Задачи:
- Создать условия для развития доброжелательных отношений в группе, саморегуляции, снятия напряжения.
- Развитие памяти и слухового внимания.
- Развитие мелкой и крупной моторики.
- Тренировка умения понимать и выполнять инструкции.
Количество участников: 6-7 человек.
Пол участников: М, Ж.
Возраст участников: 7-8 лет (ЗПР).
Продолжительность тренинга: 35 мин.
Ход занятия
Психолог: Здравствуйте, ребята!
Приоткроем в сказку дверь
Все зайдем сюда теперь.
Фонарь волшебный мы зажжем.
В гости к Гномам попадем!
(заходят в кабинет)
А сейчас поторопитесь
И в кружочек все садитесь.
Психолог: Скажите мне, пожалуйста, а кто такие гномы? Правильно. Это маленькие человечки, которые живут в волшебном лесу. А кто из вас помнит, как их звали в сказке «Белоснежка и семь гномов?» Умник, Ворчун, Весельчак, Соня, Скромник, Чихун и Простак. Как вы думаете, почему их так звали? (ответы детей)
Давайте-ка и мы с вами сейчас представимся.
Упр. «Назови имя»
Назовите по кругу свое имя и хорошее качество, которое есть у вас. За что вас можно похвалить.
Психолог:
Утром встав с своей кроватки
Гномы делают …(зарядку)
1. «Мозговая гимнастика»
- «Маятник» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
- «Лежащая восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
- «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
- «Ушки на макушке» (улучшает внимание: потрите мочки ушей)
- Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
- «Совушка-сова»
Психолог: Ребята, а как вы думаете, все гномы одинакового роста?
Правильно, одни по ниже, другие, повыше. Предлагаю вам сыграть в игру «Гномы – великаны»
Цель: Упражнение, направленное на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
Психолог: Как вы думаете, чем еще наши гномы занимаются?
Предлагаю поиграть и движения показать.
Слушайте стихотворения и показывайте движения.
Этюд «Трудолюбивые гномики»
Кто живет в уютных домиках?
Там живут, наверно, гномики.
Рано утром по порядку
Все выходят на зарядку.Босиком бегут по травке,
Умываются росой
И едят они на завтрак
Гренки с сыром и фасоль.Моют гномики посуду,
Чтобы чисто было всюду.
А потом берут лопатки
И работают на грядке –Землю вскапывают ловко,
Дружно и без лишних споров
Сеют свёклу и морковку,
Огурцы и помидоры.А затем бегут играть
Свежим воздухом дышать. (подходим к пузырьковым колоннам)
Упражнение «Дудочка» (зеленый цвет)
Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«>Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку и поем гласные звуки. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
Психолог:
К речке дружно мы пойдем
Все поплавать всемером.
Упражнение «Океан» (голубой цвет)
Цель: Саморегуляция.
«Ныряем и задерживаем дыхание»
Психолог:
Солнце выглянуло вдруг,
Стало всем светлей вокруг.
Пальчиковая игра «Солнце»
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Наше солнце рано встало,
Все детишек приласкало!
Психолог: А знаете ли вы, что ходят гномы тоже по разному?
Предлагаю вам попробовать изобразить походку гнома.
Этюд «Походка Гнома»
- Один гномик идёт важно - ходьба с высоким подниманием колена, руки за спиной.
- Второй гномик топает - топающий шаг, руки на поясе.
- Третий гномик весело скачет - подскоки, руки свободно двигаются.
- Четвертый гномик - любит ходить на пятках - ходьба на пятках, руки за голову.
- Пятый гномик башмаки перепутал и ему неудобно ходить - ходьба на внешней стороне стопы.
- Шестой гномик ходит боком - боковой приставной шаг.
- Седьмой гномик все время отстает, потому что идет задом-наперед - ходьба спиной вперёд.
Психолог: Присаживайтесь в круг.
Как вы думаете, обо всех занятиях гномов мы с вами вспомнили? (дети отвечают)
Конечно «Нет»
Бывает, что Гномы с самого рассвета
Добывают камни-самоцветы.
Посмотрите, я приготовила для вас тоже вот такие самоцветы (показывает камни).
Выберите каждый тот камешек, который больше всего понравился.
Посмотрите на него. Потрогайте его руками.
Какого он цвета? Какого размера?
Давайте поиграем им как мячиком!
Упр. Для мелкой моторики рук.
- покатали в ладошке (катают камешек)
- покатали по полу
- держим пальчиками.
Психолог:
Поиграли, погуляли
Вы, наверное, устали?
(дети укладываются на ковер, включается релаксационная музыка и «Цветной шар»)
Самоцветы свои положите на животик и попробуйте подышать так, чтобы он не упал. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.
А сейчас посмотрите на потолок, там еще много самоцветов. Выберите тот, который понравился и понаблюдайте за ним.
Психолог: На правый бок повернитесь и тихонько приподнимитесь.
Присаживайтесь все в кружок.
Подведение итогов занятия.
Психолог: Ребята, ответьте мне на вопрос: не заметили ли вы чего-то общего между вами и гномиками? Конечно! Вы маленькие, и они маленькие. Они разные и вы разные по характеру. А еще? Вы делаете зарядку и они делают зарядку. Вы трудитесь и они трудятся.
А самоцветы для них – это что? Богатство! Правильно! Они трудятся и находят самоцветы. А Вы в школе трудитесь и приобретаете знания!
А сегодня на занятии вы трудились?
Чему научились? Что приобрели?
Пусть у вас таких знаний будет так же много, как у гномов самоцветов!
Рефлексия.
Психолог: А сейчас подумайте: кому сегодняшнее занятие понравилось, а кому – нет?
Кому было не интересно и он ничего не узнал на занятии – положите свой самоцвет перед собой на пол, а кому занятие понравилось - возьмите самоцвет себе в ладошку!
Психолог:
Из сказки как нам выходить?
Фонарик нужно затушить!
(подуем на фонарик)
До свидания! До следующего занятия!