Цель: развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя полученные знания при выполнении заданий.
Задачи:
- Образовательные: закрепить знания о позиции звука в слове, о названиях животных и их детенышей; закрепить умение делить слова на слоги, умение проводить звуковой анализ слова.
- Развивающие: создать позитивное отношение к обучению в школе; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать память, логическое мышление.
- Воспитательные: воспитывать интерес к знаниям, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье.
Словарная работа:
Пассивный словарь: школа, ученики, первоклассники, учитель, перемена, толковый словарь, длинноухий, короткохвостый.
Активный словарь: здравствуйте, исэнмесез, в начале слова, в середине слова, в конце слова, названия животных и их детёнышей, чистоговорки, согласный, гласный, твердый, мягкий, платье, рубашка, одежда.
Оборудование и материалы: портфель, толковый словарь, флеш-карта, презентация к занятию, карточки с заданиями «Выбери предмет», листы с готовыми схемами и квадратами (синими и красными).
Структура и методические приемы:
Организационный момент: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, беседа на тему «Что я знаю о школе».
Основная часть: игра «Найди звук», работа по соотнесению слоговой схемы с делением на слоги на слух, отгадывание загадок про животных с их описанием и названием их детенышей, физминутка с проговариванием чистоговорок, проведение звукового анализа слова «роза», составление рассказа-описания о предмете одежды, вопросы к детям, использование наглядного материала, технических средств (интерактивной доски).
Заключительная часть: подведение итогов, попытка детей самостоятельно оценить себя.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети стоят полукругом. Приветствие гостей на двух языках.
Воспитатель: — Ребята, какое у вас сегодня настроение? — Хорошее, радостное, веселое. — Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. Собрались все дети в круг. Я — твой друг и ты — мой друг. Крепче за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Давайте подарим друг другу улыбки.
Воспитатель: Ребята, представляйте, сегодня утром я обнаружила возле двери нашей группы портфель. Интересно, а для чего его нам принесли?
Наверное, потому, что мы подготовительная группа. И нам скоро идти в школу. Скорее всего, кто-то хотел нам про него рассказать.
(На интерактивной доске появляется изображение школьников и учителя)
Воспитатель: Кто из вас знает, что такое школа? (Школа - это место, где дети получают знания, где учителя учат детей)
Воспитатель: Как называют детей, которые учатся в школе? (Детей, которые учатся в школе, называют «ученики»)
Воспитатель: Как называют ребят, которые пришли в первый класс? (Ребят, которые пришли в первый класс, называют первоклассниками).
Воспитатель: Кто вас встретит в школе? (В школе нас встретит учитель).
Воспитатель: Чем занимаются дети в школе? (Дети в школе учатся).
Воспитатель: Что вы видите на экране?
Дети: Учеников и учителя.
Воспитатель: Верно. А где они находятся?
Дети: Они находятся в школе.
Воспитатель: Как нужно вести себя на уроке? (Нужно внимательно слушать учителя, не баловаться).
- Если на уроке ты хочешь, что-то сказать или спросить, что нужно сделать? нужно поднять руку. (Если на уроке ты хочешь что-то сказать или спросить, нужно поднять руку).
- Что такое перемена? (Перемена- это время, когда дети отдыхают).
Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что вы очень много знаете о школе.
Ребята, а в портфеле ещё что-то есть? Интересно, что это? (флеш-карта).
Давайте заглянем в словарь и найдем, значение слова флеш-карта.
Толковый словарь русского языка. Флеш-карта - от английского слова флэш и кард, это электронный носитель информации, используемый в компьютерах, цифровых фотоаппаратах.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что на ней. (Видеозапись).
Знайка: Здравствуйте, ребята, я вам прислал портфель со своим видео сообщением. У меня случилась беда. Я заболел. И мои ученики остались без учителя. Я слышал, что вы ответственные ребята. Я хочу вас попросить, помощь моим ученикам выполнить задания, которые им оставил. Ученики будут ждать вашей помощи. А задания будут лежать в портфеле.
Воспитатель: Ребята, случилась беда. Наш друг Знайка заболел. Ребята, выручим Знайку? Поможем его ученикам справиться со сложными заданиями?
Дети: Да! Поможем.
2. Основная часть
Воспитатель: Скажите, из чего состоят слова? (Из звуков)
- Какими бывают звуки? (Гласными и согласными).
- А согласные звуки какие мы знаем? (Твердые и мягкие).
Воспитатель: Ребята, вот первое задание-игра «Найди звук». Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку, называет любое слово с заданным звуком в начале, середине или конце, ребенок возвращает мяч и называет позицию звука в слове). Для этого задания нам нужно встать в круг. Я буду бросать вам мяч, называя любоё слово с заданным звуком. Вы должны определить его место в слове. В начале, в середине, или в конце.
