Цель урока: разобраться в поведении и поступках Катерины.
Эпиграф: «Луч света в тёмном царстве».
Ход урока
Учитель: Ребята, мы прочитали пьесу А.Н.Островского «Гроза» и сегодня попробуем разобраться в поведении и поступках Катерины Кабановой.
Действие 1, явления 5-10:
- Какова Катерина в этом действии?
- Когда и при каких обстоятельствах мы получаем представление о Катерине?
- Какое значение имеет молчание Катерины?
- Когда у Катерины просыпается «зародыш протеста»?
- Понимает ли Катерина, что Тихон не опора ей?
(ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом и делая выводы по первому действию).
Действие 2, явление 2:
Каково душевное состояние Катерины, когда она признаётся в любви к Борису Варваре?
Действие 2, явления 3-7:
- Виновата ли Катерина, что у Тихона на ногах «кандалы»?
- Когда в этом действии наступает начало протеста?
Действие 2, явления 8-10:
- Каково душевное состояние Катерины после отъезда мужа?
- Какое значение в развитии действия имеют объяснение Катерины с Тихоном перед отъездом и история с ключом?
- Почему стремление Катерины быть человеком выразилось в любовном порыве?
(ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом и делая выводы по второму действию).
Действие 3, явления 1-5:
- На фоне чего происходит свидание Катерины и Бориса?
- О чём предупреждает Кудряш Бориса?
(ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом и делая выводы по третьему действию).
Действие 4, явление 3:
Каково душевное состояние Катерины после приезда мужа?
Действие 4, явления 4-5:
- Каково состояние Катерины в этом действии?
- Как оценивает она свой поступок?
(ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом и делая выводы по четвёртому действию).
Действие 5, явление 1:
- Как понимает Тихон преступление Катерины?
- Имеет ли он право на её любовь?
Действие 5, явления 2-4:
- Каково душевное состояние Катерины?
- Какой предстаёт перед нами Катерина в сцене прощания с Борисом?
Действие 5, явления 5-7:
- Слабость или сила Катерины заключается в самоубийстве?
- Почему именно Катерину Н.А.Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»?
(ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом и делая выводы по пятому действию и всему произведению).
Учитель: В конце урока я хотела бы, чтобы мы с вами вспомнили всё, о чём говорили, и составили синквейн по образу Катерины.