Композитора Софию Губайдулину в современном искусстве называют Явлением. Своими произведениями она ошеломляла слушателей, вызывала много споров в кругах профессионалов, ставила ориентиры и определяла пути развития музыки XX века.
Чтобы рассказать языком музыки о своем видении окружающего мира, композитор должен постоянно находиться в поисках особенных средств музыкальной выразительности. Необычайно интересными стали искания композитора в области новых способов звукоизвлечения на классических, экзотических, народных инструментах.
«Я не пишу оперу, не пишу балет. Театр у меня в инструментах», – говорит София Асгатовна и считает, что «каждый инструмент имеет свою душу», поэтому изучение инструментальной души как человеческой стало важной частью творчества удивительного мастера. Предлагаем совершить небольшую экскурсию в мастерскую композитора-экспериментатора, в эпоху которой мы живём.
Поиски звуковых явлений Софии Губайдулиной начались в Московской электронной студии при музее А.Н.Скрябина, которой руководил физик Евгений Мурзин. В 60-х годах прошлого века она вместе с друзьями-композиторами Э.Денисовым, А.Шнитке, Э.Артемьевым экспериментировала со звуком на первом в мире многоголосном оптическом синтезаторе АНС. Огромная звуковая палитра пробуждала фантазию музыкантов и помогала создавать уникальные произведения.
Настоящий фурор случился в 1967 году, когда на экранах страны был показан мультфильм «Маугли», соединивший в себе увлекательный сюжет Р.Киплинга, чудесную работу режиссёра Романа Давыдова и музыку композитора Софии Губайдулиной. Используя возможности АНСа и симфонического оркестра, она создала удивительно звучащий мир джунглей.
Среди электронных произведений, написанных в студии, чаще всего отмечают «Vivente non vivente» («Живое-неживое»). В пьесе используются искусственные звуки АНСа, подготовленного рояля, колоколов. Они переплетаются с записанными на магнитофон голосами человека (вздохи, крики, плач, пение), и, трансформируясь, создают потрясающий космический эффект.
Вскоре электроника стала разочаровывать и мешать. Опыты со звуком показали, что работать с привычными музыкальными инструментами композитору-экспериментатору было предпочтительнее, интереснее, потому поиск новых звуковых явлений С.Губайдулиной продолжился в другом направлении, прямо противоположном электронной музыке. Теперь внимание композитора привлекли инструменты народов мира и в 1975 году София Губайдулина вместе с друзьями-композиторами Вячеславом Артемовым и Виктором Суслиным образовали ансамбль «Астрея». Они исполняли музыку на экзотических инструментах, которые привозил из фольклорных экспедиций В. Артемов. Их совместная игра представляла собой неподготовленную импровизацию. Музыканты вспоминали: «…Мы использовали звучащий материал, чтобы беседовать с помощью звуковых явлений. Мы воображали, будто находимся вне культуры, вне традиций». Благодаря «Астрее» в творчестве Софии Губайдуллиной появились сочинения для восточных инструментов, а их «звуковая материя» обогатилась не совсем обычными исполнительскими приёмами: игрой на струнах инструментов напёрстками, стаканчиками, шариками.
Новый этап работы композитора со звуком связан с детальным изучением технических возможностей традиционных классических инструментов. С этого момента Голос инструмента стал главной составляющей её музыки.
Тембр виолончели привлек Софию Асгатовну возможностью погружаться в излюбленную ею сферу Тьмы. Инструмент открывал богатые тембровые пространства и ассоциировался с чувственностью человека. Изучая исполнительское творчество виолончелистов мира, она фиксировала в партитурах их открытия в области звукоизвлечения. Игра без участия смычка, рикошет древком смычка, игра смычком на подгрифнике, в пространстве за подставкой, пальцами и наперстками по струнам, глиссандо флажолетами, двойные ноты, «мерцающие» аккорды по струнам – все эти приёмы появились в виолончельной музыке композитора благодаря сотрудничеству с талантливыми исполнителями, такими как Владимир Тонха, Иван Монигетти, Мстислав Ростропович, Давид Герингас, Наталья Гутман, Наталия Шаховская.
