Вглядываясь в прошлое - думая о будущем... Искусство как духовный опыт поколений

Разделы: МХК и ИЗО, Мастер-класс


Выдающийся физик XX века Вернер Гейзенберг писал: "Действительность ничему нас не учит.
Она ограничивается ответами на наши вопросы.
Если мы у нее ничего не спросим, она ничего нам не скажет".

"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой..."
А.С. Пушкин

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Перемены - главная черта современности. Нас восхищает, но часто и подавляет этот вечный изменчивый мир.

У каждого из нас есть выбор: какую роль играть, что думать об окружающем мире и что делать. Этот выбор составляет основу нашей внутренней силы и ответственности. Наши действия или бездействие создают мир таким, каким мы его видим.

Обращение к истории, истокам - как к фундаменту нашей действительности. Память прошлого - толчок для деятельности и движения сегодняшнего дня.

Но наши мысли также создают мир - наш внутренний мир. И это - главное в процессе самосовершенствования, становления нас, как личности. Ведь наши поступки - результат наших убеждений, характера и способности к действию.

Наша нравственная обязанность -- необходимость достигнуть зрелого понимания вещей.

Мы должны определить свои отношения ко всем важным вопросам. Общество дает на это право и винит, если мы не способны воспользоваться этим правом.

Понимание и осознание нашей ответственности в движении и развитии нашего рода...

Что мы ждем от урока музыки? Здесь мы учимся слушать – слышать – размышлять – делать выводы.

Главная задача - научиться ПОНИМАТЬ музыку. Часто понимание связывают только с набором "правильных" слов. Но настоящее понимание - это не узнавание знакомого, не заученные формулировки... — Настоящее понимание - это ТО, ЧТО ИЗМЕНЯЕТ ТЕБЯ.

Российский историк, Николай Михайлович Каразмзин, в предисловии к "Истории государства Российского" пишет:

____________

Никола́й Миха́йлович Карамзи́н (1 [12] декабря 1766, Знаменское, Симбирская губерния — 22 мая [3 июня] 1826, Санкт-Петербург, Российская империя) — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).

Карамзин вошёл в историю как реформатор русского языка. Его слог лёгок на галльский манер, но вместо прямого заимствования Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».

Иммануи́л Кант (22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

Картина написана летом 1886 года в Париже. Эта картина, якобы, была продана на одном из аукционов «Сотбис» в Лондоне 7 ноября 2006, за $8,976,000. На картине Ван Гога «Ботинки» изображены два измятых, вконец исхоженных, ботинка, причём кажущиеся, что оба с левой ноги, в то же время равные друг другу в своей принадлежности одному хозяину.
М.Хайдеггер "Вещь".

Стивен Крейн (англ. Stephen Crane; 1 ноября 1871, Ньюарк, Нью-Джерси, США — 5 июня 1900, Баденвайлер, Германия) — американский поэт, прозаик и журналист. Крейн умер 5 июня 1900 в Германии, в курортном городке Баденвайлер, где впоследствии от той же болезни умер Чехов.

История в некотором смысле есть священная книга народов: зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители, Законодатели смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать как учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие.
Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей; питает нравственное чувство и  располагает душу к справедливости.

Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума!

Почему мы с таким интересом вглядываемся в "дела давно минувших дней"? Прошлое интересует не только историков и археологов. Прошлое - неиссякаемый источник вдохновения для художников, литераторов, музыкантов...

Как получается, что нас волнуют трагедии Уильяма Шекспира? Что волнует нас в событиях,  столь далеких от наших сегодняшних проблем?
Историческая достоверность, конкретные события, основанные на фактах, имеющих отношение к дате и месту отходят на второй план, а порой вызывают у нас скуку. На первый план выходит художественная достоверность, психологические, социальные и политические идеи, которые представляют собой неизменные особенности человеческой природы.

Историческая драма Шекспира  «Юлий Цезарь» рассказывает о достаточно загадочных событиях, когда Гай Кассий замыслил убить Цезаря при поддержке Марка Брута. Хотя пьеса вроде бы о политическом заговоре, имевшем место на итальянском полуострове пару тысяч лет назад, но если по правде, то пьеса эта, конечно же, о нас.

