Жизнь современного человека очень сильно изменилась за последние десятилетия. То, что казалось фантастикой ещё каких-то 20–30 лет назад, стало повседневной реальностью. Мы не представляем свое существование без современных электронных устройств: мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков, компьютеров, которые дают нам возможность общаться друг с другом, развлекаться в свободное время, получить совет по любому вопросу и даже найти себе друга. И, конечно же, современный процесс преподавания и обучения претерпел изменения. Поэтому умение разрабатывать и применять на уроках электронно-образовательные ресурсы для учителя сегодня актуально, оно является требованием времени.
Сегодня традиционная схема “учитель – ученик – учебник” претерпела изменения. В ней все более значительное место занимает новый компонент – компьютер, а в школьное сознание вошло понятие – компьютерное обучение. Следовательно, электронные образовательные ресурсы полноправно входят в учебный процесс. Широкое использование компьютеров в различных сферах деятельности человека не обошло стороной проблему обучения человека языкам. Уже сейчас создано большое число компьютерных программ по обучению иностранным языкам.
В современном мире персональные компьютеры – это не только средство технической поддержки учебного процесса, но и устройство, способное выполнять педагогические функции. Так как компьютеры несут в себе конкретные знания, то они могут передавать эти знания в процессе диалога с обучаемым. Можно выделить три способа обобщенного использования компьютеров в обучении:
1. Компьютер - помощник преподавателя. В этом случае процесс обучения строится в соответствии с традиционным содержанием образования и методами передачи знаний от преподавателя к обучаемым. Используемые при этом обучающие программы лишь моделируют некоторые задачи, темы, разделы изучаемого курса и общаются с обучаемым по достаточно жёсткому сценарию.
2. Компьютер - преподаватель. При таком способе также моделируется традиционная методика обучения и строится жёсткий сценарий обучения. Однако, соответствующие обучающие программы направлены на обучение целому курсу (английскому, немецкому языкам и т.д.). Как правило, они предназначены для индивидуализированного обучения.
3. Компьютер - источник знания и средство для оценивания знаний обучаемого. Здесь используется так называемая альтернативная педагогика, когда обучаемый, исходя из целей обучения и своих возможностей, опираясь на собственный опыт и знания, обращается к компьютеру, как к носителю необходимых для него знаний или “оценивателю” полученных обучаемым знаний. Такой подход возможен как при групповом, так и индивидуализированном обучении в рамках дистанционного обучения.
Если компьютер используется для контроля качества знаний учащихся, то достигается и большая объективность оценки. А также компьютерный контроль значительно экономит учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. У преподавателя появляется возможность уделить больше внимания творческим заданиям в работе сучащимися.
По своему функциональному признаку все образовательные ресурсы можно классифицировать, в соответствии со своим местом в учебном процессе [4]:
- программно-методические, включающие рабочие программы, планы всех уровней;
- учебно-методические, содержащие материалы методического характера;
- обучающие, включающие электронные учебники и различные пособия;
- вспомогательные, куда входят всевозможные сборники документов, книги для чтения, материалы конференций;
- контролирующие, при помощи которых проводится контроль и самоконтроль успехов учащихся;
- детские ресурсы, которые создаются самими учащимися, включающие фотографии, рисунки, компьютерные программы;
- информационные.
Цели, с которыми можно использовать ЭОР, могут быть совершенно различными. Но наиболее важной является обеспечение условий для самостоятельной работы. В зависимости от конкретной цели их использования структура и способ предъявления учебно-методических материалов в электронном виде должны легко варьироваться. Крайне необходимо обеспечить доступ к возможно большему количеству ресурсов и предусмотреть возможности обратной связи.
Наглядность, интерактивность, практическая ориентированность, доступность, научность, последовательность, модульность и вариативность – самые известные дидактические принципы, на которых основаны современные электронные образовательные ресурсы.
Новые информационные технологии пополняют арсенал методических средств и приемов, вносят разнообразие в формы проведения урока, делают более интересным и запоминающимся для учащихся, что является важнейшим аспектом совершенствования процесса преподавания иностранного языка.