Энциклопедией выразительных и технических возможностей инструмента стали «Десять этюдов (Прелюдий) для виолончели-соло», написанные в 1974г. В каждом этюде содержатся специфические приемы, которые группируются по принципу контраста: legato — staccato, arco — pizzicato, sulponticello — sultasto. Оригинальностью отличается пьеса "Мираж: Танцующее солнце" (2002г.), посвященная октету виолончелей французского города Бовэ. В аннотации к ней С.Губайдулина написала следующее: «Необычный состав — восемь солирующих виолончелей — дает множество фактурных возможностей звучания. Особенно привлекательными для меня оказались яркие натуральные флажолеты. Они мне потребовались для того, чтобы выразить образ пляшущего солнца. Представим себе картину солнечного диска, который очень быстро вращается вокруг собственного неподвижного центра, разбрасывая при этом в разные стороны стрелы-вспышки».
Новаторские открытия были сделаны композитором в звучании баяна, который в ХХ веке из народного инструмента превратился в академический. Однажды, размышляя, София Губайдулина сказала Фридриху Липсу: «Знаете, за что я люблю это “чудовище”? За то, что оно дышит!». Так было положено начало долгому и плодотворному содружеству, а баянная литература обогатилась несколькими интереснейшими сочинениями. Одно из них «De profundis» («Из глубины взываю к Тебе, Господи»), написанное в 1978г. для баяна-соло, оно стало самым исполняемым в мире. В этом произведении с помощью шумовых эффектов кнопки отдушника, кластеров, нетемперированных глиссандо баян мог изобразить дыхание, вздохи, стоны.
Возможность «заговорить» современным языком получила домра. Впервые в музыкальной практике С. Губайдулина использовала в качестве солирующих инструментов все её разновидности – сопрановую, альтовую, басовую. Именно с этим же инструментом связано обращение композитора к национальной теме и в 1977г. была написана сюита «По мотивам татарского фольклора» для трёх домр и фортепиано. Произведение состоит из трёх циклов по 5 пьес в каждом, где три разные домры с тремя различными тембрами символизируют три этапа жизни человека: молодость – зрелость – мудрость. Содержание сюиты связано с воспоминаниями композитора о родной земле и её просторах, родной крови, национальных истоках, которые воплощаются в песенно-танцевальных интонациях. В этом произведении С.Губайдулина применила излюбленные приёмы, усиливающие тембровые краски инструмента – пиццикато, вибрато, тремолирование, глиссандирование, а использование разных медиаторов и особое прикосновение к струне делает звучание домры похожим на балалайку, гармошку, барабан. При этом композитор предоставляет свободу исполнителю в приёмах звукоизвлечения, которые зависят не столько от указаний автора, сколько от воображения и мастерства самого музыканта. Впервые сюита была исполнена Гузель Мухаметдиновой, преподавателем Казанской консерватории. Долгое время технически сложное сочинение было невостребованным, пока автор не предложила исполнить его Наталье Липс, преподавателю класса домры Гнесинского музыкально-педагогического института. Так инструментальный репертуар пополнился замечательной музыкой, о которой никто не подозревал.
Продуктивное сотрудничество Софии Губайдулиной с Валерием Поповым явилось примером освоения новых звуковых пространств и новых творческих экспериментов с фаготом. По воспоминаниям композитора, пристрастие к фаготу было связано исключительно с личностью исполнителя. Посвящённый В.Попову Концерт для фагота и низких струнных представляет собой по задумке автора настоящий театральный конфликт «героя» (солирующего фагота) и «толпы» (группы виолончелей и контрабасов). В последней сольной каденции фагота, звучащей как трагический монолог «героя», автор использует целый ряд оригинальных приемов игры: пиццикато, двойное стаккато, различные трели, особый тип вибрато, имитации крика, смеха, игра сквозь зубы, аккордовую игру флажолетами.