Для нас, «Юлий Цезарь» – о том, как поступить, выбирая между верностью другу и благом государства, как реагировать на слухи и заговоры, как различать дурное предчувствие и панику. Пьеса показывает, как добрые намерения приводят к ужасным результатам, и рассматривает, какую роль играют ошибки и слепота в делах даже порядочных людей.

Сейчас в новостях предпочтение отдается точности фактов, скорости передачи, безликости, при практически полном исключении всего остального.

И все же интерес к дальним странам и сочувствие просто дремлют. Надо лишь овладеть некоторыми методиками, присущими искусству, у которого есть способы представить историю в таком виде, чтобы она помогла перенести знания через культурную и бытовую пропасти, и показала жизненный опыт других, как резервуар, из которого мы сможем постоянно черпать вдохновение, осторожность, выдержку и понимание.

В средние века художники принадлежали к той же цеховой организации, что и врачи и аптекари. Одни готовили микстуры и отвары, другие толкли порошки, которые служили компонентами красок для картин. Это выглядело схоже не только внешне. И те и другие по-своему восстанавливали утраченное совершенство тела, крепость веры и спокойствие разума. Со временем живопись изменилась, но она до сих пор сохраняет способность возвращать людям ощущение гармонии, вне зависимости от сюжета.

Картина фильтрует реальность. Она освобождает ее от всего наносного, утяжеляющего, загромождающего. В защищенном пространстве картины зритель сможет перевести дух, подобно путешественнику, который прошел долгий путь и дошел наконец до места, где можно устроить привал.

Обратимся к двум произведениям, которые непосредственно обращены к прошлому или славным представителям прошлого: "Старый замок" из сюиты "Картинки с выставки" Модеста Петровича МУСОРГСКОГО (1839-1881) и Прелюдии из Сюиты «Из времен Хольберга» Эдварда ГРИГА (1843-1907)

Приложение 1

Приложение 2

Первым произведением, появившимся вслед за «Борисом Годуновым», в год первой постановки его, была сюита «Картинки с выставки». Когда после смерти друга Мусоргского, Виктора Александровича Гартмана (1834—1873), Стасов устроил в Петербурге выставку его работ, Мусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посвятил ее памяти друга. За основу «Выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику.

ПьесаIl vecchio castello (итал. Старый замок)  основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней (возможно, для показа размеров замка). В каталоге выставки такое произведение не значилось. У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия — пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль.

В оркестровке Равеля мелодию играет альт-саксофон, появляясь здесь единственный раз на протяжении сюиты.

Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».

Как объяснить причину популярности этой музыки? Спокойная, загадочная, таинственная, печальная, красивая, волнующая... Погружаясь в этот мир, начинаешь мечтать и представлять картину рыцарских турниров и серенад у башни замка. Музыка благородная и величественная в своем спокойствии и неспешном движении. В ней нет суеты и беспокойства.

Эти старые камни, замшелые и холодные - в них уже нет ни опасности, ни тепла жизни... НО...  внезапно появляется НАПРЯЖЕНИЕ - мелодия становится драматичной - ровное движение становится пульсирующим, динамика волнообразно нарастает... но снова все сникает и успокаивается. Ожидание и волнение - тишина и загадочность пустых коридоров настораживает... Блеснувший осколок стекла, черепок, обломок старинного сосуда... Тайна манит и завораживает... МЕЛОДИЯ - легкая, мягкая, загадочная, парящая, мечтательная, лирическая... Какое отношение она имеет к замку? Это наши чувства, мечты, фантазии...

Фантазия, способность воображения... Эту удивительную способность человека, из которой вырастают и чувства и разум, особенно выделял немецкий философ Кант. Он считал, что мы никогда не сможем вывести наружу механизм ее действия. Человек может представить не пуделя, не фокстерьера, не бульдога, а просто собаку вообще. Треугольник вообще, дом вообще, человека вообще. Хотя таких вещей, как собака вообще или дом вообще - в природе не бывает.

____________

Иммануи́л Кант (22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

Однако с таких "чистых предметов" начинается всякое человеческое познание.

Например, законы астрономии нельзя увидеть, разглядывая в телескоп звездное небо, законы истории нельзя осознать, посмотрев в окно или прочитав газету.

Все наши знания, в том виде, в каком они у нас есть, взяты не из окружающего мира. Мир дает только сырой материал, служит пищей и толчком нашему воображению.