Использование компьютерных технологий позволяет сделать процесс обучения иностранному языку более личностно-ориентированным, по настоящему интерактивным, менее рутинным и более разнообразным, коммуникативным, основанном на использовании аутентичных языковых материалов, менее ориентированным на учителя и более автономным с точки зрения учащегося. Учащиеся участвуют в языковых сообществах, выполняют задания по сети в группах и парах, что способствует развитию у них не только речевых навыков, но и навыков учебного сотрудничества.
Электронные образовательные ресурсы могут использоваться на уроке английского языка с различными целями:
- развитие языковой компетенции через овладение новыми языковыми средствами.
- развитие речевой компетенции через совершенствование навыков говорения, аудирования, чтения, письма.
- развитие социокультурной компетенции путем знакомства с реалиями англоговорящих стран, представленными в аутентичных источниках.
- развитие компенсаторной компетенции в процессе проектной деятельности, развитие речевых умений учащихся с опорой на материалы интернет-сайтов.
- развитие учебно-познавательной компетенции через совершенствование общих и специальных учебных умений, ознакомление учащихся со способами самостоятельной работы в изучении языка и англоязычной культуры, использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности.
- развитие умения работать в сотрудничестве, культуры общения, способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания, приобретения опыта творческой деятельности. [3]
Также изменяется роль учителя в процессе преподавания. Если в традиционных методиках, учитель привык давать и требовать определённые результаты,то при использовании интерактивных методов обучения, ученик превращается из объекта в субъект процесса обучения. Он самостоятельно открывает путь к усвоению знаний.
Главная же функция учителя - организовать учебный процесс, то есть консультационная. При использовании компьютерных технологий важно не переусердствовать и найти ту грань, которая позволяет сделать урок действительно развивающим и познавательным.
Проводя анализ эффективности использования ЭОР, можно отметить следующие положительные моменты:
- обеспечение высокой мотивации обучающихся;
- высокий эстетический и эмоциональный уровень проведения уроков;
- увеличение объема сделанного на уроке;
- обеспечение высокого уровня дифференциации обучения;
- возможность проведения контроля знаний в более совершенствованной форме;
- формирование навыка исследовательской деятельности. [2]
Исследуя результативность, следует отметить, что ученики, систематически работающие с компьютерными учебными программами, занимающиеся проектной деятельностью, повышают качество своих знаний, а также проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах, и показывают хорошие результаты.
Но не следует забывать, что использование компьютера на уроке должно иметь свои временные рамки, так как здоровье учащихся должно быть на первом месте. На просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения нельзя тратить больше времени, чем рекомендуется “Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”: в 1-4 классах - 15 минут, 5-7 классах – 20 минут. Не стоит забывать о динамических паузах и о зарядке для глаз.
Среди наиболее используемых интернет-ресурсов, применяемых на уроках иностранного языка следует назвать в первую очередь сайты УМК, используемых в данной школе, так работающие по УМК Кузовлева В.П., Лапа Н.М. «Английский язык», могут найти очень много полезной информации на сайте http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16094.
Сайт http://www.eltgames.com/ESL-jobs-GrEl.htm предлагает различные тренировочные упражнения, при помощи которых учащиеся могут ликвидировать свои пробелы в знаниях.
Среди сайтов, содержащих аутентичные материалы о стране изучаемого языка следует назвать:
- http://www.britishcouncil.org/ru/russia-english-online.htm,
- http://www.learnenglish.de/
- http://www.studyenglishtoday.net/
- http://www.studyenglishtoday.net/Tests/Test1.html
Список сайтов, содержащих важные материалы, можно дополнить ещё не одним интересным сайтом. [1] Каждый работающий над своим образовательным уровнем учитель постоянно пополняет свой арсенал источников информации. Важно научиться использовать их максимально эффективно для достижения поставленных целей. Это веление времени и современный урок невозможен без использования ЭОР.
Список использованной литературы
- Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и электронных ресурсов для обучения иностранному языку / Н. Е. Есенина// Информатика и образование - 2006 - № 12.
- Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова// Иностранный язык в школе. – 2005 - № 8.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат – М. Академия, 2000.
- Сысоев П.В. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку / П. В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев// Интернет-журнал «Эйдос» - 2008 – 1 февраля. http://www/editos.ru/journal/2008/0201-8htm.