Так как каждый урок программы Б.М.Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке.
Я определила формы применения компьютера на уроках ИЗО и обществознания:
- использование медиа-ресурсов как источника информации;
- компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
- организация проектной деятельности учащихся;
- использовать как тренажер.
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся при отработке определенных навыков.
Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, мною используются мультимедийные средства. Так, например, на уроке в 5 классе «Искусство Хохломы» помогает прекрасный фильм «Золотая Хохлома».
В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки и фольклора.
Фильм – презентация («Великая отечественная война» или «Политическая сфера») может быть использован на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах, классных часах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске (6 класс «Перспектива»), а значит остаётся больше времени на закрепление.
В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах (7 кл «Подросток в группе», «Юридические границы подросткового возраста», «Виды и жанры портрета» и т.д.). Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению (“Мозговой штурм”). В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу “Вернисаж”).
Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).
Для контроля знаний
Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации (7 кл. «Музеи мира», «Творчество Васнецова» и т.д.).
При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.
Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
Таким образом, если говорить о выделении компьютерной техники в кабинет, — это не самоцель учителя, не дань времени и моде на новые технологии! Это насущная необходимость, которая напрямую отвечает требованиям Концепции модернизации российского образования и созданию условий для повышения качества общего образования.
Если говорить о результатах использования компьютерной техники — это значительно повышает результативность урока во всех отношениях (подача материала — скорость и качество, мотивация интереса учащихся к учебному процессу и т.д.).
Тем не менее, хотелось бы ответить на вопросы:
- В чем, все-таки, полезность и эффективность использования ИКТ на уроках?
- Что изменилось, и каковы результаты использования ИКТ на моих уроках?
Итак,
1. Проблема иллюстративной поддержки уроков.
Как известно, на уроках ИЗО и необходимо показывать огромное количество репродукций. Порой, чтобы подтвердить всего лишь один постулат в истории искусства, необходимо продемонстрировать десяток изображений произведений искусства.
Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, Интернета, сканера, проектора решаются проблемы:
- отсутствия достаточного количества наглядных пособий в качественном полиграфическом исполнении;
- отдаленности от музеев и выставочных залов, где хранятся известные мировые шедевры изобразительного искусства.
2. Раздаточный материал — эта та область полиграфической продукции, которая практически отсутствует, не предусмотрена в качестве методического обеспечения на уроках искусства. Учителю приходится изготавливать материал самостоятельно, т.к. необходимость в этом существенная. Ребенок пользуется раздаточым материалом на протяжении всего урока, неоднократно обращается к нему. Раздаточный материал играет важную роль в формировании умений и навыков на уроках искусства.
3. Методические пособия, например, презентации.
Кроме иллюстративного ряда, презентации, в зависимости от своей структуры и назначения, помогают решать конкретные задачи на уроке. Они могут сопровождать объяснение учителем новой темы, могут являться алгоритмом действия, могут быть помощником в написании опорного конспекта, в выделении ключевых мыслей и т.д.
4. Конспект урока в электронном виде обеспечивает удобство работы с текстом (корректировка, дополнения, изменения), а также возможность тиражирования и использования материала для различных мероприятий (проекты, конкурсы и т.п.). Так же, эстетический вид распечатанного конспекта или плана урока, к которому учитель обращается на уроке в случае необходимости, несомненно, выигрывает в сравнении с рукописным. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.
5. Интернет. Вне урока — для поиска информации, на уроке — это оперативный доступ в реальном режиме времени к огромному информационному полю, а в определенных обстоятельствах — это организация сетевой работы на уроках.
6. Как информационно-обучающее пособие в 8-9 классах (презентации)
Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут скопировать презентацию и доработать материал дома. И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата.
7. Тренажеры. Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения. При создании дидактических игр-тренажеров я руководствуюсь необходимостью повысить качество усвоения программного материала и стремлением сделать процесс обучения ярким и интересным, что, в свою очередь, способствует развитию учебной мотивации и познавательной активности школьников. Используя эти игры, у детей не возникает стресса и страха. Даже слабоуспевающие ученики охотно работают с компьютером. Допустив ошибку, учащиеся имеют возможность вернуться к заданию и ответить правильно. При этом они надолго запомнят, какой из предложенных вариантов верный, а какой нет, и в следующий раз не совершат подобную ошибку. Учитель может включать в урок работу с тренажером на различных этапах: будь то актуализация знаний учащихся, закрепление или повторение изученного материала (найди отличия, словарно-орфографическая работа и т.д.) Мной создана серия игр-тренажеров по следующим темам курса изобразительного искусства.
- https://learningapps.org/display?v=pves23ok518
- https://learningapps.org/display?v=ph3xckpec18
- https://learningapps.org/display?v=ph2gp0fet18
- http://www.umapalata.com/uschool/expo/kovlp2018/14494.html?LANG=RU