Филолог-профориентолог, или Примерочная профессий: квест «Вначале было слово»

Разделы: Русский язык, Технология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Мастер-класс, Руководство учебным проектом

Классы: 9, 10

Ключевые слова: профориентация, профессиональная подготовка, профориентационные экскурсии


Красногорская типография как место события

МБОУ «Нахабинская гимназия №4» как метроидентичность школьников.

ПРИМЕРОЧНАЯ ПРОФЕССИЙ: КВЕСТ «ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»

Участники: 9 класс

Регламент:

  • Сбор у школы 07.12.2021 в 10:15
  • Отъезд до пункта назначения Московская область, г. Красногорск, квартал Коммунальный, д. 2
  • Знакомство, кофе-пауза (3-й этаж, кабинет руководителя) - 15 минут
  • Начало мастер-класса - 12:00

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока (триединая дидактическая):

Познавательная (образовательная)

  • углубить представления учащихся о профессиях для работы в типографии при выборе профессии;
  • освоение терминологического аппарата профессий на уроках (на примере изучения раздела «Функциональные стили речи»);
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении;
  • языковой норме и ее разновидностях;
  • нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
  • различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

Развивающая:

  • развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний, формирование всех видов функциональной грамотности посредством решения задач реальной жизни;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
  • готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
  • навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • выработка таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива и пр.

Воспитательная:

  • воспитание представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • осознание национального своеобразия русского языка;
  • овладение культурой межнационального общения;

Планируемые результаты:

Личностные:

  • создать условия для развития критического мышления, развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к тексту художественного стиля;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
  • повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;
  • осознание реальных проблем, объяснение своей позиции с учетом норм общественной жизни.

Метапредметные

  • Коммуникативные: овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.
  • Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
  • Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, развивать умения работы с текстом, анализировать, обобщать информацию.

Предметные: создать условия для формирования читательской, финансовой, математической и естественно-научной грамотности и креативного мышления.

Задачи:

  • продолжить работу по формированию умения ставить проблемные вопросы, отыскивать альтернативные решения, формулировать и аргументировать собственную позицию, работать с моделями и формулами в рамках объединения читательской, финансовой, математической и естественно-научной грамотности и креативного мышления;
  • формирование навыков работы с разными источниками специальных текстов и умений дифференциации специальных текстов по видам и назначению;
  • формирование коммуникативной компетенции профессионального общения, обучение созданию собственных текстов (устных и письменных) с использованием профессиональной лексики;
  • продолжить знакомство с профессиями.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал: карточки, стикеры, брашпены;
  • пазл; черный ящик; текст «письма»

- Знаете ли вы, что такое метроидентичность? Попробуйте разобрать это слово на части, чтобы предложить вариант лексического значения.

Ведем - думаем - выходим - подытоживаем (Метроидентичность - это типаж жителя крупного города. Некий набор характеристик представителя мегаполиса, человека, живущего в условиях многозадачности, неопределённости и мобильности. Языковой ландшафт (linguistic landscape) - это совокупность всех знаков и текстов, которые составляют языковое лицо современного города). Сегодня мы жители не столицы, а ближайшего Подмосковья, а что будет завтра и где окажемся - вопрос времени и выбора.

- А вот и первая задача: вам письмо - отдаю детям, комментируя задание:

- Почему я решила, что вам? Здесь надпись: «Открыть в 2..21 году, для обучающихся 9 класса. Это отрывок из «Красногорской повести», написанной в 2021 году, выдержка из описания, которое сделал европейский корреспондент.

Читают текст вслух и сталкиваются с проблемой - часть слов пропущена. Сможете ли вы восстановить данный текст, опираясь на предметные знания из разных областей? Давайте попробуем.

Текст у детей:

«Та типография, которая существовала в 2021 году, едва напоминала своих давних предшественниц. По технологии и оборудованию, по использованию бумаги и красок. Но в главном - …..(отпечаток с написанного) - она всё та же. История типографии настолько интересна, что будет правиль… (ным) её вспомнить. (Если иметь в виду) отечественную, она началась в (1463) году, когда Иван (Фёдоров), ставший известным под именем («первопечатник») со своим (помощником) Петром Мстиславцем приступили к созданию книги «Апостол». Работа продолжалась целый (год). И не тираж печатался, а (одна книга). Если бы тогда спросили: «Это типография?», едва ли был бы ответ даже у Ивана Фёдорова. Он не задумывался над названием тех механизмов, с помощью которых увидела свет первая книга.

Хотите узнать дальше?

- Больше ничего нет. Второй лист потерян, а значит, у вас сегодня есть возможность дописать текст, сохраняя правду для потомков. Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

- Наш урок сегодня пройдет в условиях многозадачности, метроидентичности и не в школе, а, как вы уже поняли, на территории типографии, на производстве, в нестандартной жизненной ситуации. Это наша «повседневная мудрость» - способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

- Помните, что говорилось в старинных русских сказаниях, когда богатырь, доехав до распутья, читал на камне: "Прямо поедешь - голову сложишь, направо поедешь - коня потеряешь, налево поедешь - меча лишишься". Ребята, с какой проблемой сталкивается добрый молодец на перепутье? (с проблемой выбора дальнейшего пути движения)

- Верно! А дальше уже говорится, как он выходит из того положения, в которое попал в результате выбора. Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку.

Итак, готовы сделать выбор?

  • что мы можем увидеть в типографии?
  • чему научиться?
  • разобраться, что мне нужно на самом деле?

- Прямым путем мы поднялись сюда, а теперь кто налево? Кто направо? (делимся на 2 группы)

Освоение практического материала на производстве - экскурсия, изготовление блокнотов, пакетов.

Видеоматериал урока

- Задачи, которые мы сегодня будем решать, помогут вам творить, думать необычно, оригинально, смело, видеть то, мимо чего вы часто проходили не замечая, любить неизвестное, новое; преодолевать трудности.

- И еще сегодня в очередной раз убедимся, что наш мир полон математики, физики, химии, и продолжим исследование на предмет выявления всех видов функциональной грамотности вокруг нас.

Фронтальная работа

- Ребята, нарисуйте дерево возможных эмоций, которые можно испытывать во время урока, в виде различных смайликов. Закрасьте тот смайлик, который соответствовал вашему настроению на уроке.

Велика вероятность того, что типографии будут пользоваться спросом ещё долгое время, поскольку без продуктов их деятельности сложно обойтись. Кроме того, они также стараются «идти в ногу» с прогрессом и предлагать своим клиентам прогрессивные решения, которые в максимальной степени соответствуют «духу времени» и потребностям населения в конкретный момент.

Типографии необходимы, для того чтобы создавать проекты, которые в дальнейшем используются для популяризации товаров, услуг, компаний либо информирования населения. Еще при помощи полиграфической продукции организаторы делают выставки, конференции и прочие мероприятия более яркими. Кроме того, книги, каталоги, журналы, брошюры и прочие издания ещё никто не отменял. Они продолжают пользоваться спросом у современного человека.

ТЕКСТ для ДЕТЕЙ

«Та типография, которая существовала в 2021 году, едва напоминала своих давних предшественниц. По технологии и оборудованию, по использованию бумаги и красок. Но в главном - - она всё та же. История типографии настолько интересна, что будет правиль её вспомнить. Если отечественную, она началась в году, когда Иван , ставший известным под именем со своим Петром Мстиславцем приступили к созданию книги «Апостол». Работа продолжалась целый . И не тираж печатался, а . Если бы тогда спросили: «Это типография?», едва ли был бы ответ даже у Ивана Фёдорова. Он не задумывался над названием тех механизмов, с помощью которых увидела свет первая книга.»