Цель урока: Формирование понятия «священные сооружения» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.
Задачи урока:
- Познакомить детей с такими священными сооружениями как храм, мечеть, синагога, дацан. Пробудить познавательный интерес к этим культовым постройкам, к культуре народов мира.
- Развивать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей; способности к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения;
- Содействовать воспитанию уважительного отношения к священным религиозным сооружениям.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа с текстом.
Основные термины и понятия: православный храм, мечеть, синагога, дацан.
Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур» А.А.Беглов, Е.В.Саплина и др., мультимедийный проектор, презентация, карточки с таблицей, карточки с текстом.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Как вы считаете, что такое священные сооружения? Могут ли люди обойтись без них? (Сооружения, где происходят совместные ритуальные действия, там люди молятся Богу, без них обойтись нельзя.)
- Верно. В древние времена люди собирались вместе, молились и приносили жертвы своим богам. Так у древних евреев для этих целей был переносной шатёр, который назывался скиния. Другие племена поклонялись камням или деревянным идолам, обожествляли природу.
- В дальнейшем в Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии люди стали сооружать храмы, посвящённые своим богам.
- Как вы думаете, почему люди стали строить огромные каменные сооружения? С чем это было связано?
(Люди стали жить на одном месте, возделывать землю, научились обрабатывать камни, улучшились орудия труда, люди хотели возблагодарить Бога, поэтому в честь Него стали возводить красивые сооружения).
3. Сообщение темы урока
- Прочитайте слова на доске (синагога, храм, мечеть, дацан).
(слайд 1)
- Предположите, как связаны эти слова с нашим уроком.
- О чём узнаем на уроке?
- Мы продолжаем знакомство со священными сооружениями религий мира.
4. Изучение нового материала
- Рассказ о синагоге.
- В царствование царя Соломона в Иерусалиме был построен Храм Единого Бога (слайд 2). Но завоеватели разрушили этот Храм. Иудеи восприняли это как страшную трагедию. Всё же их совместные молитвы не прекратились. Ещё раньше расселившись по разным странам, группы евреев использовали для совместных молитв и чтения Священного писания «дома собраний» - синагоги.
(слайд 3).
Архитектура синагог очень разнообразна, что же касается внутреннего убранства, то оно всегда подчинено определённым правилам. У восточной стены зала для молитвы стоит специальный шкаф – арон-ха-кодеш, в котором хранятся пергаментные свитки Торы. Свитки должны быть рукописными. Переписыванием Торы занимается софер (писец). Он не должен допускать ошибок, потому что их наличие делает текст непригодным для богослужения.
(слайд 4)
В центре синагоги находится возвышение, с которого читается Тора. Внутри молельного дома часто располагается светильник - менора, в котором всегда должно быть семь фитилей.
(слайд 5).
Здесь же помещается каменная плита или бронзовая доска с выгравированными на ней десятью заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею. Каждая еврейская семья стремится в своём доме воссоздать элементы храма, который был разрушен.
- Сейчас поговорим о православных храмах. Что такое храм?
(Храм – Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окружённый ангелами и святыми). Давайте подумаем, есть ли связь между словом храм и хоромы. Действительно, хоромы – это богатые красивые строения на Руси. Храмы – Дома Божьи, построенные с любовью и красиво украшенные.
Перед вами три иллюстрации. (На доске иллюстрации с изображением дворца, высотного здания, храма)
Какое из них храм? Чем внешне оно отличается от остальных? (На храмах купола с православными крестами)
- В древние времена наши предки поклонялись многим богам. Но в Х веке князь Владимир среди многих религий выбирает православие. А в ХI веке по всей Руси начинают возводить великолепные храмы, украшенные мозаиками, росписями (фресками), иконами. Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам.
(слайд 6). Все храмы построены по канонам. Канон – образец, твёрдо установленные правила. Поэтому в строении храма нет ничего случайного. Всё имеет свой символический смысл.
Работа с иллюстрациями
- Посмотрите внимательно на изображения храмов. Что их объединяет? (Купола, кресты)
- Чем внешне отличаются эти храмы? (Формой, цветом, количеством куполов)
Посмотрите на представленные схемы. Какие формы они напоминают? (Восьмиугольник, корабль, крест, круг)
- Восьмиугольник символизирует Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду к спасению. Круг – это символ вечности Церкви и Царства Небесного. Крест и корабль также являются символами спасения.
Здание Храма обычно завершается куполом. На что похожи луковичные главки этого храма? (На свечу, огонь, пламя)
Что напоминает такая форма куполов? (Шлем богатыря)
Действительно, шлемовидные купола делают храмы похожими на русских богатырей – защитников. Такие купола символизируют духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведёт с силами зла.
- Что мы видим над куполом храма? (Крест)
Крест главный символ христианства. Крест – соединение земли и неба, призвание к духовной высоте.
- Куда устремлён храм? (Вверх)
Куда он указывает путь? (В небо)
- Какой должна быть цель жизни человека? (Возвышение души, совершенствование)
- Посмотрим внутреннее устройство православного храма.
