Тип занятия: совместный мастер-класс для детей и родителей.
Возрастная категория: учащиеся 10-11 лет (соответствует первому году обучения художественного отделения ДШИ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» со сроком обучения 5(6) лет).
Также мастер-класс может быть использован для совместной деятельности учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы и их родителей.
Продолжительность мастер-класса: 45 минут.
Подготовительный этап:
Для проведения мастер класса необходимо:
- заранее оценить возможность размещения двух человек за одним мольбертом;
- продумать размещение художественных материалов таким образом, чтобы работать было удобно и взрослому, и ребенку;
- прикрепить лист бумаги по периметру бумажным скотчем (т.к. при работе в технике «по-сырому» лист начнет сворачиваться и деформироваться);
- при выборе восковых карандашей лучше отдать предпочтение «Каляке-маляке». Они яркие, их цветовая палитра более разнообразна (выпускаются наборы от 6 до 24 цветов), хорошо ложатся на бумагу, легко накладываются цвет на цвет, в руках не скользят, не пачкают руки.
Цель мастер-класса:
- сплотить детей и родителей в едином коллективе;
- показать возможности сочетания графических и живописных материалов в работе.
Задачи:
- активизировать совместную деятельность детей и родителей посредством включения их в практическую работу;
- развивать умение обмениваться мнениями, слушать и слышать своего партнера по работе;
- познакомить со смешанной техникой – восковые мелки и акварель;
- развивать умение грамотно и последовательно вести работу; умение работать без предварительного рисунка;
- развивать способности к творческому самовыражению; фантазию, зрительно-образную память.
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование для преподавателя:
- Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- презентация;
- высокий мольберт, бумага ф А3, бумажный скотч, восковые карандаши, акварель, кисти, палитра, баночка для воды.
- Муз.ряд: музыка для фона.
Оборудование для участников мастер-класса:
- мольберт, бумага ф А3, бумажный скотч, восковые карандаши, акварель, кисти, палитра, баночка для воды.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент (2 мин.)
(Приветствие, знакомство с аудиторией, проверка рабочих мест)
1.1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния в начале мастер-класса «Цветок чувств» (1 мин.)
- Сегодня я принесла с собой волшебный цветок – все его листочки разноцветные, и хочу поделиться с Вами его лепестками. Выберите цвет лепестка, который передает Ваше настроение и закрепите его в левом углу мольберта.
2. Беседа по теме мастер-класса (7 мин.)
- Отгадайте загадку:
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик)
- Как Вы думаете, почему его так назвали?
- В старину одуванчик называли «одуван» от слова «одуть», что значит «обдуть». В этом названии отражается особенность растения – его опушенные семена легким дуновением ветра уносятся вдаль.
- Каких только названий не придумали для него люди: молочай, пустодуй, ветродуйка, зубной корень, пушица, придорожь и др. Как вы думаете, почему?
- За каждым названием прячется своя глубина, своя неповторимая история…
Легенда об одуванчике.
- Существует легенда, что как-то богиня цветов спустилась с неба, чтобы выбрать любимый цветок. Ей хотелось, чтобы цветок мог расти повсюду и не требовал постоянного ухода. Сначала взор богини упал на розу, но та захотела жить в роскошном саду, и чтобы её лелеяли ежедневно не менее дюжины садовников. Тюльпан тоже потребовал ухода и восхищения. Даже фиалка сказала, что она не может жить без внимания и любви. Богиня ходила от цветка к цветку и слышала похожие ответы. И лишь одуванчик, который она поначалу даже не заметила, сказал, что готов жить везде, где есть дети, потому что их шумные игры и смех сродни его искромётному характеру. Обрадовалась богиня и воскликнула: «Вот мой любимый цветок!» и расселила одуванчик по всей планете. Теперь растёт он на полянках, в скверах, парках, дворах и на обочинах дорог, радуясь смеху детей и принося людям радость с весны до осени.
- А вы знаете, что одуванчик – лекарственное растение. Что такое лекарственное растение? (это растение которое используют в медицине для лечения).
