Изучение темы «Округление чисел». 5–6-е классы

Разделы: Математика


Тема «Округление чисел» обычно изучается в 5-6 классах и вызывает трудности у учащихся. Применение предлагаемого мной дидактического материала существенно облегчает как преподавание этой темы, так и усвоение материала учащимися.

На первом уроке, перед формулировкой правила необходимо повторить разряды чисел, для этого можно использовать задания первой части карточки «Упражнения по теме «Округление чисел», то есть задачи № 1-5. Текст карточки приводится в приложении 1.

Изучение правила округления и усвоение алгоритма действий по применению этого правила можно осуществить с помощью карточки-инструкции (Приложение 2).

Используя приведённую схему действий, учащиеся самостоятельно рассматривают примеры округления чисел, при этом можно организовать работу в парах, чтобы учащиеся объяснили друг другу содержание примеров и алгоритм действий в каждом случае.

Для первичного закрепления и формирования навыков, в том числе при выполнении домашнего задания ученики получают памятку, которая представляет собой конспект карточки-инструкции (Приложение 3). Пользуясь этой памяткой можно выполнять тренировочные упражнения как из учебника, так и те, что приведены в карточке «Упражнения по теме «Округление чисел», № 6-7 (Приложение 1).

На втором уроке по теме весьма эффективна самостоятельная работа учащихся, с последующей само- или взаимопроверкой. Для выполнения задания учащиеся получают карточку с заданиями (текст карточки приводится ниже и в приложении 4).

Карточка Округление чисел.

№ 1. Округлите число до десятых.

а) 8,174 ≈

б) 0,32 ≈

в) 0,2829 ≈

г) 4,1046 ≈

д) 17,5624 ≈

е) 1,6439 ≈

ж) 10,8957 ≈

з) 23,2541 ≈

№ 2. Округлите число до сотых.

а) 2,1873 ≈

б) 127,314 ≈

в) 103,1309 ≈

г) 121,3476 ≈

д) 0,0291 ≈

е) 0,9219 ≈

ж) 1023,1829 ≈

з) 8,3754 ≈

№ 3. Округлите число до тысячных.

а) 2,34516 ≈

б) 0,2172 ≈

в) 7,15671 ≈

г) 9,008521 ≈

д) 132,78503 ≈

е) 13,011624 ≈

ж) 5,324831 ≈

з) 7,020701 ≈

№ 4. Округлите число до десятков.

а) 48276 ≈

б) 58307 ≈

в) 78413 ≈

г) 385125 ≈

д) 142482 ≈

е) 874550 ≈

№ 5. Округлите число до сотен.

а) 48276 ≈

б) 58307 ≈

в) 78413 ≈

г) 394192 ≈

д) 1485356 ≈

е) 645901 ≈

№ 6. Округлите число до тысяч.

а) 147423 ≈

б) 281502 ≈

в) 1934913 ≈

г) 938403 ≈

д) 844721 ≈

е) 3290649 ≈

Задания карточки можно предложить полностью, а можно разбить на варианты, например, так.

Вариант 1: № 1-3 (а – г), № 4-6 (а – в).

Вариант 2: № 1-3 (д – з), № 4-6 (г – е).

Учащиеся выполняют задания в тетрадях, выполняя при этом подчёркивание цифры разряда до которого выполняется округление, отделяя вертикальной чертой остальные цифры, всё в соответствии со схемой действий. По окончании этой работы учащиеся вписывают ответы в карточку и сдают её учителю, затем проводят самопроверку или взаимопроверку работы с помощью презентации. (Приложение 6). Если в кабинете математики есть компьютеры для учащихся, то можно приступать к проверке не дожидаясь, когда ответы сдадут все ученики. Желательно в конце урока оставить время на обсуждение типичных ошибок и причин, по которым они допущены.

В процессе изучения темы нужно провести две проверочные работы. Одна работа выполняется на втором уроке по теме и её целью является контроль знания правила и первичного усвоения алгоритма действий по его применению. Вторая – на последнем уроке, она контролирует уровень формирования навыков округления чисел. Тексты проверочных работ в приложении 5.

Литература.

1) И.В. Баранова, З.Г. Борчугова, Н.Л. Стефанова «Задачи по математике для 4–5 классов», М: «Просвещение», 1988.

2) Чесноков А.С., Нешков К.И. «Дидактические материалы по математике для 5 класса», М: «Академкнига/учебник», 2012.

3) Т.М. Ерина «Рабочая тетрадь по математике. 5 класс», М: «Экзамен», 2012.