С 01 сентября 2016 г. обучение детей с нарушением интеллекта будет осуществляться по ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт).
В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы. Осуществление этих подходов предполагает, в том числе, и «развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации» [1]. Деятельностный подход предусматривает использование таких форм, приемов и методов педагогической работы, в результате которых «рождался бы … Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации» [2]. Таким образом, основная идея деятельностного подхода заключается в том, что в результате обучения у человека формируются способность и готовность к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
В литературе по коррекционной педагогике отмечается, что деятельностный подход к обучению лиц с нарушением интеллекта предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.
Изучив Стандарт, специальную литературу я решила применить деятельностный подход в своей практике на уровне основного образования. Я понимала, что включение ребенка в деятельность отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации исследовательской работы детей (с учетом их интеллектуальных возможностей) так, чтобы дети сами «додумались» до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Известно, что одним из путей организации учебной деятельности на уроке является постановка учебной задачи. Поставить учебную задачу - значить помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.
Использовала три варианта постановки учебной проблемы на уроке:
- Сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.
- Подводящий к теме диалог. Учащимся предлагается система посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят детей к осознанию темы урока. Этот вариант не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
- Создание проблемной ситуации. Учащимся предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. У школьников появляется самостоятельность в выборе действий - каждый идет своим путем, возникают разные мнения. Иногда задание невыполнимо вообще. Оно не получается, вызывая у ребенка затруднение.
Наиболее успешным было применение третьего варианта.
Так, на уроке математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» возможно применение деятельностного подхода через создание проблемной ситуации.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Таблица 1
Учитель | Ученики |
- Выполните сложение 6⅛ + 2⅜ |
Выполняют действие, озвучивают ход решения и результат. 84/8 |
- Найдите разность 2 – 5/8 - Выполнили задание? - Почему? |
Оказываются в затруднении - Нет - Не знаем, как делать. |
С первым заданием дети справляются. А второе задание выполнить не могут. Задаю наводящие вопросы: Чем это задание отличается от остальных? Фиксируем где и почему возникло затруднение.
Проблемная ситуация определена и начинается поиск решений. На следующем этапе происходит освоение школьниками новых знаний в результате совместных действий. Моя задача - помочь ученикам открыть новые знания. Предлагаю решить практическую задачу: каждому ученику выдается по две «булки хлеба» (хлеб выполнен из пластилина) и условие задачи. «Мама купила две булки хлеба. На обед она порезала одну булку хлеба на 8 кусочков. 5 кусочков хлеба за обедом съели. Сколько хлеба осталось на ужин?». Школьники уверенно делят одну «булку» на восемь частей и убирают пять кусочков. Ответ получается у всех правильный: одна «булка» и 3 кусочка. Прошу записать это действие при помощи дробей. В большинстве случаев ученики записывают так: 2 – 5/8 = 13/8. Прошу расписать действие подробно: 2 – 5/8 = 18/8 -5/8 =13/8. Дети самостоятельно приходят к выводу, что целое число нужно заменить дробью, где числитель и знаменатель одно и то же число (на сколько разделили, столько и указали в числителе).
Школьники с отклонениями в развитии быстрее и легче запоминают материал с опорой на наглядность Прошу ребят нарисовать выполненное действие. Оценивание индивидуального продукта проводят сами ученики. В результате появляется опорный сигнал, который используется в дальнейшем.
На этапе первичного закрепления использую работу в парах. Организуется помощь сильными учащимися более слабым одноклассникам. Такая работа полезна обоим ученикам: первому важно уметь объяснять понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач. Второй - получает возможность понять непонятное, подняться в своем уровне развития.
Серия уроков, проведенных с применением деятельностного подхода при изучении «Дроби», позволила повысить у школьников мотивацию. Понимание детьми, что они сами достигли результата, что смогли помочь своим одноклассникам, повысило их самооценку. Замечательно, когда дети в процессе обучения открывают что-то новое для себя.
Список литературы
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): http://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/Prikaz_№_1599_ot_19.12.2014.pdf
- Коршунова Н.Л. Деятельностный подход в современном образовании: сущность, проблемыне зоны, перспективы реализации. Известия ВГПУ, №2(263), 2014.