Цель урока: углубить представления учащихся о формах представления информации и акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации.
Задачи:
Обучающая:
- повторение и обобщение темы «кодирование информации»;
- стимулирование интереса к теме.
Развивающая:
- развитие логического мышления, памяти, внимательности;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности.
Воспитывающая:
- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Вид урока: урок усвоения новых знаний
Планируемые образовательные результаты
- предметные – общее представление о тексте как форме представления информации, умение создавать несложные текстовые документы, представление о компьютере как инструменте текстовой информации;
- метапредметные – основы ИКТ-компетентности, умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;
- личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Оборудование:
1) ПК учителя, проектор, экран;
2) ПК учащихся;
3) Учебник Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л. Босова. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2016;
4) Информатика. 5 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. Ч. 1 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2016;
5) Информатика. 5 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. Ч. 2 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2016;
6) Презентация.
Решаемые учебные задачи:
1) дать представление о тексте как одной из самых распространенных форм представления информации;
2) рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.
Основные понятия: текст; текстовая информация; текстовый документ.
Ход урока
I. Орг. момент (приветствие, психологический настрой)
II. Актуализация знаний
Вспомнить, что такое код, кодирование, декодирование, метод координат
Задание РТ: 99 (1,2) на выбор
Вариант 1. Ответ: <Рисунок 1>
Рис. 1
Вариант 2. Ответ: <Рисунок 2>
Рис. 2
III. Объяснение нового материала
Задание2 (определение темы урока)
Декодируйте информацию (4, 2) (6, 3) (1, 1) (3, 2) (4, 2)
Ответ: ТЕКСТ
Текст как форма представления информации (§8)
- Подчеркнуть, что текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.
- Продемонстрировать тексты, отличающиеся по размеру, оформлению, назначению, способу создания и др.
- Актуализировать исторические сведения учащихся и вспомнить на чем и с помощью писали в былые времена.
- Отметить, что только компьютер коренным образом изменил технологию письма.
- Подчеркнуть смысловой аспект заданием №103 в РТ.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
Задание. Постройте цепочку слов, превращая одно слово в другое, всякий раз заменяя по одной букве, чтобы получилось Бег - шаг.
Задание РТ: №103 подчеркивает смысловой аспект текста.
Разобрать на уроке первый (наиболее простой) и последний (самый сложный) варианты преобразований.
Вам разрешено заменять в исходном слове одну букву на другую так, чтобы получившееся слово было существительным в именительном падеже. Пример: "слоН" – "слоГ". Менять местами буквы запрещено.
Запишите цепочки превращений следующих слов в текстовом редакторе:
Исходное слово |
Цепочка превращений |
Результат |
суп |
СУП – сук – сок – рок – РАК |
рак |
бег |
БЕГ – бог – бок – бак – мак – маг – ШАГ |
шаг |
море |
МОРЕ – горе – гора – кора – кома – кума – сума – СУША |
суша |
миг |
МИГ – мир – пир – пар – бар – бас – бес – вес – ВЕК |
век |
бант |
БАНТ – рант – рана – раса – роса – КОСА |
коса |
шар |
ШАР – пар – пир – тир – тор – бор – боб – зоб – зуб – КУБ |
куб |
муха |
МУХА – муза – луза – лоза – коза – кора – кара – каре – кафе – кафр – каюр – каюк – крюк – урюк – урок – срок – сток – стон – СЛОН |
слон |
VI. Практическая работа
В текстовом редакторе MS Word
1. Набрать слово ТРЕУГОЛЬНИК и с помощью клавиш удаления символов преобразовать его в слово ТРОН.
2. Набрать слово ОРДА и с помощью добавления в него новых символов преобразовать его в слово ТОРПЕДА.
3. Набрать слово КОШКА и с помощью замены символов преобразовать его в слово МЫШКА.
4. Ввести математические выражения:
- 2 ∙ 3 = 6
- 4 + 4 = 8
- 10 : 2 = 5
- 7 - 6 = 1
VII. Подведение итогов урока и домашнее задание
§8, вопросы
РТ: №104 (любые три)
VIII. Рефлексия
- Что вы узнали нового для себя?
- Какие есть пожелания для себя и учителя по работе в дальнейшем?
- Что у нас с вами получилось хорошо, а над чем еще надо поработать?
Закодируйте свои знания и умения, полученные на уроке.
Список литературы
1. Авторская мастерская Босовой Л.Л. УМК для нового ФГОС 5-9 классы http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/
2. Босова Л.Л. Информатика. 5 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. Ч. 1 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2016.
3. Босова Л.Л. Информатика. 5 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. Ч. 2 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2016.
4. Босова Л.Л. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
5. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2т. Т. 2 / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6. Комплект материалов по информатике для 5-го класса (ФГОС) videouroki.net
7. Учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л. Босова. - Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2016.