Урок изобразительного искусства на тему "Школьный карнавал" (обобщение раздела "Художник и зрелище")

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО, Урок с использованием электронного учебника


Технологическая карта урока ИЗО

Предмет

ИЗО

Класс

3 «Б»

Тип урока

Урок рефлексии

Технология построения урока

ТДМ

Тема

Школьный карнавал (обобщение темы раздела «Художник и зрелище»)

Цель

обобщить и систематизировать знания детей по разделу «Художник и зрелище»

Основные термины, понятия

декоратор, дизайнер, афиша, маски, костюмы, декорации, техники работы: «зендудлинг», «изонить», «точечная роспись»

 

Планируемый результат

Предметные умения:
обобщить знания о роли художника в создании спектакля, читать и находить солнечные знаки, создавать декорации к спектаклю в технике «изонить», создавать костюмы главных героев в технике «точечная роспись по ткани», создавать маски для главных героев в технике «зендудлинг», создать афишу к спектаклю в техниках «коллаж», «зендудлинг»

 

 

 

 

 

 

 

 Личностные УУД:
проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать собственную деятельность; формировать умения вступать в  сотрудничестве, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, проявлять интерес к художественной деятельности, заинтересованность к приобретению и пониманию новых знаний, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Регулятивные УУД:
овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
уметь организовывать свою деятельность, принимать и ставить учебно-познавательную задачу, строить логические рассуждения, планировать свои действия.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, формулировать познавательные цели,  анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям, анализ информации, строить речевые высказывания в устной форме, рассуждения,  использовать солнечные знаки в творческой работе.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свои мысли в устной речи и художественной форме, слушать и понимать речь других (развивать умение участвовать в диалоге и передаче информации языковыми средствами).

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Формы работы:
фронтальная работа
индивидуальная
групповая работа

Методы работы:
словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.

 

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, ЭФУ ИЗО к уроку, музыка для практической работы (фоновая мелодия), музыка к спектаклю «Солнце и Ветер», сценарий спектакля «Солнце и Ветер».

Раздаточный материал по группам:

  • Лист бумаги А2, заготовки для создания афиши из разных материалов (фото, иллюстрации, надписи, бисер, карточки, черные гелевые ручки);
  • Заготовки из цветного картона (желтого, красного, оранжевого цветов) в форме треугольника (с проколами), шерстяные нитки красного, желтого, белого цветов, скотч, ножницы;
  • Однотонные майки желтого и голубого цветов, краски по ткани, набор для «точечного» рисования разного диаметра, палитра;
  • Заготовки масок с резинками, карандаши, фломастеры.

Дидактические задачи этапов урока

№ п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Самоопределение к деятельности

включить в учебную деятельность, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения

выяснение основных направлений работы  художника при  подготовке к спектаклю,

3

Выявление причин затруднения

выявить отличительные особенности главных героев  спектакля, дети формулируют познавательные цели, понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению

4

Коррекция выявленных затруднений

Находить и отличать от других знаки и  символы к сказке, читать и находить солнечные знаки,

5

Обобщение причин затруднений во внешней речи

Поиск и выделение необходимой информации

6

Самостоятельная работа в группах

создавать декорации к спектаклю в технике «изонить», создавать костюмы главных героев в технике «точечная роспись по ткани», изготовить маски для главных героев в технике «зендудлинг», разработать афишу к спектаклю в техниках «коллаж», «зендудлинг»,уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата

7

Включение в систему знаний и повторение на основе сказочной постановки в классе

Закрепить учебный материал, на наглядной основе обобщить роль художника в  сказочной постановки

8

Рефлексия деятельности на уроке

Провести самоанализ и самоконтроль результата

Технология изучения

 Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности

Личностные:
проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
проявлять интерес к художественной деятельности, заинтересованность к приобретению и пониманию новых знаний, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

- Здравствуйте!
- Проверим готовность класса к уроку, все необходимые материалы для работы в группе вы найдете в ларце, но до практической работы заглядывать туда не нужно.

Приветствуют учителя, гостей.

Организовывают рабочее место.

 

 Актуализация знаний и фиксация затруднения

Личностные:
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Метапредметные:
коммуникативные:
слушать и понимать речь других (развивать умение участвовать в диалоге и передаче информации языковыми средствами).

- Совсем скоро наступят каникулы. Интересно, как же вы будете проводить  свое свободное время?
- Мы с вами  в каникулы часто являемся зрителями спектаклей. Какие спектакли мы посетили?
- А задумывались ли вы, какую подготовительную работу проделывают работники театра, цирка и др.?

Отвечают на вопросы, размышляют.

- Планируем посетить музеи, театры, кино.

- Мы посетили спектакли: «Белоснежка», «Щелкунчик», «Аленький цветочек» и др.

- Художники украшают сцену, придумывают костюмы, маски, разрабатывают афиши и др.

 

 Выявление причин затруднения

Метапредметные:
регулятивные:
принимать и ставить учебно-познавательную задачу, строить логические рассуждения

Метапредметные:
коммуникативные:
слушать и понимать речь других

- Предположите, какая сегодня перед нами цель, если сейчас занятие изобразительного искусства?