Демокриту надо было глубоко заглянуть в себя, раскрепостить фантазию, чтобы увидеть в мире атомы и пустоту, в которой эти атомы падают. И это не сказка - с тех пор гипотеза об атомистическом строении вещества не уходила из науки.

У древних греков было слово для обозначения истины - алетейя, что обозначает нескрытость, непотаенность. Истина не прячется, она лежит на виду, надо только ее увидеть. Истина - результат не только познания мира как чего-то внешнего, а попадание в такую жизнь, где мир и вещи вдруг открываются нам, становятся понятными, волнующими, бездонными.

И истина, полученная таким путем, всегда индивидуальна. Никто за вас понимать ничего не будет. Понять должны вы сами. И если вы что-то поняли, передать другому свое понимание вы так же не можете, он должен сам и по-своему понять.

Когда случается такое событие, оно потрясает нас, переворачивает душу, мы чувствуем себя посвященными в новое знание, в новую истину.

Можно привести в пример произведение искусства, которое есть всегда открытие того, что есть на самом деле. На картине Ван Гога изображены просто башмаки. И все же благодаря искусству Ван Гога нам открывается мир таким, каким мы его раньше не видели.

____________

Картина написана летом 1886 года в Париже. Эта картина, якобы, была продана на одном из аукционов «Сотбис» в Лондоне 7 ноября 2006, за $8,976,000. На картине Ван Гога «Ботинки» изображены два измятых, вконец исхоженных, ботинка, причём кажущиеся, что оба с левой ноги, в то же время равные друг другу в своей принадлежности одному хозяину.


"Тяжелая и грубая прочность башмаков собрала в себе все упорство неспешных шагов вдоль всегда одинаковых борозд, над которыми дует пронизывающий резкий ветер. На коже осталась сырая сырость почвы. Одиночество забилось под подошвы этих башмаков... Тревожная забота о будущем хлебе насущном сквозит в этих башмаках, забота, не знающая жалоб и радость, не ищущая слов..."
Башмаки стоят у всех на виду, но надо их увидеть так, как увидел Ван Гог, как увидел Хайдеггер, и такое вúдение есть посвящение в истину, совершенно непонятную незрячим и непосвященным.

____________

М.Хайдеггер "Вещь".

Картина и "музыкальная иллюстрация" - в чем разница? В принципе - только в языке рассказа. То, что музыка рассказывает, объясняет, выражает звуками, живопись делает красками. Цель и задача и того, и другого вида искусства - одна: "заставить нас по-новому взглянуть на привычные вещи".

Но, может быть, спокойствие, мечтательность, лиризм - не нужно нашему времени? Главные признаки музыки сегодняшнего дня - напор, энергия, мощь, ритмичность - это отмечают все учащиеся. Главный признак успеха - достижение цели, что чаще всего выражается в финансовом благосостоянии.

Но в современной культуре можно отметить и течение Нью-эйдж (англ. new age, дословно «новая эра») — жанр музыки с расслабляющим и лёгким звучанием. Нью-эйдж сочетает инструменты и приёмы, характерные для электронной музыки  и этнической музыки, и характеризуется, как правило, спокойным темпом, использованием лёгких и поднимающих настроение мелодий. Эта музыка используется для релаксации, медитации и стимулирования творчества.

Наша жизнь – утверждают философы – чаще всего не является жизнью в полном смысле этого слова, поскольку в ней преобладает нудная монотонная повторяемость серых будничных дней. В этом смысле только искусство создает живую жизнь, а в чистом виде жизнь как таковая, освобожденная от глупых случайностей или просто от скуки, - прекрасна.

Человек должен создавать себя так же, как создается произведение искусства – отбрасывая от себя все случайное, наносное, избавляясь от автоматизма существования, ибо только тогда он может придать своей жизни целостность, завершенность, смысл. Жизнь без подобных усилий, жизнь сама по себе – только распад.

Искусство удивительный феномен, произведения искусства – словно узлы, организующие жизнь. Произведения искусства, с детства приучают нас видеть во всем интригу, фабулу, сюжет, ждать счастливого или печального конца, вообще относится ко всем явлениям жизни, где на само деле столько хаотического и случайного, как к чему-то, имеющему целостность, общий смысл и законченность.

Истинный художник подражает не жизни, а силам, рождающим жизнь.