(слайд 7). Храм имеет притвор, среднюю часть, где стоят люди и молятся и самое священное место в храме – это алтарь. Алтарь обращён всегда на восток, там был Эдем, место рая на земле.
(слайд 8). Перед алтарём иконостас, где расположены иконы Иисуса Христа, Богородицы, святых.
(слайд 9). К храму часто примыкает колокольня или звонница, на которой находятся колокола. Звонница может стоять и отдельно. Она не является священным сооружением. Колокольный звон призывает людей на молитву, на встречу с Богом.
- Рассказ о мечети.
Мечеть – это молитвенное здание в исламе. Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву. Минарет также не является священным сооружением, но он часто входит в комплекс религиозных построек. Его строят высоким, как маяк, чтобы все люди видели и слышали призывной голос муэдзина.
(слайд 10).
В каждой мечети есть ниша (михраб), всегда обращённая в сторону Мекки, священного города для мусульман. Становясь на молитву, мусульманин снимает обувь и обращается лицом в сторону Мекки. Молитва должна совершаться в чистоте помыслов и тела, одежды и места. Поэтому перед молитвой мусульманин должен совершить омовение. Для этого в мечети есть оборудованное место. Женщины должны располагаться на балконе или в конце зала за занавесом. Одежда женщин должна закрывать всё их тело, кроме лица и кистей рук.
(слайд11).
Соборные молитвы у мусульман проходят по пятницам. Мечеть занимает особое место в жизни верующих. Это не только молитвенное, но и общественное здание с самыми разнообразными функциями.
В исламе не принято изображать Аллаха, поэтому мечеть внутри украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.
(слайд 12).
Физкультминутка
- Работа с текстом. (Учащимся предлагается карточка, на котором написан текст о буддийском монастыре).
Главные центры религиозной жизни буддистов – это монастыри, у бурятов они называются дацаны. Буддийский монастырь всегда выглядит как величественный комплекс с белокаменными стенами и четырёхскатными крышами с загнутыми вверх краями.
Главный храм обязательно обнесён оградой. По углам ограды на высоких шестах развеваются разноцветные лоскуты материи с написанными на них текстами. Они называются дарцоки и призваны отгонять злые силы от монастыря. По обе стороны ограды тянутся ряды молитвенных барабанов, которые насажены на вертикальную ось. В них находятся молитвенные тексты. Прежде чем зайти в монастырь, верующие обходят ограду и вращают эти цилиндры. Считается, что один поворот цилиндра равнозначен прочтению всех заложенных в него молитв.
Центральный вход расположен посредине южной стены. Ворота обычно раскрашены в красный цвет и расписаны изображениями драконов. В центре находится курильница, откуда струится ароматный дым. Напротив курильницы располагается помост. На него поднимаются ламы, и трубят в горн, изготовленный из морской раковины.
Внутри у северной стены буддийского храма устанавливают застеклённые шкафы, заполненные скульптурами божеств и самого Будды. Они могут быть из золота, серебра, меди, дерева, камня. Сверху и по стенам висят живописные изображения. Они называются танка.
Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор. В храме можно сидеть на скамейках или на полу. В буддийском храме ламы читают молитвы, сидя на специальных подушках (олбоках). Во время молебна мелодично звучат колокольчики, медные тарелочки, дробные звуки барабанов.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое дацан? (буддийский монастырь)
(слайд 13)
- Как отделён главный храм от остальных построек? (оградой)
(слайд 14)
- Что такое дарцоки и для чего они предназначены? (лоскуты материи с текстами молитвы, они охраняют монастырь от злых духов)
(слайд 15)
- Предположите, что можно положить в курильницу, чтобы возжечь её и наполнить воздух ароматом (благовония, ароматные палочки (слайд 16)
5. Обобщение изученного материала
- Давайте обобщим изученное сегодня. Я предлагаю вам поработать в группах и заполнить таблицу, пользуясь текстом учебника.
слово | значение слова |
изображение |
ассоциация |
синагога |
|
|
|
колокольня |
|
|
|
минарет |
|
|
|
дацан |
|
|
|
- Проверим вашу работу.
6. Рефлексия
Вопросы к игре «Отгадай»
1. Схема храма напоминает лодку, катер, корабль.
2. На воротах буддийского монастыря изображены львы, драконы, орлы.
3. Свитки Торы должны быть напечатаны, написаны, выгравированы.
4. Мусульмане собираются на соборную молитву по субботам, пятницам, воскресеньям.
7. Итог урока
- О каких священных сооружениях мира вы узнали на уроке?
- Есть ли что-то общее у всех этих сооружений?
- Зачем нужно посещать священные сооружения?
Учитель делает обобщение сказанного детьми.
- Действительно, священные сооружения помогают верующим собраться вместе, преклонить колени перед Богом, помочь ближнему советом, делом.
- Что показалось интересным на уроке?
- Что нового открыли для себя?
8. Домашнее задание
Расскажите членам семьи о том, что вы узнали на уроке.