- Листья и корни одуванчика используют для лечения кашля и улучшения аппетита, а из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.
- В Китае его считают овощем - совсем молоденькие, нежные листья одуванчика идут на приготовление салатов. В Европе – одуванчик считают сорняком.
- А кто любит прилетать к одуванчикам? (пчелы, шмели, бабочки - они едят сладкий нектар, а пчелы делают из него одуванчиковый мед – густой и ароматный.)
- Давайте будем беречь природу, и наслаждаться её красотой.
- Чтобы сохранить эту красоту в нашей памяти, сегодня на мастер-классе мы напишем этюд одуванчиков и научимся сочетать графические и живописные материалы в работе.
3. Практическая часть (30 мин.)
Рассматривается букет, обращается внимание на форму листьев, цветов.
- Прежде, чем нарисовать одуванчик, нужно определить его форму. Какую форму имеет цветок одуванчика? (круглую, если посмотреть сверху на распустившийся цветок или цветок, который превратился в пушистый белый шар; треугольную, если смотреть на полураскрывшийся цветок сбоку или на бутон)
- Сегодня мы напишем этюд одуванчиков, используя графические и живописные материалы (приложение 1).
- Для работы над цветами нам понадобятся восковые карандаши 3 цветов: для самых светлых участков - лимонный, для полутеневых - кадмий желтый средний, для теневых - золотистый.
1 этап: Компоновка цветов в листе (приложение 2).
2 этап: Прорисовка цветов и листьев (приложение 3).
3 этап: Работа с фоном (приложение 4).
4. Итог мастер-класса “Картинная галерея”. (2 мин.)
Сейчас мы увидим, как на наших глазах появится картинная галерея. Я прошу выйти и закрепить работы на доске.
Стали краски вдруг цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.
- Посмотрев на Ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты Вашей работы получились впечатляющими.
5. Рефлексия (1 мин.)
- Что удивительного произошло для Вас на мастер-классе?
- Что было самое интересное?
- Какие трудности у Вас возникали? Почему?
- Как можно использовать полученные сегодня знания в дальнейшем?
5.1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния в конце мастер-класса «Цветок чувств». (2 мин.)
- Вспомните про наш волшебный цветок – все его листочки разноцветные, я вновь хочу поделиться с Вами его лепестками. Выберите цвет лепестка, который передает Ваше настроение и закрепите его в правом углу мольберта.
- Сравните цвета ваших лепестков «до – после»:
- красный – восторженное;
- оранжевый – радостное, теплое;
- желтый – светлое, приятное;
- зеленый – спокойное;
- синий – грустное;
- фиолетовый – тревожное, напряженное;
- черный – упадок, уныние.
- Сравнение показывает, что эмоциональный фон и настроение улучшилось. (приложение 5)
Спасибо за работу. А ваши рисунки в подарок вам!
Приложение. Фоторепортаж с мастер-класса (приложение 6)
Используемая литература и интернет-источники при подготовке конспекта мастер-класса.
- Н.В.Меркулова. Развитие креативности взрослых и детей в процессе совместной художественной деятельности - https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=8VhfZnOBKhiAdwokizv
BD2ZiSI97InVybCI6Imh0dHA6Ly9zY2hvb2wyMTAwLmNvbS91
cGxvYWQvaWJsb2NrL2MwNC9KdXJuYWxfNl8yMDE0XzczLT
c1LnBkZiIsInRpdGxlIjoiSnVybmFsXzZfMjAxNF83My03NS5wZG
YiLCJ1aWQiOiIwIiwieXUiOiI4NzYzODE4NzAxNTAyNzI5NjA1
Iiwibm9pZnJhbWUiOnRydWUsInRzIjoxNTExMjA2NDAxMzc5f
Q%3D%3D&page=1&lang=ru
- Загадки про цветы - http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_flowers.php
- Легенда об одуванчике - http://www.liveinternet.ru/users/4408052/post222176959