расположен в точке с координатами: 3 ю.ш.; 38 в.д.?
- Изобразите мимикой и пластикой землетрясение.
Вопросы для капитана 2 команды:
- Приведите примеры осадочных горных пород. Как они образуются?
- Определите, какой объект расположен в точке с координатами: 35 с.ш.; 138 в.д.?
- Изобразите мимикой пластикой вулкан в момент извержения.
4 Конкурс. Вопросы.
1 вопрос первой команде: Один из полуостровов, который находится в России, назван страной вулканов. Множество остроконечных, огнедышащих гор протянулись на сотни километров. У подножия вулканов, в ущельях и долинах между хребтами бьют сотни горячих источников.
Как называется этот полуостров? Покажите его на карте
1 вопрос второй команде: Во время покоя котловина наполнена чистой, кристальной, зеленоватой водой. Ее температура у поверхности достигает +82 . Вдруг раздается подземный шум. Он слабо напоминает те звуки, которыми сопровождается извержение вулкана. Шум длится несколько минут. А затем смолкает и повторяется с повышенной силой. Вода вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода, появляются пузырьки паров, они лопаются на поверхности и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем все стихает, густой белый пар окутывает котловину. Явление это повторяется с правильной периодичностью.
Что это за явления? Где оно может наблюдаться?
2 вопрос первой команде: Какие темпы земной коры вам известны? Нарисуйте их схематически. Подпишите слои и мощность.
2 вопрос второй команде: Что такое вулканизм? Нарисуйте схематически разрез вулкана, подпишите его основные части.
Почему вулканический конус имеет слоистое строение?
3 вопрос первой команде: Что такое землетрясения, отчего они происходят?
Где встречаются и наблюдаются наиболее часто?
3 вопрос второй команде: Приведите примеры магматических горных пород. Как они образуются? Каковы их физические свойства? Как они используются человеком?
4 вопрос первой команде: На каком из материков очень редко случаются землетрясения? А также отсутствуют не только действующие, но и потухшие вулканы.
4 вопрос второй команде: Назовите главные, существенные признаки понятия «Горы». Назовите и покажите на карте крупнейшие горные системы мира.
5 вопрос первой команде: Назовите существенные признаки понятия «Равнины». Какие виды равнин по характеру поверхности вы знаете? Назовите и покажите на карте крупнейшие равнины мира.
5 вопрос второй команде: Расскажите о том, какие факторы влияют на формирование рельефа Земли.
6 вопрос первой команде: Какая горная порода оказывается лишней?
Известняк, песок, глина, гранит.
Ответ обоснуйте.
6 вопрос второй команде: Какая горная порода оказывается лишней?
Гранит, мрамор, базальт
Ответ обоснуйте.
3 этап. Подведение итогов
Подсчет набранных баллов. Выставление оценок.
При подведении итогов, учитель указывает, что удалось, а что не удалось в игре и на что необходимо обратить внимание.