Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Необычное путешествие в космос»

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

Обучающие:

  • уточнить представления детей о космосе и космических объектах,
  • познакомить с новой техникой «граттаж», её применением при рисовании,
  • учить использовать в работе приём «процарапывания»,
  • уточнить пространственное расположение геометрических фигур.

Развивающие:

  • содействовать развитию чувства композиции, наблюдательности.

Воспитывающая:

  • вызвать интерес к теме, желание узнать новое о Космосе.  

Наглядный материал: игрушка Незнайки, схема солнечной системы, 2 «портрета» космических жителей из геометрических фигур, рисунки и фотографии космических объектов и ракет, варианты образцов.

Раздаточный материал: загрунтованные листы А4 (цветной фон, слой свечи, слой чёрной туши и гуаши), зубочистки, клеёнка.

Ход занятия

Мотивация.

Дети заходят под спокойную музыку, садятся. Воспитатель и дети здороваются.

- Ребята, на предыдущем занятии мы с вами говорили о Дне космонавтики и космическом пространстве. Сегодня я получила из Космоса послание, в котором нас просят о помощи. Хотите ли вы узнать, кому нужна помощь и почему? Тогда отгадайте загадку:

В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Кто он, быстро угадай-ка,
Как зовут его? (Незнайка)

- Правильно, ребята, это Незнайка. Мы с вами много читали и смотрели о приключениях Незнайки. а не напомните ли вы мне кто написал все эти истории? (Н.Носов).- молодцы,  и так мы с вами помним.....

- Он улетел на луну и до сих пор не вернулся...

Ребята!

- А вам бывает страшно, если вы оказывайтесь одни в незнакомом месте?

- Хотите помочь Незнайке вернуться на Землю? А как можно это сделать?

Ответы детей: отправить спасательный отряд космонавтов, отправиться самим.

- На чем же мы сможем отправиться в космическое путешествие? (на космическом корабле, ракете)

- Где же нам найти ракету? (ракету можно склеить, слепить, нарисовать)

- Предлагаю ракету нарисовать. Но без знаний о строении солнечной системы нас в космос не отправят.

Рассматривание схемы Солнечной системы

- Ребята, что находится в центре солнечной системы? (солнце)

- Сколько планет вращается по своим орбитам вокруг солнца? (9 планет)

- Предлагаю вместе со мной прочитать стихотворение и запомнить название планет. Показывать планеты на карте.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

PS: Хотя не так давно Плутон был исключен из списка планет из-за своей небольшой массы.

Ребята, Незнайка пытался прилететь на  планету Земля, но как всегда, что то перепутал и приземлился на другую планету  которая располагается за планетой ЗЕМЛЯ.

- Как вы думаете, куда он мог прилететь? (ответ - Марс)

- Молодцы! Мы с вами вспомнили, что планета, которая располагается за Землей, называется Марс. А как могут называться жители этой планеты? (инопланетяне, пришельцы, марсиане)

- Оказывается им и нужна наша помощь....

- Вы хотели бы помочь марсианам? Марсиане заколдованы. Если вы правильно назовете, из каких геометрических фигур составлены портреты и сколько их (показать 2 портрета), они будут расколдованы.

Игра «Из каких фигур состоит «марсианин»

Дети рассматривают портреты «марсиан», называют, из каких фигур они состоят.

- Молодцы, ребята, вы показали свои знания планет, оказались отзывчивыми, ну, а теперь мы с вами будем рисовать ракету и космические объекты. Какие вы знаете космические объекты (планеты, кометы, звезды, метеориты).

Объяснение приёма и показ:

- Но рисовать мы будем необычным способом: на специальных листах, которые подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать острыми палочками.

- Этот способ изображения называется граттаж или по-другому - царапины. Придётся приложить некоторые усилия, чтобы процарапать и изобразить ваш рисунок.

Рассматривание образцов (три варианта).

- Продумайте содержание и композицию вашего рисунка, выделите главные элементы и второстепенные, и приступайте. Для того чтобы некоторые объекты казались более объёмными, нужно полностью процарапать всю поверхность внутри контура.

Физкультминутка

Под медленную музыку дети имитируют движения космонавтов в открытом космосе.

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!

Самостоятельная продуктивная деятельность:

Воспитатель помогает детям, если они просят помочь. Напоминает про композицию рисунка.

Анализ детских работ.

Дети, закончив работу, выкладывают рисунки в ряд.

Воспитатель предлагает детям полететь на своих ракетах на помощь Незнайке и вместе с детьми ведет обратный отчет: «5, 4, 3…».

Под медленную музыку дети представляют полет и встречаются с Незнайкой. Незнайка благодарит детей за спасение.

По желанию дети рассказывают Незнайке о своих ракетах.

Воспитатель предлагает оформить выставку в группе и рассказать о космическом путешествии своим родителям.

Выставка детских работ в группе, рассказы родителям.