Тип, вид проекта:
- По доминирующей деятельности - Практико-ориентированный проект, нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
- По продолжительности - Краткосрочный проект, требуют 2-3 недели для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
- По комплексности (предметно-содержательной области) - Межпредметный (интеграционный) проект, проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
Аннотация проекта (краткое описание):
Социальный проект «Неделя энергосбережения» направлен на формирование экологического и экономического мышления. Проект охватывает всех воспитанников гимназии и предполагает три направления: конкурс рисунков в начальной школе, конкурс сказок в 5-6 классах, исследовательская деятельность в 7-9 классах. В реализацию проекта вовлечены воспитанники 10 и 11 «г» класса. Реализованный проект дает положительные результаты и имеет дальнейшие перспективы развития.
Обоснование актуальности:
В последнее столетие человеческая деятельность быстро меняет облик нашей планеты. В 21 веке, веке развитых технологий, человечество оказалось в положение экологического кризиса. Проблема экономии природных ресурсов стоит как никогда остро. В связи с этим возникает необходимость экологического воспитания подрастающего поколения. Конечно ребенок не может решить глобальных экологических проблем, но воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения, причастности к судьбе свой страны одна из важнейших задач педагога. Значительным вкладом в экономию природных ресурсов является бережное отношение к ним.
Рациональное использование электроэнергии, тепла, воды посильно каждому из нас, а осознание этого просто необходимо, ведь рациональное использование выгодно еще и экономически.
Проблема рационального использования воды, тепловой и электрической энергий достаточно актуальна в гимназии. Счета, которые приходят на счет гимназии достигают астрономических сумм. Поэтому для решения этой проблемы нужно проводить профилактические мероприятия, различные акции. В связи с этим родилась идея организовать в гимназии социальный проект «Неделя энергосбережения», который охватит всех воспитанников.
Социальный проект является одной из инновационных технологий в образование. Такая форма работы позволяет старшеклассникам реализовать себя, устанавливать новые способы социального взаимодействия с другими воспитанниками и миром взрослых, формирует мировоззрение. При этом социальный проект помогает решить проблему, направлен на изменение социальной среды и ориентирован на базовые национальные ценности: патриотизм, труд и творчество, наука и природа.
Цель проекта: формирование у воспитанников Гимназии ценностно-осмысленного отношенияк проблеме рационального использования энергоресурсов, формирование экологическое и экономическое мышление.
Задачи проекта:
- актуализировать проблему энергосбережения в гимназии;
- выявить и исследовать причин потери энергии в интернате;
- предоставить детям возможность познакомиться с энергопотреблением гимназии и задуматься о путях сокращения количества потребляемой энергии;
- создать карты «горячих точек», примеров потерь энергии.
Ожидаемые результаты:
- добровольность формирования потребности в энергосбережении;
- экологический подход к организации собственной жизни;
- устойчивый интерес к проблемам энерго- и ресурсосбережения;
- создание плакатов, листовок и буклетов по энергосбережению;
- выставка «Энергосбережение глазами детей».
Целевая группа: воспитанники 1-11 классов воспитанников Гимназии искусств при Главе РК им. Ю.А.Спиридонова.
Руководители проекта: воспитатели интерната: Тринив Жанна Владимировна, Сивергина Елена Николаевна.
Механизм управления проектом:
Движущей силой проекта являются творческие микрогруппы, которые создаются на по инициативе самих воспитанников. Объединение в такие группы происходит на основе выбора воспитанниками формы работы, которая для них наиболее интересна. Численность микрогруппы составляет 5-7 воспитанников. В каждой микрогруппе происходит планирование предстоящего мероприятия, назначение ответственных, и реализация самого мероприятия. За каждой микрогруппой закреплен воспитатель интерната, который является руководителем проекта.
Обеспечение проекта
Материально-технические средства:
- бумага цветная для принтера;
- театральные костюмы;
- энергосберегающие лампочки;
- дипломы
- призы за участие в конкурсе: альбомы для рисования, краски акварельные, блокноты;
- принтер;
- фотоаппарат;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- колонки.
Кадровые ресурсы:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- заместитель директора по интернату;
- бухгалтер;
- учитель физики.
Финансовые ресурсы:
Наименование запрашиваемых ресурсов | Стоимость (денежная сумма) |
Источник финансирования |
Сумма, предоставляемая источником |
Канцтовары (цветная бумага для принтера), дипломы, призы за участие в конкурсе (альбомы для рисования, краски акварельные, блокноты). |
1000 рублей |
Добровольные пожертвования родителей воспитанников 10 и 11 «г» классов |
1000 рублей |
Методические ресурсы:
- методические материалы, представленные на сайте energourok.ru;
- учебники по физике, окружающему миру.
Информационные ресурсы:
- библиотека гимназии;
- юношеская библиотека;
- Интернет.
Критерии и показатели эффективности проекта:
- Социальная активность воспитанников, привлеченных к работе в проекте;
- Высокий уровень вовлеченности воспитанников по решению данной проблемы;
- Наличие у воспитанников мотивации к самостоятельной работе по данной теме, формирование у них ответственности и организационных навыков;
- Удовлетворенность воспитанниками и педагогами результатами проекта;
- Распространение опыта в гимназии.
Самоанализ:
Основная цель и задачи данного проекта были реализованы полностью. Содержание проекта имеет научную и мировоззренческую направленность. Для каждого возраста было грамотно подобрано мероприятие, содержание и задания которого были доступны и посильны всем участникам проекта. Проблема энергосбережения вызвала «живой» отклик как среди педагогов, так и среди воспитанников, так как имеет высокую степень актуальности на сегодняшний момент в обществе и неразрывно связана с повседневной жизнью.
В процессе подготовки и реализации проекта воспитанники проявили активность, инициативность, самостоятельность. Каждый из организаторов проекта среди воспитанников чувствовал свою ответственность. На протяжении всего времени работы над проектом сохранилась заинтересованность всех участников.
Данный проект был представлен на методическом объединении рамках «Фестиваля социальных проектов», получил положительные отзывы среди коллег.
По результатам данного мероприятия награждены благодарностями от администрации гимназии активные организаторы проекта среди воспитанников, а также воспитатели Тринив Ж.В. и Сивергина Е.Н.
В дальнейшем планируется продолжить работу в данном направлении и сделать это мероприятие традиционным.
Список литературы.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение», 2014.