Природное сообщество «луг». (УМК «Начальная школа XXI века». Окружающий мир. 3-й класс)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель: формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе.

Задачи:

  • познакомить с разнообразием живых организмов луга;
  • познакомить с ролью и влиянием человека на луг.

Ход урока

 1. Организационный момент

- Здравствуйте, садитесь!

Слайд 2.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

2. Актуализация знаний

- Что вы изучали на прошлом уроке.

- Что такое природное сообщество?

Слайд 3.

Единство живой и неживой природы, которые складываются в определенных условиях окружающей среды.

- Какие сообщества вы знаете? (лес, луг, поле, водоем (река, озеро, болото)

Слайд 4.

- Посмотрите на слайд и проверти, все ли природные сообщества мы назвали.

3. Определение темы урока

- Отгадайте загадку.

Травою поле зарастает,
Траву домашний скот съедает.
Все лето скот на нем пасется.
Скажи, как поле то зовется.
(Луг)

Слайд 5. (Дети смотрят на слайд и слушают звуки луга)

- Кто из вас бывал на лугу? Расскажите о своих впечатлениях.

- Ребята, а что такое луг в вашем представлении? (Много цветов, летают бабочки, пчёлы, шмели)

- Какова же тема нашего урока? (Луг)

4. Растения луга

Слайд 6.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Что вы видите? (Обширную местность, поросшую травой)

- Где эта местность расположена? (На берегу реки)

- Чаще луга располагаются на берегах рек и озер. Скажите, почему здесь травянистая растительность, а не лес? (Невысоко от реки, поэтому в земле много влаги, деревья не выживут в таких условиях.)

- После схода воды травы быстро идут в рост, т.к. когда талая вода сходит на земле остается ил, который является хорошим удобрением. Так на низменных берегах рек образуются луга с разнообразными травами. Такие луга называются заливными.

- Сделайте вывод. Что такое луг.

Слайд 7.

Луг – это место, где растут травянистые растения.

Слайд 8.

- Ребята, давайте узнаем какие растения встречаются на лугу? А для этого вам нужно отгадать загадки.

1.

Очень много синевы
На лугу среди травы,
Синий цветик луговой
Нам качает головой. (Василек)

2.

Луг от края и до края
Пожелтел в начале мая.
А в июне побелел -
Пух над лугом полетел,
Все кружился и кружился.
Что за цветик распушился? (Одуванчик)

3.

Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку (мак)

4.

Вот цветочек на поляне,
Серединка солнцем взглянет,
Сам же в беленькой рубашке.
Хороши в траве ...(ромашки)

5.

Эй, звоночек, синий цвет!
С языком, а звону нет! (колокольчик)

- Много тайн хранит мир растений. С незапамятных времен человек знал растения, пользовался их плодами и целебными свойствами, любовался красотой цветов.

Слайд 9.

- Посмотрите на экран и назовите эти растения. (тысячелистник, крапива, ландыш, подорожник, ромашка аптечная, валериана)

- Дайте общее название этим растениям. (Лекарственные растения)

Слайд 10. Схема.

- Как заготавливать лекарственные растения?

Слайд 11.

Правила сбора лекарственных растений

  • Чтобы не навредить природе, не надо на лугу собирать лекарственную траву дочиста.
  • Не следует рвать стебли, а нужно аккуратно срезать ножницами.
  • Собирать лекарственную траву нужно в сухую погоду.

 Слайд 12.

- На лугу также есть ценные кормовые травы. Как вы думаете, почему они так называются?

Так называются растения, которые используются для корма животным.

Посмотрите на экран и познакомьтесь с этими растениями.

Слайд 13. Схема.

Но есть растения, которые могут представлять опасность. Любой человек должен уметь отличить ядовитые растения от обычных, чтобы неизвестная трава или яркие плоды не стали причиной непоправимой беды. Посмотрите на экран и запомните эти растения.

Слайд 14. Ядовитые растения

Все опасные растения запомнить невозможно. Нужно соблюдать правила безопасности.

Слайд 15.

  • Никогда не бери в рот никаких плодов или других частей растений, если хоть немного сомневаешься.
  • Если ты случайно прикоснулся к ядовитому растению, хорошо вымой руки с мылом.

 Слайд 16. Схема.

5. Животные луга

 Слайд 17. Схема.

- Мы познакомились с миром растений. Скажите, с какой группой ещё мы должны познакомиться. (с животными луга)

Слайд 18.

Если на лугу растут травы, цветы, то какая группа животных самая многочисленная? (Насекомые) Назовите насекомых.

 Слайд 19. Схема.

Кого из зверей мы встречаем на лугу?

Слайд 20.

Кротов и мышей. Много пищи: для кротов – черви, для мышей – семена трав.

Слайд 21. Схема.

Слайд 22.

Познакомьтесь с птицами, которых можно встретить на лугу. Птицы гнездятся и питаются на земле. Почему птицы строят гнёзда на земле?

Нет высоких деревьев. Птицы строят свои гнёзда в ямке или под кочкой. Оно свито из соломинок и выстлано тонкими травинками.

Слайд 23. Схема.

Слайд 24.

На лугу можно встретить ящериц и травяных лягушек.

6. Система связей в природе. Цепи питания

- Все живые организмы составляют единую, взаимосвязанную систему. Пищевая цепочка – это один из примеров связей между организмами.
- Ребята, посмотрите на экран и составьте цепь питания.

 Слайд 25.

Цепи питания

1. Тысячелистник – мышь – сова

2. Мышиный горошек – мышь – лиса

7. Человек и луг

- Давайте обобщим. Что дают луга человеку? (Радуют своей красотой, дают немало лекарственных растений, используются как пастбища и для заготовки сена).

- Какой вред могут нанести люди?

(Дети высказываю своё мнение)

Правила поведения на лугу

  • Не вытаптывать почву.
  • Не бросать мусор.
  • Не уничтожать растения.
  • Не ловить насекомых, жаб, ящериц.
  • Не разорять птичьих гнезд.
  • Неумеренный выпас скота очень вреден для лугов.
  • Нельзя полностью скашивать травы, надо сохранять нетронутые участки, чтобы растения и животные луга могли выжить; нельзя сжигать сухую траву.

8. Рефлексия

Урок подходит к концу.

- Какой вывод можно сделать о луге?

Луга – это стол и дом для насекомых, птиц и грызунов.

Луга дают корм домашним животным, имеют большое значение для человека.

Луга нуждаются в уходе и охране.