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно назвали.
Воспитатель: Хорошо! Вот следующее задание от Знайки. «Делим слова на слоги». На интерактивной доске картинки игрушек. С помощью количества хлопков в ладошки определить, сколько слогов в названии игрушки. Выбрать правильную слоговую схему, а лишнюю удалить щелчком с помощью компьютерной мыши. Правильная схема не удалится!
Воспитатель: Ребята, молодцы! Будьте внимательны, вот следующее задание от Знайки. Нужно разделиться на 2 команды. У каждой команды на столах лежат картинки. Задание. Выбрать предмет или картинку, которая подходит к этому слову. Воспитатель сам читает слово.
Воспитатель: Ребята, молодцы! Будьте внимательны, вот следующее задание от Знайки. «Загадки».
Кто зимой холодной.
Ходит злой, голодный.
Почему ты думаешь, что это волк? (злой, голодный). Волк какой? Как можно про него сказать? (Волк серый, у него острые зубы). Как называют детёнышей волка? (волчата).
Длинное ухо.
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Почему ты думаешь, что это заяц? Какой заяц? (У него длинные уши. А как по-другому можно сказать это слово? Длинноухий) Как можно про него сказать? (Заяц беленький, пушистый, добрый, хороший. У него длинные уши, короткий хвост). Как по-другому ещё можно сказать короткий хвост? короткохвостый. Как называют детёнышей зайца? (зайчата).
С веточки на веточку.
Прыгает, резвится.
Лёгкая, проворная,
А не птица.
Почему ты думаешь, что это белка? Какая она? ( Белка рыженькая, пушистая, у неё длинный красивый хвост.) Как называют детёнышей белки? (бельчата).
В.: Ребята, вы большие молодцы! Здорово справились. Скажите, как называется время отдыха в школе между уроками? (Перемена).
авайте мы устроим перемену и поиграем в игру. А начнем с проговаривания чистоговорок. Давайте встанем в круг и каждый третий будет подкидывать мяч и на выпавший слог будем проговаривать чистоговорки.
Разминка:
Ра-ра-ра — начинается игра,
Лы-лы-лы — забиваем мы голы,
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа,
Са-са-са — под кустом сидит лиса,
Ма-ма-ма — на дворе сейчас зима,
Ша-ша-ша — мама моет малыша,
Ар-ар-ар — кипит наш самовар,
Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь,
Та-та-та — у нас в доме чистота,
Ча-ча-ча горит в комнате свеча,
Оч-оч-оч — наступила ночь.
(Проводится физминутка. Дети идут за воспитателем на ковер и по его просьбе строятся в круг). Встали около своих стульев. Сейчас я вам буду говорить, какое движение вы должны выполнить. Но делать вы его будете тогда, когда я скажу «пожалуйста». Будьте внимательны! Например: Ребята, подняли правую руку. Ребята, пожалуйста, подняли правую руку! Ребята, сели. Ребята, пожалуйста, сели!
Воспитатель: Ребятки, молодцы. Отдохнули, набрали сил. Давайте посмотрим, что нас ждет дальше. (Воспитатель приглашает детей сесть за столы, на которых лежат листы с готовыми схемами и квадратами (синими и красными).
Воспитатель: Что изображено на экране? (Роза).
Нам нужно провести звуковой анализ слова.
А у доски разбирает слово Игорь. (Дети разбирают слово самостоятельно, а Игорь у доски).
- Первый звук в слове «Роза» звук «р» , твердый согласный звук и обозначается синий фишкой. Второй звук в слове «Роза» звук «о», гласный звук и обозначается красной фишкой. Третий звук в слове «Роза» звук «з», твердый согласный звук и обозначается синий фишкой. Четвертый звук в слове «Роза» звук «а», гласный звук и обозначается красной фишкой.
Воспитатель: А вы, ребята, проверьте, у вас такая схема получилась?
-Умница, Игорь, всё правильно сделал.
Воспитатель: У нас осталось последнее задание. Составление рассказа - описание о предмете одежды.
«Платье - это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками».
«Рубашка - это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».
Воспитатель: Ребята, молодцы! Мы выполнили все задания, помогли ученикам. Теперь нам нужно будет передать их обратно. (Стук в дверь. А вот и почтальон).
Воспитатель: А давайте мы тоже отправим Знайке и его ученикам видеопослание. И расскажем, какие задания нам показались сложными, а с какими справились легко и быстро. Попрощаемся с нашими гостями и побыстрее записывать наше видео.