Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Мы стараемся следовать времени и ищем новые пути обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ, применяя в своей работе современные информационные системы.
Основной целью применения: повышение качества образования.
Для достижения этой цели мы решаем следующие задачи:
- Активизация познавательной деятельности;
- Повышение эффективности образовательного процесса;
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем готовности;
- Повышение мотивационной готовности;
- Мониторинг достижений обучающихся;
- Развитие наглядно-образного мышления;
- Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.
Использование информационных систем сочетает в себе:
- динамику,
- звук;
- изображение
т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Детям с ОВЗ трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Поэтому применение в процессе обучения интерактивных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы.
Для реализации учебных задач с целью повышения качества образования, мы используем в своей работе новые информационные системы в сочетании с традиционными методами обучения.
Это:
- Учи.ру - интерактивная онлайн – платформа;
- МЭШ - платформа образовательных электронных материалов;
- «Мерсибо» - развивающий интерактивный портал.
Для всех этих систем характерны ключевые преимущества:
- Соответствие принципам ФГОС;
- Повышение образовательных результатов;
- Рост интереса к обучению;
- Доступность для детей с особыми образовательными потребностями.
Учи.ру — российская онлайн-платформа, где весь курс начальной школы разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий. Она раскрывает потенциал к обучению каждого ребенка, выстраивает индивидуальную образовательную траекторию. Это прохождение школьной программы в комфортном темпе для каждого ученика. Она учитывает скорость, правильность выполнения заданий, количество ошибок.
Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности.
Платформа Учи.ру дает возможность оперативно получать сравнительную статистику успеваемости по каждому конкретному ученику и в дальнейшем подбирать индивидуальные задания для отработки неусвоенных тем.
Уроки с использованием интерактивных систем при обучении детей предполагают 3 формы обучения:
- фронтальная форма;
- групповая форма;
- дистанционная форма.
Платформа Учи.ру также предполагает участие в олимпиадах по разным предметам. Наши ученики, особенно дети с ОВЗ, которые посещают логопедические занятия, тоже с удовольствием выполняют олимпиадные задания по русскому языку. Хотя, задания олимпиады представлены в понятной форме и не зависят от текущей подготовки ребенка, некоторые из них выполняются с трудом, особенно логические.
За участие дети получают похвальные грамоты и благодарности. Это придает им уверенность в себе и является хорошим стимулом для участия в дальнейших олимпиадах.
МЭШ – платформа образовательных электронных материалов.
«Московская электронная школа» — это уникальное сочетание традиционного образования и новейших технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому. На уроках учитель, использует электронные материалы из библиотеки МЭШ по разным предметам. Это: тесты, слайды интерактива, работа по ссылкам сайтов из Интернета, электронные словари, виртуальные экскурсии.
Включение компьютерных технологий в школьные занятия предотвращает утомление детей, способствует развитию коммуникативных способностей, придает уверенность в себе.
В настоящее время информационные системы Учи.ру и МЭШ стали сотрудничать. Поэтому в логопедической работе я тоже использую из библиотеки МЭШ интерактивные карточки по русскому языку, созданные онлайн – платформой Учи.ру.
Их уникальность состоит в том, что обучение происходит в форме непрерывного диалога с учеником во время выполнения каждого задания. Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.
Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Это интерактивные развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Они состоят из двух частей: мотивационной и развивающей.
Они направлены на развитие:
- всех компонентов речи: фонематический слух; звуко-буквенный анализ; грамматические навыки; лексический запас; связная речь.
- психических процессов;
- обучение чтению и счету;
- логики и творческих способностей.
Дополнительные печатные задания к каждой игре позволяют ребенку закрепить полученные знания.
Настройки, имеющиеся у многих игр, дают возможность выбирать уровень сложности игры в соответствии с темой занятия. В коррекционно-развивающей работе логопед использует игры «Мерсибо» как часть занятия. Родители также могут вместе ребенком участвовать в играх дистанционно.
Игры увлекательны как мультфильмы. Они раскрепощают детей и помогают вовлечь в занятие.
Таким образом, практика работы показывает, что использование информационных систем в работе с младшими школьниками с ОВЗ становится необходимым средством обучения и способствует:
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- повышению мотивации к учебе;
- эффективности коррекционно-образовательного процесса.