Конспект НОД по математике в старшей группе детского сада "Математика в цирке зверей"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: продолжать формировать элементарные математические представления.

Задачи:

  • закреплять умения считать в пределах десяти, пользуясь приёмами устного счёта;
  • развивать аналитическую деятельность, умение классифицировать предметы;
  • показать способ упражнения в определении места объекта относительно друг друга;
  • развивать умение решать простые задачи в стихотворной форме;
  • Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10;
  • продолжать формировать представление о круге, умении делить его на 4 части;
  • воспитывать организованное поведение на занятии, стремление получать математические знания.

Демонстрационный материал: Таблица на экране - "Домики для зверей", мешок с различными предметами, цифры от одного до 10.

Раздаточный материал: шапочки животных, наборы "Танграм", карточки с задачами, круги(пиццы) для разрезания, ножницы. 

Оборудование: столики, стульчики, проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация, аудио магнитофон, аудио записи.

Предварительная работа: Чтение рассказов В.Дурова «Мои звери», игры с танграмом, дидактическая игра "Что лишнее?", составление и решение задач по картинкам, счет в пределах 10.

Ход занятия

Дети заходят в зал под музыку и садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, сегодня вас ждет необычное приключение! Я хочу пригласить вас в цирк! Вы любите цирк?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте с вами отправимся в путешествие в цирк. Только на метро или на автобусе ехать долго.  Как бы нам сразу оказаться в цирке? Я, кажется, придумала, надо воспользоваться волшебными словами...

Дети встают в круг.

- Вправо-влево повернись,
И на месте покружись,
С глазками закрытыми
Пальцем носика коснись
И в ладоши хлопнув,
В веселом цирке окажись!

Ребята, мы попали в необычный цирк! Мы оказались  в цирке зверей (на экране изображение цирковых зверей). Только здесь я их не вижу. Зато взгляните сюда, какая красивая коробка! Давайте заглянем в нее! В ней письмо.

Читает: " В этой коробке вы найдете волшебные аксессуары, которые помогут вам превратиться цирковых артистов - дрессированных зверей!"
Ну что, хотите немного побыть цирковыми зверями?

Дети: Да.

Воспитатель: Дети выбирают шапочки различных зверей. Надевают. Воспитатель называет, кто из детей в какого животного превратился. Тоже надевает шляпку дрессировщика, берет указку.

- Звери в цирке не могут обойтись без дрессировщика! Вы теперь не ребята, а зверята. Мы с вами будем  веселиться и играть.  В этом цирке все дрессированные животные знакомы с математикой и умеют считать! Я права?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте проверим!

У каждого зверя в цирке есть свое место. Как правильно оно называется?

Дети: Тумба.

А теперь, занимайте места!

Дети рассаживаются на табуреты с номерами от "1" до "10".

Запомните свои номера. Мы поиграем в игру "Найди свое место".

Воспитатель включает подвижную музыку и  пока дети бегают врассыпную, меняет местами табуреты. После остановки музыки, дети должны найти табуреты со своим номером.

Молодцы, все знают цифры!

Давайте проверим, умеют ли наши дрессированные звери  решать задачки!

Воспитатель раздает каждому ребенку карточку с задачей.

- Посмотрите внимательно на свою карточку, составьте и решите задачку.

Дети по очереди составляют задачу и дают ответы.

А теперь давайте немножко отдохнем и разомнемся!

Физкультминутка под музыку"У жирафа пятна, пятнышки везде.."

Воспитатель обращает внимание детей на мешок, стоящий в углу.

Интересно, что в этом мешке. Давайте развяжем его и посмотрим.

Высыпает содержимое на ковер(музыкальные инструменты, посуда, медицинские принадлежности и один лишний предмет) . Предлагает рассмотреть. На полу раскладывает 3 корзины.

Вам нужно подумать для чего предназначены эти предметы и разложить их по трем  корзинам.

Под веселую музыку дети раскладывают предметы.

