Пейзаж (пуантилизм) занятие по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – это очень мощное средство для формирования творческой личности. Оно становится ещё более эффективным, если на занятиях использовать нетрадиционные техники рисования. Такие занятия дети воспринимают как новый, необычный, интересный опыт, а сам процесс их не утомляет, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность.

Предлагаю вашему вниманию занятие, на котором дети осваивают нетрадиционное рисование ватными палочками в технике пуантилизм.

Педагогические технологии:

  • Игровая технология
  • Технология здоровьесбережения
  • Личностно-ориентированного взаимодействия  взрослого и детей

Интеграция областей: социально-коммуникативная, речевая, познавательная.

Цель: развитие творческих способностей детей через рисование нетрадиционными методами

Задачи:

  • Образовательная: приобретение знаний о нестандартных приёмах рисования, усвоение опыта творческой деятельности в процессе создания ребёнком собственного варианта нетрадиционной техники рисования ватными палочками.
  • Развивающая: развивать образное мышление, художественное воображение, интерес к творческой деятельности, фантазию.
  • Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, собранность при выполнении приемов работы, умение слушать.

Планируемый результат: дети осваивают новую технику рисования ватными палочками в технике пуантилизм

Метод обучения: проблемно-игровой, объяснение, показ,  практическая работа.

Материал и оборудование: ватные палочки, тонированная и белая бумага разного формата, гуашь, салфетка, сундучок подсказок.

Музыкальное сопровождение: французская музыка.

Словарная работа. Пуанты, пуантилизм.

Индивидуальная работа. Помогать в процессе работы наводящими вопросами, советами, показ приемов изображения тем детям, кто в этом нуждается.

Предварительная работа: разучивание танцевальной паузы.

Ход деятельности

1. Организационный момент

 - Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте  поздороваемся с ними (дети приветствуют гостей). Они сегодня пришли к нам не случайно. Как многие взрослые, о которых нам рассказал Экзюпери в сказке «Маленький Принц»  они не умеют рисовать, но узнали, что в нашей группе много художников, и пришли к нам за знаниями. Научим наших гостей рисовать? (Да) А что бы всем было интересно, мы сегодня будем не совсем обычными художниками, согласны? (Да). Тогда вперёд!

2. Основная часть

Знакомство с деятельностью:

- Чем обычно пишут свои картины художники? (Красками и кистью).

- Мы приготовили краски и бумагу, а кистей у нас сегодня нет? Как же быть? Ответ мы найдём, если внимательно рассмотрим пейзажи французских художников Поля Синьяка и Жоржа Сёра. (Дети разбирают картинки лежащие на столе рисунком вниз). Что в них необычного? (Они написаны как будто точками). Молодцы, Вы очень внимательны!

- Манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы  зародилась во II половине 19 века во Франции. Основоположниками её считаются замечательные французские живописцы Жорж Сёра и Поль Синьяк. (Ещё раз привлекает внимание детей к портретам художников).

- И получила эта техника красивое название “Пуантилизм”. Интересно, что оно означает? (Ответы детей).

- Пуанты – такое красивое слово, по-настоящему французское. Когда слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной балерины, которая парит над сценой в художественном образе, едва касаясь пола носками балетных туфелек – пуантами, заставляя нас в немом восторге восхищаться грацией, гибкостью тела. (Рассматривают иллюстрации с балериной и пуантами)

“Пуантилизм” (фр. Pointillisme, буквально “точечность”, фр. point — точка) –письмо отдельными чёткими мазками в виде точек.

- А вы обратили внимание, что часть пейзажей на белом фоне, а часть на сине-голубом? Почему? (Дети разбиваются на 2 группы, по цвету фона подложки на пейзажах). Правильно, работы на белом – это пейзажи кисти П. Синьяка, а работы на сине-голубом – пейзажи кисти Ж. Сёра. Но вот вопрос, почему этот пейзаж на сине-белом фоне? Правильно, художники написали его вместе! А мы сегодня должны научить наших гостей рисовать, поэтому тоже будем работать в паре, скорее, выбирайте себе ученика. (Дети выбирают себе взрослого в пару).

-  Осталось решить, чем же мы можем рисовать, что бы на бумаге оставалась точка, как от носочка балетной туфельки? (Предположения детей. Если нет правильного варианта  на помощь приходит сундучок подсказок).

- Упражнение на ладошке «Рисование ватной палочкой», стараться держать палочку, как ножку балерины, вертикально поверхности листа. Выбираем бумагу, и примерный пейзаж-ориентир.

- Всё готово к работе, осталось зарядиться энергией!

Физминутка 

Выполняем упражнения под музыку: (количество упражнений может быть произвольным)

- Шагаем на месте под музыку (счет до 8-ми)

- Попрыгаем на месте (8 раз)

- Снова шагаем (8 раз)

- И снова попрыгали (8 раз)

- А теперь пяточки вместе, поочередно - носки вместе, носки врозь. (4 раза)

- На пяточках повернули носочки вправо.

- На пяточках повернули носочки влево (выполняем эти два упражнения по 4 раз)

- Покружились вправо (4 раза)

- Покружились влево (4 раза)

- Ручками потянулись к солнышку вверх высоко-высоко.

- Теперь присядем низко-низко.

- Молодцы!!

Теперь у нас получаться просто замечательные пейзажи в технике пуантилизм!

Погружение в деятельность.

1. Заполняем фон (точками, штрихами). Желательно, что бы мазки были разными по тону и цвету (светлыми, темными). Стараться не перемешивать цвета по ходу заполнения пространства листа, чтобы не получилась грязь.

2. Затем точками и линиями заполняется весь объем пейзажа. 

3. Заключительная часть

Рефлексия: по окончании рисования, работы выкладываются на просушку.

Анализ детских работ.

Какие красивые пейзажи получились.

Давайте внимательнее рассмотрим все работы. (Раскладываем все работы на полу или прикрепляем на доску)

- Ребята,  в какой технике мы сегодня работали? (В технике пуантилизм, ватными палочками). Зачем мы сегодня всё это делали? (Мы помогали взрослым научиться рисовать). Гости, Вам понравилось? Тогда поблагодарите наших художников, и приходите к нам ещё, и мы продолжим осваивать волшебное рисование. До встречи!

Занятие авторское, использованные иллюстрации взяты с платформы Яндекс, информация по технике пуантилизм из Википедии. Примерный вариант для работы Вы можете найти в приложении.