- Прежде чем художник  приступит к работе, он должен изучить тему  и особенности  главных героев спектакля.

Формулируют  познавательную цель:

- Выяснить, в чем заключается роль художника при подготовке зрелищного представления

 

Коррекция выявленных затруднений

Личностные: проявлять
заинтересованность к приобретению и пониманию новых знаний

Метапредметные:
познавательные:
поиск и выделение необходимой информации,
анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, строят речевые высказывания в устной форме, строят рассуждения

Коммуникативные:
слушать и понимать речь других

Предметные:
читать и находить солнечные знаки

- В спектаклях часто ставят сказки, существует целый «мир» сказочных символов, изучив их, вы поймете, о чем будет наша сказка.

(Работа с ЭФУ стр. 15, 19) [4]

- Что такое знак?
- Приведите примеры известных вам знаков.
- Что общего у этих знаков?
- Что они вам напоминают?
- В древнем мире круг является знаком солнца. Именно поэтому на деревянных избушках мы часто видим этот символ.

(Работа с ЭФУ стр. 78, 80) [4]

- Не случайно с древнейших времен во многие народные гуляния включали солнечные знаки. Посмотрите видео и скажите, где спрятались знаки солнца?

(Работа с ЭФУ стр. 115) [4]

Отвечают на вопросы, размышляют

Анализируют сказочные символы, проводят классификацию знаков

Знак - общепринятое изображение, используемое для хранения и передачи информации. Примеры: буква, цифра, дорожные знаки.
Круги напоминают солнце.

 

 

Анализируют информацию из видео, текста, иллюстрации ЭФУ

 

- Костюмы, кокошники в украшениях имеют солнечные знаки. Хоровод также напоминает солнце.

Обобщение причин затруднений во внешней речи

Метапредметные:
регулятивные:
овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать

- Кто же будет являться главным героем нашего будущего сказочного представления?

- Почему именно этот сказочный образ имеет такое больное распространение?

Отвечают на вопросы, размышляют.

-  Солнце будет героем нашего представления.

Строят логические рассуждения.
- Этот образ очень распространен в сказках. Люди верили, что солнечные знаки избавят людей от злых духов.

Самостоятельная работа в группах

Личностные:
формировать умения вступать в  сотрудничестве,
уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата

Метапредметные:
регулятивные:
уметь организовывать свою деятельность, планировать свои действия.

познавательные:
учатся использовать солнечные знаки в творческой работе.

Вы уже выбрали по своему усмотрению, в какой группе будете работать. Выясним, в чем заключается работа каждой группы.
- Как люди узнают о спектакле?
Созданием афиши в техниках «коллаж», «зендудлинг» будет заниматься 1-я группа.
- Какие художники занимаются украшение сцены?Созданием декорации в технике «изонить» будет  заниматься 2-я группа.
- Кто продумывает образ действующих лиц?
Созданием костюмов героев в технике «точечная роспись по ткани» будет заниматься 3-я группа.
Созданием масок для наших  героев в технике «зендудлинг» будет заниматься 4-я группа.
- Почему вы выбрали именно эти техники для работы в группах?
- Чем они интересны?

Отвечают на вопросы.

 

Создают афишу к спектаклю в техниках «коллаж», «зендудлинг»;

Создают декорации к спектаклю в технике «изонить»,

 

Создают костюмы главных героев в технике «точечная роспись по ткани»,

 

Создают маски для главных героев в технике «зендудлинг»,

Включение в систему знаний и повторение

Метапредметные:
коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свои мысли в устной речи,
слушать и понимать речь других.

Предметные:обобщить знания о роли художника в создании спектакля

- Зачастую еще не известны дата и время будущего спектакля, а декораторы уже оформляют сцену.
- Попросим наших декораторов украсить импровизированную сцену.
- Готовы ли действующие лица?
Теперь можно созывать гостей.

(Сказочная постановка «Ветер и Солнце»)

 Декораторы располагают лучики вокруг солнца, учитывая цвет фона и вышивки соседних элементов.
Дизайнеры одежды и масок создают образ главных героев.
Оформители демонстрируют афишу.
Актеры участвуют в сказочной постановке 

Рефлексия деятельности
на уроке

Личностные: оценивать собственную деятельность,проявлять способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии

 - Какой жизненный урок вы вынесли из этой сказочной постановки?

- Где бы вы еще применили эти необычные техники декоративно-прикладного искусства? Почему?
-  Работа в какой технике вам запомнилась больше всего?
- Приемам в какой техники вы бы хотели обучить своих родителей, близких?

- Добрыми словами всегда легче добиться результата.

- В данных техниках можно изготовить открытки, т.к. они просты в исполнении и выразительны в образах.

Проводят самоанализ и самоконтроль результата

Литература

  1. Эзоп. Басни. Издательство «АСТ», 2001.
  2. Планируемые результаты начального общего образования / под редакцией Г.В. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Издательство «Просвещение», Москва, 2010.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд/под редакцией Н.Б.Неменского. Издательство «Просвещение», Москва, 2012.
  4. И.Э.Кашекова, А.Л. Кашекова. Изобразительное искусство. Электронный учебник. 3 класс. Москва: «Академкнига/учебник».