Тема «Округление чисел» обычно изучается в 5-6 классах и вызывает трудности у учащихся. Применение предлагаемого мной дидактического материала существенно облегчает как преподавание этой темы, так и усвоение материала учащимися.
На первом уроке, перед формулировкой правила необходимо повторить разряды чисел, для этого можно использовать задания первой части карточки «Упражнения по теме «Округление чисел», то есть задачи № 1-5. Текст карточки приводится в приложении 1.
Изучение правила округления и усвоение алгоритма действий по применению этого правила можно осуществить с помощью карточки-инструкции (Приложение 2).
Используя приведённую схему действий, учащиеся самостоятельно рассматривают примеры округления чисел, при этом можно организовать работу в парах, чтобы учащиеся объяснили друг другу содержание примеров и алгоритм действий в каждом случае.
Для первичного закрепления и формирования навыков, в том числе при выполнении домашнего задания ученики получают памятку, которая представляет собой конспект карточки-инструкции (Приложение 3). Пользуясь этой памяткой можно выполнять тренировочные упражнения как из учебника, так и те, что приведены в карточке «Упражнения по теме «Округление чисел», № 6-7 (Приложение 1).
На втором уроке по теме весьма эффективна самостоятельная работа учащихся, с последующей само- или взаимопроверкой. Для выполнения задания учащиеся получают карточку с заданиями (текст карточки приводится ниже и в приложении 4).
Карточка Округление чисел.
№ 1. Округлите число до десятых.
а) 8,174 ≈
б) 0,32 ≈
в) 0,2829 ≈
г) 4,1046 ≈
д) 17,5624 ≈
е) 1,6439 ≈
ж) 10,8957 ≈
з) 23,2541 ≈
№ 2. Округлите число до сотых.
а) 2,1873 ≈
б) 127,314 ≈
в) 103,1309 ≈
г) 121,3476 ≈
д) 0,0291 ≈
е) 0,9219 ≈
ж) 1023,1829 ≈
з) 8,3754 ≈
№ 3. Округлите число до тысячных.
а) 2,34516 ≈
б) 0,2172 ≈
в) 7,15671 ≈
г) 9,008521 ≈
д) 132,78503 ≈
е) 13,011624 ≈
ж) 5,324831 ≈
з) 7,020701 ≈
№ 4. Округлите число до десятков.
а) 48276 ≈
б) 58307 ≈
в) 78413 ≈
г) 385125 ≈
д) 142482 ≈
е) 874550 ≈
№ 5. Округлите число до сотен.
а) 48276 ≈
б) 58307 ≈
в) 78413 ≈
г) 394192 ≈
д) 1485356 ≈
е) 645901 ≈
№ 6. Округлите число до тысяч.
а) 147423 ≈
б) 281502 ≈
в) 1934913 ≈
г) 938403 ≈
д) 844721 ≈
е) 3290649 ≈
Задания карточки можно предложить полностью, а можно разбить на варианты, например, так.
Вариант 1: № 1-3 (а – г), № 4-6 (а – в).
Вариант 2: № 1-3 (д – з), № 4-6 (г – е).
Учащиеся выполняют задания в тетрадях, выполняя при этом подчёркивание цифры разряда до которого выполняется округление, отделяя вертикальной чертой остальные цифры, всё в соответствии со схемой действий. По окончании этой работы учащиеся вписывают ответы в карточку и сдают её учителю, затем проводят самопроверку или взаимопроверку работы с помощью презентации. (Приложение 6). Если в кабинете математики есть компьютеры для учащихся, то можно приступать к проверке не дожидаясь, когда ответы сдадут все ученики. Желательно в конце урока оставить время на обсуждение типичных ошибок и причин, по которым они допущены.
В процессе изучения темы нужно провести две проверочные работы. Одна работа выполняется на втором уроке по теме и её целью является контроль знания правила и первичного усвоения алгоритма действий по его применению. Вторая – на последнем уроке, она контролирует уровень формирования навыков округления чисел. Тексты проверочных работ в приложении 5.
Литература.
1) И.В. Баранова, З.Г. Борчугова, Н.Л. Стефанова «Задачи по математике для 4–5 классов», М: «Просвещение», 1988.
2) Чесноков А.С., Нешков К.И. «Дидактические материалы по математике для 5 класса», М: «Академкнига/учебник», 2012.
3) Т.М. Ерина «Рабочая тетрадь по математике. 5 класс», М: «Экзамен», 2012.