Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – это очень мощное средство для формирования творческой личности. Оно становится ещё более эффективным, если на занятиях использовать нетрадиционные техники рисования. Такие занятия дети воспринимают как новый, необычный, интересный опыт, а сам процесс их не утомляет, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность.
Предлагаю вашему вниманию занятие, на котором дети осваивают нетрадиционное рисование ватными палочками в технике пуантилизм.
Педагогические технологии:
- Игровая технология
- Технология здоровьесбережения
- Личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и детей
Интеграция областей: социально-коммуникативная, речевая, познавательная.
Цель: развитие творческих способностей детей через рисование нетрадиционными методами
Задачи:
- Образовательная: приобретение знаний о нестандартных приёмах рисования, усвоение опыта творческой деятельности в процессе создания ребёнком собственного варианта нетрадиционной техники рисования ватными палочками.
- Развивающая: развивать образное мышление, художественное воображение, интерес к творческой деятельности, фантазию.
- Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, собранность при выполнении приемов работы, умение слушать.
Планируемый результат: дети осваивают новую технику рисования ватными палочками в технике пуантилизм
Метод обучения: проблемно-игровой, объяснение, показ, практическая работа.
Материал и оборудование: ватные палочки, тонированная и белая бумага разного формата, гуашь, салфетка, сундучок подсказок.
Музыкальное сопровождение: французская музыка.
Словарная работа. Пуанты, пуантилизм.
Индивидуальная работа. Помогать в процессе работы наводящими вопросами, советами, показ приемов изображения тем детям, кто в этом нуждается.
Предварительная работа: разучивание танцевальной паузы.
Ход деятельности
1. Организационный момент
- Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся с ними (дети приветствуют гостей). Они сегодня пришли к нам не случайно. Как многие взрослые, о которых нам рассказал Экзюпери в сказке «Маленький Принц» они не умеют рисовать, но узнали, что в нашей группе много художников, и пришли к нам за знаниями. Научим наших гостей рисовать? (Да) А что бы всем было интересно, мы сегодня будем не совсем обычными художниками, согласны? (Да). Тогда вперёд!
2. Основная часть
Знакомство с деятельностью:
- Чем обычно пишут свои картины художники? (Красками и кистью).
- Мы приготовили краски и бумагу, а кистей у нас сегодня нет? Как же быть? Ответ мы найдём, если внимательно рассмотрим пейзажи французских художников Поля Синьяка и Жоржа Сёра. (Дети разбирают картинки лежащие на столе рисунком вниз). Что в них необычного? (Они написаны как будто точками). Молодцы, Вы очень внимательны!
- Манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы зародилась во II половине 19 века во Франции. Основоположниками её считаются замечательные французские живописцы Жорж Сёра и Поль Синьяк. (Ещё раз привлекает внимание детей к портретам художников).
- И получила эта техника красивое название “Пуантилизм”. Интересно, что оно означает? (Ответы детей).
- Пуанты – такое красивое слово, по-настоящему французское. Когда слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной балерины, которая парит над сценой в художественном образе, едва касаясь пола носками балетных туфелек – пуантами, заставляя нас в немом восторге восхищаться грацией, гибкостью тела. (Рассматривают иллюстрации с балериной и пуантами)
“Пуантилизм” (фр. Pointillisme, буквально “точечность”, фр. point — точка) –письмо отдельными чёткими мазками в виде точек.
- А вы обратили внимание, что часть пейзажей на белом фоне, а часть на сине-голубом? Почему? (Дети разбиваются на 2 группы, по цвету фона подложки на пейзажах). Правильно, работы на белом – это пейзажи кисти П. Синьяка, а работы на сине-голубом – пейзажи кисти Ж. Сёра. Но вот вопрос, почему этот пейзаж на сине-белом фоне? Правильно, художники написали его вместе! А мы сегодня должны научить наших гостей рисовать, поэтому тоже будем работать в паре, скорее, выбирайте себе ученика. (Дети выбирают себе взрослого в пару).
- Осталось решить, чем же мы можем рисовать, что бы на бумаге оставалась точка, как от носочка балетной туфельки? (Предположения детей. Если нет правильного варианта на помощь приходит сундучок подсказок).
- Упражнение на ладошке «Рисование ватной палочкой», стараться держать палочку, как ножку балерины, вертикально поверхности листа. Выбираем бумагу, и примерный пейзаж-ориентир.
- Всё готово к работе, осталось зарядиться энергией!
Физминутка
Выполняем упражнения под музыку: (количество упражнений может быть произвольным)
- Шагаем на месте под музыку (счет до 8-ми)
- Попрыгаем на месте (8 раз)
- Снова шагаем (8 раз)
- И снова попрыгали (8 раз)
- А теперь пяточки вместе, поочередно - носки вместе, носки врозь. (4 раза)
- На пяточках повернули носочки вправо.
- На пяточках повернули носочки влево (выполняем эти два упражнения по 4 раз)
- Покружились вправо (4 раза)
- Покружились влево (4 раза)
- Ручками потянулись к солнышку вверх высоко-высоко.
- Теперь присядем низко-низко.
- Молодцы!!
Теперь у нас получаться просто замечательные пейзажи в технике пуантилизм!
Погружение в деятельность.
1. Заполняем фон (точками, штрихами). Желательно, что бы мазки были разными по тону и цвету (светлыми, темными). Стараться не перемешивать цвета по ходу заполнения пространства листа, чтобы не получилась грязь.
2. Затем точками и линиями заполняется весь объем пейзажа.
3. Заключительная часть
Рефлексия: по окончании рисования, работы выкладываются на просушку.
Анализ детских работ.
Какие красивые пейзажи получились.
Давайте внимательнее рассмотрим все работы. (Раскладываем все работы на полу или прикрепляем на доску)
- Ребята, в какой технике мы сегодня работали? (В технике пуантилизм, ватными палочками). Зачем мы сегодня всё это делали? (Мы помогали взрослым научиться рисовать). Гости, Вам понравилось? Тогда поблагодарите наших художников, и приходите к нам ещё, и мы продолжим осваивать волшебное рисование. До встречи!
Занятие авторское, использованные иллюстрации взяты с платформы Яндекс, информация по технике пуантилизм из Википедии. Примерный вариант для работы Вы можете найти в приложении.