- Как можно одним словом назвать предметы в каждой корзине?

- Почему этот предмет оказался лишним? К какой группе предметов он относится ? (предмет из спорт.оборудования - гантеля).

Ответы детей.

- Для выполнения следующего задания, вам нужно разделиться на 2 команды.

Давайте разделимся на команды хищников и травоядных.

Дети определяют к какой группе животных они относятся. Команды получаются с равным количеством участников.

Я раздам каждой команде набор геометрических фигур (Танграм). Вам нужно будет выложить из них на столе животное, которое я вам загадаю.

Послушайте внимательно загадки.

Загадка для команды хищников:

Кто спит с вами на кроватке,
Днём хватает вас за пятки?
Рыжий, в пятнах, как тигрёнок... Как зовут его? (Котенок)

Загадка для травоядных:

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка)

Дети выкладывают на столе животных из геометрических фигур. Подсказка на конверте.

Какие молодцы! А теперь давайте превратимся из зверят снова в ребят!

Дети снимают шапочки животных. Садятся на стулья перед экраном.

(На экране изображена таблица в виде башенок и этажей. В окошках разные животные.)

С помощью вопросов:

  • "Кто живет в третьей башне на втором этаже?" - Жираф.
  • "Кто живет справа от жирафа на втором этаже?"- Бегемот.
  • "Кто живет над бегемотом этажом выше?" - Слон. И т.д.

А теперь, ребята, давайте потренируем наши пальчики. Пусть они нам помогут посчитать! Дружно пальцы загибайте, и задачи все  решайте!

Три пушистых кошечки 
Улеглись в лукошечке. 
Тут одна к ним прибежала. 
Сколько вместе кошек стало?

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них отстал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?

Зайчик по лесу пошёл.
 Быстро он грибы нашёл:
 Два-под берёзой,
 Один под осиной.
 Сколько их будет
 В плетёной корзине?

Четыре гусёнка и двое утят 
В озере плавают, громко кричат. 
А ну, посчитай поскорей - 
Сколько всего в воде малышей?

Ребята, обычно зверей в цирке угощают после выступления чем-нибудь вкусным! У меня есть для вас пицца. Я вам раздам каждому.

Раздает разноцветные бумажные круги-пиццы с изображением различных начинок.

Все пиццы с разным вкусом. Есть грибная, мясная, овощная, сладкая... Чтобы попробовать разные, нужно угостить друг друга. А для этого я предлагаю ваши пиццы разрезать на 4 части.

Воспитатель раздает ножницы. Кто-то из детей озвучивает правила работы с ножницами.

-Давайте сначала разделим пиццу на 2 части. Что нужно для этого сделать?

Ответы детей. Сложить и разрезать круг пополам.

Что нужно сделать, чтобы получилось 4 равные части?

Ответы детей. Сложить и разрезать каждую половинку еще пополам.

Получилось у вас 4 равных кусочка? Один из четырех таких кусочков называется четвертинка. Что Больше половина или четверть?

Ответы детей.

Давайте сложим нашу пиццу на поднос.

- Ребята, что вам больше всего запомнилось сегодня?

- А какое задание вам показалось сложным?

- В какие игры вы бы еще хотели поиграть в группе?

Ответы детей.

На этом наше веселое и интересное путешествие в цирк зверей заканчивается и мы возвращаемся в группу, где вас ждет настоящее угощение!
Занятия математикой — неотъемлемая часть образовательного и воспитательного процесса в ДОУ. Освоение ребёнком новых умственных операций и понятий способствует формированию абстрактного мышления и логики, совершенствованию внимания, памяти и речи, что позволит малышу активно познавать и осваивать окружающий мир. Увлекательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как целеустремлённость, настойчивость, организованность и дисциплинированность, познакомит с основными пространственными и временными понятиями.

Используемая литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Помораева И.А., Позина В.П. ФЭМП.
  3. В.П.Новикова. Авторская программа. Математика в детском саду.