Искусство конца XIX – начала XX века: отпечатки света

Разделы: МХК и ИЗО


Урок изучения нового материала по мировой художественной культуры в 11 классе.

Цель урока: изучение нового стилевого направления в искусстве конца 19 века – начала 20 века – импрессионизм.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с основным направлением западноевропейской живописи конца 19 века – начала 20 века - импрессионизм, раскрыть основные особенности импрессионизма на примере творчества Э.Мане, К.Моне и В.Серова и музыкальных произведений Дебюсси и М.Равеля;
  • Развитие наблюдательности, способностей анализировать художественные произведения;
  • Развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению.

Оборудование урока: кисти, краски, ½ часть ватмана, мультимедийная презентация (Приложение 1), тексты по картине Серова В. «Девочка с персиками» (Приложение 2), видеофильм ВВС «История живописи: серия «Отпечатки света», музыка Дебюсси и Равеля (Приложение 3), Данилова Г.И. Мировая художественная культура, учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень - М.: Дрофа, 2013.

Урок состоит из нескольких этапов

1. Организация урока: класс разбит на три группы. На столе у групп лежат ½листа ватмана, коробка карандашей 24 цветов, кисточки на каждого ученика и краски, приложение 2.

2. Целевая установка. Изучение нового стилевого направления в искусстве конца 19 века – начала 20 века. Какого? Вы должны будете сами определить в ходе урока.

3. Стадия вызова. Групповая картина под музыкальное сопровождение Дебюсси и Равеля.

4. Стадия осмысления. Просмотр отрывка из видеофильма ВВС «История живописи». Серия «Отпечатки света». Вам необходимо:

  • Выяснить название направления.
  • Почему оно так называется?
  • В тетради заполнить таблицу:

Фамилия художника

Произведения

Особенности живописи

 

 

 

  • Обсудить в группе и дать ответы на задания.

(просмотр видеосюжета)

Беседа по видеофильму и таблице.

5. Стадия закрепления. Перед вами картина русского художника Валентина Серова «Девочка с персиками». Познакомьтесь с текстами (Приложение 2), скажите, что является главной темой произведения?

6. Стадия рефлексии.

7. Домашнее задание.

На уроке ученик не только проходит большой объем нового материала, он получает возможность проявить свои творческие способности. Учитель получает возможность включить в работу всех учеников, используя групповую форму работы. На уроке используются разнообразные приемы и методы обучения, способствующие активизации деятельности учащихся и позволяющие организовать индивидуальную и коллективную работу, сформировать различные умений и навыков: работа с таблицами, видеофильмом, новыми понятиями, решение проблемных и творческих вопросов.

У большинства современных подростков зрительная память преобладает над слуховой, развито «клиповое мышление», поэтому в урок включен видеофильм ВВС «История живописи». Как видно из названия этого документального многосерийного фильма речь в нём идет о живописи. Зрителей ждёт познавательная экскурсия по различным музеям и картинным галереям, где они смогут увидеть работы, написанные в самых разных манерах: от классических полотен до самых современных картин. Автор фильма сестра Венди, 67-летняя самоучка, "арт-монахиня" сестра Венди проводит телезрителей через каждую эпоху западного искусства.

Компьютерная презентация к уроку, позволяет акцентировать внимание учащихся и повторить и запомнить больший объем материала за меньший промежуток времени.

Современные стандарты образования подразумевают развитие универсальных учебных действий. На данном уроке ученику создаются возможности самостоятельно и успешно усвоить новые знания, т.е. ученик учится учиться.