Вторая половина ХХ в. – время глобальной компьютеризации человеческого общества. За свое, относительно не долгое, существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека: на работе, в учебе, и, конечно же, стал одним из самых любимых развлечений для детей. С появлением Интернета компьютер стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха. Конечно, потенциал данной отрасли очень высок. Интернет и локальная сеть дает больше возможности в плане массового образования.
Это:
- Возможность быстрого получения информации при этом от различных источников данных, расширяя круг его мировоззрения.
- Огромная возможность демонстраций, презентаций учебных материалов и пособий. Данная возможность делает процесс обучения более наглядным и доступным.
- Возможность получать редкие документы, в том числе картины.
- Быстрый обмен информацией.
- Использовать дистанционное обучение, быть в курсе всех новостей.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование это непрерывный процесс.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом, меняет характер педагогической деятельности. Качественный уровень образования достигается не количеством знаний, а способностью искать и находить нужную информацию, степенью вовлеченности в информационную деятельность, культурой управления информацией. В этой связи в основе требований, предъявляемых к организации учебной деятельности младших школьников, в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения одной из важнейших задач стоит ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Данная задача является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть, например, правилами русского языка «легко». Лёгких путей в науке нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Создание мультимедийных презентаций как педагогом, так и учениками, выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а также проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности.
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; развивать навыки исследовательской деятельности, творческие способности; сформировать умение работать с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; развивать коммуникативные способности; усилить мотивации учения; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; качественно изменить контроль за деятельностью учащихся; приобщать школьника к достижениям информационного общества.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудиосопровождения всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, которого порой невозможно добиться при фронтальной работе с классом. При показе презентации необходимо помнить, что презентация - это только сопровождение выступления. Длинные презентации утомительны и не воспринимаются, какими бы красочными они ни были. Смена слайдов (частота мелькания) должна производиться с учетом возрастных и психологических особенностей слушателей. И самое главное - это соблюдение гигиенических требований при использовании презентации как экранного средства обучения. Компьютер - оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями т.д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.
Преимущества ИКТ как средства обучения Учебные занятия требуют меньших временных затрат по сравнению с традиционными. Применение ИКТ способствует интенсивному усвоению и запоминанию необходимой учебной информации. ИКТ позволяет контролировать знания учащихся начальных классов в процессе игры, что позволяет сократить время на специальную проверку знаний учащихся. По результатам деятельности ИКТ можно получить достаточно сведений о личностных качествах ученика, оценить его готовность к решению практических задач в обучении. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
- Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
- Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
- Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы: Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса, как сопровождение объяснения учителя. В моей методической копилке собрано много мультимедийных материалов по всем предметам, изучаемых в начальной школе. Их я нахожу в Интернете. Но бывает так, что необходимого нет. Тогда я готовлю материал сама. Мой класс оснащён интерактивной доской, поэтому возможно использование программы Notebook (SMART Board). В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели - улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Я считаю, что применение компьютера на уроках представляется целесообразным и необходимым. Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет так же на рост профессиональной компетентности учителя. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяют учителю оптимизировать образовательный процесс, повысить качество обучения, уровень грамотности учащихся, развить творческий потенциал и воображение, воспитать у детей навыки самостоятельной работы, потребность в получении новых знаний.
Таким образом, при проведении уроков с компьютерной поддержкой я использую формы и методы, которые позволяют сделать обучение наиболее привлекательным. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь НЕ НАВРЕДИ! Компьютер только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. Обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. А активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики.
Литература
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Издат. РАО, 1994.
- Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. Начальная школа.2009. №2.
- Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter.ru.
- Молоков Ю.Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. №2.
- Павлова С.А., Трофимова Р.Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. Начальная школа. №4.
- Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.
- natalirudenko.ru..