Цели и задачи:
- закрепить знания учащихся об истории возникновения города и Астраханского Кремля;
- вызвать у детей интерес к изучению истории родного города и его архитектурным памятникам;
- способствовать развитию у детей творческой активности;
- формировать навыки коллективной деятельности учащихся.
Игра рассчитана на учащихся 4 класса, предварительно получивших знания об истории возникновения города Астрахани - южного форпоста России и Астраханского Кремля. В игре участвуют две команды по 5-7 человек. Команды могут иметь название, девиз.
Команда выбирает капитана.
Правила игры: команды получают одно и то же задание, которое оценивается определённым количеством баллов. Оно должно быть выполнено за определённый отрезок времени. Все задания выполняются письменно и сдаются жюри. Каждый ответ оценивается сразу, командам начисляют баллы. В конце игры оглашаются общие результаты команд по всем выполненным заданиям.
Ход игры
Ведущий:
Ах, эта Астрахань - пески и зной,
Луна татарская над головой.
Купчихи важные, ряды калашные.
Соборы белые - фасад резной.
(Ольга Маркова)
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие на несколько веков назад, чтобы вспомнить историю возникновения нашего города, строительства Астраханского Кремля - замечательного памятника военно-инженерного искусства второй половины 16 века. Мы начинаем игру, первая часть которой посвящена истории возникновения южного форпоста нашего государства – города Астрахани.
Задания для команд.
1 тур
1. Внимательно прослушайте высказывания путешественника о нашем городе, назовите его имя. В каком году этот путешественник описал Астрахань? Чем знаменателен этот год?
«14 июля, пройдя древнюю, где была старая Астрахань, с правой стороны, мы приехали в новую Астрахань. Город Астрахань расположен на острове, на высоком берегу, внутри города кремль, обнесённый деревянной и земляной стеной, некрасивою и непрочною. Строения и дома в городе, за исключением помещений главных начальников и некоторых дворян, очень низки и просты.» (1 мин., 1 балл.)
2. Где находилась старая Астрахань, столица Астраханского ханства? (1 мин., 1 балл.)
3. Назовите известные вам старые названия города? (1 мин., 1 балл.)
4. Когда где началось строительство новой Астрахани (деревянного кремля)? Как назывался остров, упомянутый английским путешественником? (1 мин., 2 балла)
5. О каком царе идёт речь? Почему он так ревностно охранял наш город? «…Царь охраняет Астрахань очень строго; ежегодно высылает сюда людей, припасы и дерево для постройки кремля…» (Английский путешественник Дженкинсон, 1558 г.) (1 мин., 1 балл)
6. Кто был первым воеводой Астрахани? (1 мин., 1 балл.)
Ведущий:
Будто на корабле С вечера до утра Дуют ветра в Кремле, Дуют в Кремле ветра. Кремль и сам – корабль, Белый большой фрегат. |
Медленный крен вперёд. |
2 тур
Ведущий: Как вы поняли из стихотворения Ольги Марковой, во второй части нашей игры речь пойдёт об Астраханском Кремле.
1. Когда началось строительство каменного кремля? Сколько лет оно продолжалось? (1 мин., 1 балл.)
2. Кто руководил строительством кремля? Назовите имена градостроителей. (1 мин., 3 балла.)
3. Какова протяжённость стен Астраханского кремля? Какую форму он имеет? Какова площадь кремля? (1 мин., 3 балла.)
4. Сколько башен было и сколько осталось теперь в Астраханском кремле? (1 мин., 2 балла.)
5. Какие башни сохранились в своём первозданном виде? (1 мин., 1 балл.)
6. Перечислите все известные названия главной башни Астраханского кремля, расскажите историю ее перестройки (когда, сколько раз перестраивалась, под руководством каких архитекторов). (5 мин., 5 баллов.)
7. Определите, о каком сооружении Астраханского кремля идёт речь: «Промеж Николаевских и Красных ворот под горою выкладен тайник кирпичом, в нём двое ворот решеточные». (1 мин., 1 балл.)
8. «19 июня, во вторник, в 16-м часу дня, в три четверти, Его Императорское Величество изволил прибыть к Астрахани водою на галере и в яхте войти в крепость, в кремль. А по приходе его величества к кремлю отдана честь с крепости, пушечная стрельба троекратно, по военному уставу…» - запись А.П.Волынского, губернатора, генерал-адъютанта.
В каком году произошло это событие? Кто и с какой целью прибыл в Астрахань? В какие ворота кремля он вошёл? (2 мин., 3 балла.)
9. Назовите основные памятники архитектуры внутри кремля. (1 мин., 1 балл за каждое название памятника.)
10. Какой из соборов - Успенский или Троицкий - был построен раньше? (1 мин., 1 балл.)
11. О каком архитектурном памятнике идет речь? Кто построил? Чьи это слова? Где и когда они сказаны?
«Видишь, какое величественное и прекрасное здание воздвигнул он: во всём государстве нет такого лепотного храма».
После выполнения всех заданий подводятся общие итоги игры, награждаются победители.