Каждый человек производит свой мир, свою вселенную только в том случае, если он является своим собственным творцом, если стремится к своему способу существования. Каждый человек должен быть своим собственным произведением.

Сюита «Из времен Хольберга» Эдварда ГРИГА (1843-1907) – дань памяти выдающегося писателя и просветителя, датского драматурга Людвига ХОЛЬБЕРГА (1684–1754). Уроженец Бергена, родного города Грига, деятель датского театра Хольберг, равно почитаемый в Норвегии и Дании, принадлежит двум национальным культурам.

Плодовитая литературная деятельность Хольберга доставила ему очень значительные средства, которые он, однако, не считал своей исключительной собственностью и потому мало пользовался ими для себя лично.

Большую часть своего состояния он употребил на покупку нескольких имений близ города Сорё, доходы с которых назначил на возобновление и упрочение государственной «академии» (высшее учебное заведение, упразднённое за недостатком средств ещё в 1665 г.). Останки Хольберга покоятся в Сорё, в академической церкви.

В честь Хольберга назван кратер на Меркурии и премия выдающимся гуманитариям современности - Премия Хольберга, учрежденная в 2003 году.

3 декабря 1884 года в ознаменование двухсотлетия со дня рождения Хольберга в Бергене состоялось открытие памятника писателю. Под управлением Грига на площади перед памятником была исполнена его хоровая кантата «Памяти Хольберга». А 7 декабря в юбилейном концерте Григ впервые сыграл фортепианную версию сюиты «Из времен Хольберга». Уже в феврале следующего года Григ завершает инструментовку сюиты и 12 марта 1885 года дирижирует премьерой ее оркестрового варианта. Собственно, именно в оркестре замышлял Григ, по его словам, произведение, образцом для которого он избрал оркестровые сюиты Баха и Генделя, современников Хольберга

Цикл традиционно открывается Прелюдией, выдержанной в торжественно-приподнятом тоне. Баховской модели следуют, баховским духом проникнуты и Сарабанда, и Гавот, и в особенности печальная Ария, заставляющая вспомнить медленные части скрипичных концертов Баха, арии из его кантат и пассионов.

Оживленный Ригодон, замещающий традиционную жигу, венчает сюиту: контрастный средний эпизод возвращает лирико-драматические образы Арии, а торжественная поступь заключительных аккордов tutti перекидывает арку к Прелюдии.

Эдвард ГРИГ "Из времен Хольберга". Прелюдия. Первый номер сюиты.

Музыка взволнованная и энергичная. Это обращение к истории, но в ней нет спокойствия и эпичности "Старого замка".

Взволнованное начало переходит в плавную, парящую мелодию. Трепет и волнение при прикосновении к страницам старинного фолианта. Постепенно легкая мелодия приобретает силу и энергию. История наполняет сердца  гордостью и восхищением: "славны были наши деды..."  О чем эта музыка?

О том, что обращение к истории, памяти прошлого ценно, если оно дает толчок для деятельности и движения сегодняшнего дня. Подвиги наших предков - это только стимул для того, чтобы и мы сделали свой шаг в движении вперед... Наверное, то же мы ощущаем 9 мая, когда в колонне "Бессмертного полка" несем портреты наших отцов и дедов. Это не только знак уважения, но и понимание огромной ответственности за мир, завоеванный такой дорогой ценой и доставшийся нам в наследство.

Философ Николай Николаевич Страхов (1828-1896) так описывает процесс развития и взросления человека: "Если же мы учимся или вообще если заботимся о нашем умственном развитии, то это основано на уверенности, что мы можем достигнуть зрелого понимания вещей.

Мы готовы сто раз изменить наши мнения, готовы ежеминутно подвергать их критике и строгому исследованию никак не с тем, чтобы жить в каком-то вечном круговороте, но именно для того, чтобы достигнуть наконец твердых, вполне отчетливых убеждений, которых не может сломить уже никакая критика.

Вот почему от человека, вполне развитого, мы требуем как долга, как исполнения нравственной обязанности, -- известной полноты убеждений. Он должен сам определить свои отношения ко всем важным вопросам, как бы они важны ни были. Мы даем ему на это право и виним его, если он не способен воспользоваться этим правом".

Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа утверждает, что "разговор о картинах (мы добавим - и музыки!) сам по себе является искусством - мысли и речи". ...Упражнения в осмыслении искусства позволяет соотносить с его темами нашу собственную действительность. И отвечать на вопросы, ставшие названием главного полотна Гогена: "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?"

Что мы ждем от урока музыки? Здесь мы учимся слушать – слышать – размышлять – делать выводы. Для понимания – обращаем внимание на детали, элементы музыкального языка… Наши оценки должны опираться на ясные и понятные критерии.

Главная задача - научиться ПОНИМАТЬ музыку. Часто понимание связывают только с набором слов. Но настоящее понимание - это не узнавание знакомого, не заученные формулировки... — Настоящее понимание - это ТО, ЧТО ИЗМЕНЯЕТ ТЕБЯ.

"Облако, птичий клин, колокольня, цветок, камешек - вся эта запутанная тарабарщина, которую поток жизни навязывает нам без спроса, - буквы тайного алфавита, иероглифы, которые предстоит расшифровать, превратив знаки в их духовный эквивалент.

Если что-то запомнилось, то жизнь сказала нам важное.
Ведь жизнь - это книга, написанная иносказательными знаками,
начертанными не нами. Наше в ней - лишь то,
что мы сами извлекаем из мрака, и то, чего не знают другие
". 
ГЕНИС Александр "Уроки чтения: камасутра книжника".

И в заключение - маленькая притча в стихах, рассказанная Стивеном Крейном, поэтом, прожившим всего 29 лет...

Однажды я увидел, как рассерженные горы
Выстроились в боевом порядке, -
Им бросил вызов маленький человечек;
Поверьте, он был ростом чуть ли не с мою ладонь.
Я засмеялся и спросил соседа:
- Неужто он возьмет верх?
- Конечно, - ответил тот, -
Его предки покоряли их много раз.
Тогда я понял, как полезно иметь таких предков;
По крайней мере, для маленького человека,
Которому противостоят горы.      
Пер. Анатолия Кудрявицкого

О чем это стихотворение?

____________

Стивен Крейн (англ. Stephen Crane; 1 ноября 1871, Ньюарк, Нью-Джерси, США — 5 июня 1900, Баденвайлер, Германия) — американский поэт, прозаик и журналист. Крейн умер 5 июня 1900 в Германии, в курортном городке Баденвайлер, где впоследствии от той же болезни умер Чехов.

Маленький человек готовится покорить рассерженные горы, которые выстроились в боевом порядке.

Поэт сомневается в его победе - сам человечек не больше его ладони.

Но ему говорят: он покорит их, т.к. его предки покоряли их много раз.

Мы наследуем не только черты лица родителей, наследственные болезни и предрасположенность к близорукости. Так же - характер, настойчивость, выносливость, смелость и готовность сделать следующий шаг, продолжая движение своих отцов. И это знание налагает ответственность и на нас - в нашем лице наш род должен сделать еще один шаг вперед...

...Быть человеком - значит, не только обладать знаниями,
но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас...
Георг Кристоф Лихтенберг “АФОРИЗМЫ”

Список литературы

  1. БАРБ-ГАЛЛЬ Франсуаза Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть, понимать. ООО "Издательство "ЭКСМО", 2014.
  2. БРЯНЦЕВА В.Н. «Музыкальная литература зарубежный стран». Второй год обучения, М.: Музыка, 2007.
  3. ВЕЛИКОВИЧ Э.И. «Великие музыкальные имена» С.-Петербург, изд. Композитор, 2003.
  4. ВИКИПЕДИЯ - Справочная энциклопедия Интернета.
  5. ГУБИН В.Д. Основы философии: учебное пособие / В.Д. Губин. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2009. - 288 с. - (Профессиональное образование).
  6. КАРАМЗИН Н.К. История государства Российского. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 1024 с., илл.
  7. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. Под руководством Д.Б. Кабалевского, изд. Просвещение, 2006 г.
  8. СЕРГЕЕВА Г.П., КРИТСКАЯ Е.Д. «Уроки музыки» 5-6 классы, М.: Просвещение, 2007.
  9. СТО ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ. Автор-составитель Д.К. Самин. - М., Вече, 2006.
  10. СТРАХОВ Н.Н. Мир как целое. Предисловие, комментарии Н.П. Ильина (Мальчевского). - М.: Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2007. - 576 с.: ил. - (Библиотека истории и культуры).