Образовательные области: познание, социально-коммуникативное развитие.
Программные задачи:
- дать детям обобщенное представление о грузовом транспорте, его строении и назначении;
- развивать способность к объемному моделированию, пространственное мышление;
- закрепить названия конструкторских деталей;
- учить планировать постройку, отсчитывать нужное количество деталей из большего, уточнить у детей представление о геометрических фигурах.
Коррекционные задачи:
- развивать анализирующее зрительное и слуховое восприятие;
- формировать приёмы осязательного и зрительно-осязательного обследования предметов;
- обогащать сенсорный опыт детей: продолжать знакомство с природными материалами (песок, ракушечник, камешки);
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
- использовать разнообразные приемы, направленные на преодоление мышечного тонуса, создание комфортных психологических условий.
Оборудование: Объёмная модель грузовика, картина-план описания машины по алгоритму, магнитная доска и магнитные картинки с видами транспорта, напольные пластины с различными поверхностями, плакаты по биоценозу: «Поле», «Луг», «Лес», конструктор «Лего», «Центр воды и песка», фонограмма "Звуки природы"(ветер, дождь, и т.д.), чемоданчик или автомастерская, ракушки, камешки, влажные салфетки.
Ход занятия
Организационный момент
- Дети, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости-поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им.
- Замечательно! От ваших улыбок в группе стало светлее.
Загадка
Воспитатель: - Сейчас ребята я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь её отгадать:
Направо - вода, и налево – вода,
Плывут здесь суда и туда, и сюда,
Но если захочешь напиться дружок,
Соленым окажется каждый глоток! (море)
Воспитатель: - Как вы думаете, о чем это загадка? (ответы детей)
Беседа с детьми
Воспитатель: - Как ласково шумит море. Скоро лето, тепло....
- Дети, а вы хотели бы отправиться в морское путешествие?
Воспитатель: - Ребята, а море от нас далеко или близко? (ответы детей)
- На чем можно туда доехать? (ответы детей)
- Отправимся с вами в автомастерскую или сами соберем машину?
- Нас много и мы хотим привезти подарки с моря нашим родным, поэтому нам понадобятся грузовые машины. А какие бывают грузовые машины?
- Давайте рассмотрим машину, которую я вам принесла. Как она называется? Какие у неё части? Для чего они служат? Из чего сделаны части машины?
Ребенок описывает машину по картинке-плану.
Дети подходят к магнитной доске. Выбирают на столе среди картинок с транспортом только грузовые машины, называют их и вешают картинки на магнитную доску.
«Чемоданчик автослесаря»
Воспитатель открывает чемоданчик, и дети оказываются в сборочном цехе, достают инструменты автослесаря, называют их.
Моделирование машин по замыслу из лего-конструктора
Воспитатель: - Ну что ж, вы хорошие мастера, теперь можете собрать машины сами, а собирать их сегодня мы будем из лего-конструктора.
Дети моделируют машины самостоятельно.
«Дорога к морю»
Воспитатель: - Машины готовы? Можно отправляться! Только сначала нужно проложить дорогу по схеме. (дети прокладывают одну общую дорогу на полу)
Дети изучают схему и по очереди выкладывают пластины в соответствии со схемой.
Затем дети отправляются в путь со своими машинами.
По дороге они делают три короткие остановки и определяют пукт прибытия.
Воспитатель: - Дети, по схеме пути здесь у нас должна быть остановка. А где мы оказались? Как мы назовём эту остановку? (ответы детей)
Пунктами остановок служат плакаты по биоценозу: «Поле», «Луг», «Лес».
Физкультминутка «Приехали к морю»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно. (дети машут руками, словно крыльями)
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою!
Воспитатель: - Стоп ребята, куда мы приехали? (ответы детей).
Воспитатель: - Дорога была дальняя, мы устали давайте ляжем на песок и отдохнем.
Игра «На пляже»
Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза.
Воспитатель: - Представьте, что вы находитесь на берегу моря, лежите на тёплом песочке, греетесь на солнышке, а море ласково набегает маленькой волной вам на ножки.
Дети слушают аудиозаписи с криками чаек, шумом ветра, моря. гудками парохода. Затем называют, какие звуки они услышали.
Игра «Собери ракушки»
Воспитатель: - А во что, ребята, можно поиграть на берегу моря? (ответы детей)
Дети выбирают ракушки из емкости с песком, по звуковому сигналу останавливаются.
Игра «Следы на песке»
Дети пальчиком рисуют на песке, что захотят в Центре воды и песка.
Затем дети вытирают руки влажной салфеткой.
Воспитатель: - Наше путешествие к морю подошло к концу.
Вокруг себя повернись,
Снова в группе окажись.
Итог занятия: - Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- А что вам большего всего понравилось?
- В какие игры мы играли?
Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо! Можете подарить привезённые с моря сувениры нашим гостям, вашим родителям (камушки, ракушки).