Сотрудничество Софии Губайдулиной с ансамблем Марка Пекарского позволило создать множество интереснейших сочинений для ударных, показав, что данная группа инструментов является равноправной среди всех остальных, и, по словам музыковеда Д. Ухова, даже имеет «свою философию». Творческий союз Марка Пекарского, блестящего исполнителя-ударника, и Софии Губайдулиной образовался на их общем интересе к восточным инструментам. Работа с коллекцией музыкальных инструментов М. Пекарского давала возможность поиска новых звуковых явлений. Уникальные инструменты со всего мира – металлические, деревянные, глиняные, фарфоровые, кожаные, тростниковые – вызывали у Софии Асгатовны детские восторги, открывая простор для безудержных фантазий. Среди произведений выделяется «Юбиляция» - пьеса для четырех ударников, играющих на традиционных китайских барабанах гангу, тагу, яогу, баньгу.
Альт долгое время несправедливо называли «Золушкой» оркестра. Несмотря на богатый тембр, изысканный звук и огромные технические возможности, инструмент не имел должного признания. Первым, кто осмелился вывести альт из тени, был Этьен Мегюль. Еще в 1806 г. композитор в опере «Уталь» все партии скрипок поручил альтам. Через два столетия альтовая библиотека пополнилась Концертом Софии Губайдулиной. «Особая таинственность и приглушенность тембра альта всегда была для меня некоей акустической загадкой…», – говорит С.Губайдулина. Концерт для альта с оркестром «Ночная песнь рыбы», созданный в 1996г. по заказу Чикагского симфонического оркестра, посвящён Юрию Башмету, «…исполнителю, который обладает удивительным богатством красок и громадным диапазоном эмоциональных состояний — от крайней экспрессии до глубочайшей мистики звука». По словам Ю.Башмета, «Концерт для альта, как и многие другие опусы композитора, по содержанию опережает своё время. Он обладает четкой драматургией контрастов: импровизационному полету солирующего альта противопоставлено монолитное «говорение» струнных, мрачные голоса «вагнеровских труб». Его самобытность и музыкальный язык невозможно сформулировать до конца. Эта загадка становится интересной. Благодаря Концерту, инструмент продвинулся в сторону виртуозности и поднялся на новую высоту».
В настоящее время музыка Софии Губайдулиной во всём мире пользуется огромной популярностью. Статья поможет заинтересоваться и прикоснуться к творчеству удивительного мастера. Её материал адаптирован для понимания детей и юношества и может быть использован на уроках музыкальной литературы в системе дополнительного образования, на уроках музыки в общеобразовательных школах.
Литература
- Губайдулинские чтения: Материалы научно-практических конференций. Вып. 1,2. Казань, 2013,2015 г.г. / Сост. Л.Р.Монасыпова, Р.Г.Усеинова, Н.А.Хайруллина; Науч.ред. Л.А.Федотова; Казан. гос. консерватория; Центр современной музыки С.Губайдулиной. – Казань, 2016.
- Под знаком любви. Книга-альбом: Сост. Л.И.Гарифуллина, Л.Р.Монасыпова, Р.Г.Усеинова; Науч. ред. Ш.Х.Монасыпов. – Казань. 2016.
- Холопова В. - София Губайдулина - 2008.
- Аннотации С.Губайдуллиной к своим произведениям. - [электронный ресурс] - http://www.famhist.ru/famhist/gub/000a85b8.htm. – дата обращения – 21.11.16
- Сегельман М. Мир начинается с “ля”: музыка Софии Губайдулиной как автопортрет композитора.- [электронный ресурс] - http://www.m24.ru/articles/120080 – дата обращения – 24.11.16.
- Устинов А. Час Софии Губайдулиной. - [электронный ресурс] - http://muzobozrenie.ru/chas-sofii-gubajdulinoj/ – дата обращения – 24.11.16.