Образ Катерины (по пьесе А.Н.Островского "Гроза"). 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цель урока: разобраться в поведении и поступках Катерины.

Эпиграф: «Луч света в тёмном царстве».

Ход урока

Учитель: Ребята, мы прочитали пьесу А.Н.Островского «Гроза» и сегодня попробуем разобраться в поведении и поступках Катерины Кабановой.

Действие 1, явления 5-10:

  1. Какова Катерина в этом действии?
  2. Когда и при каких обстоятельствах мы получаем представление о Катерине?
  3. Какое значение имеет молчание Катерины?
  4. Когда у Катерины просыпается «зародыш протеста»?
  5. Понимает ли Катерина, что Тихон не опора ей?

(ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом и делая выводы по первому действию).

Действие 2, явление 2:

Каково душевное состояние Катерины, когда она признаётся в любви к Борису Варваре?

Действие 2, явления 3-7:

  1. Виновата ли Катерина, что у Тихона на ногах «кандалы»?
  2. Когда в этом действии наступает начало протеста?

Действие 2, явления 8-10:

  1. Каково душевное состояние Катерины после отъезда мужа?
  2. Какое значение в развитии действия имеют объяснение Катерины с Тихоном перед отъездом и история с ключом?
  3. Почему стремление Катерины быть человеком выразилось в любовном порыве?

(ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом и делая выводы по второму действию).

Действие 3, явления 1-5:

  1. На фоне чего происходит свидание Катерины и Бориса?
  2. О чём предупреждает Кудряш Бориса?

(ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом и делая выводы по третьему действию).

Действие 4, явление 3:

Каково душевное состояние Катерины после приезда мужа?

Действие 4, явления 4-5:

  1. Каково состояние Катерины в этом действии?
  2. Как оценивает она свой поступок?

 (ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом и делая выводы по четвёртому действию).

Действие 5, явление 1:

  1. Как понимает Тихон преступление Катерины?
  2. Имеет ли он право на её любовь?

Действие 5, явления 2-4:

  1. Каково душевное состояние Катерины?
  2. Какой  предстаёт перед нами Катерина в сцене прощания с Борисом?

Действие 5, явления 5-7:

  1. Слабость или сила Катерины заключается в самоубийстве?
  2. Почему именно Катерину Н.А.Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»?

(ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом и делая выводы по пятому действию и всему произведению).

Учитель: В конце урока я хотела бы, чтобы мы с вами вспомнили всё, о чём говорили, и составили синквейн по образу Катерины.