Индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции самоотношения

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема самопвреждающего поведения среди подростков была актуальна во все времена. На современном этапе развития общества эта проблема становится как никогда актуальной. Зачастую к самоповреждающему поведению ведут неуверенность в себе, непринятие себя как личности, отсутствие взаимопонимания с окружающими.

Психокоррекционная программа предназначена для работы с детьми склонными к проявлению неуверенности в себе, высокому чувству вины.

Цель программы: снижение чувства вины и формирование позитивного самоотношения через работу с метафорой.

Задачи программы:

1. Диагностировать характер и сущность спектра личностных трудностей;

2. Проанализировать интенсивность влияния имеющихся проблем на развитие личности ребенка;

3. Способствовать развитию позитивного самоотношения и стрессоустойчивости;

4. Оптимизировать субъективное благополучие клиента посредством коррекции (или преодоления) личностных трудностей и проблем.

Форма коррекционной работы: индивидуальная, групповая.

Возраст участников индивидуально-групповых занятий: 13-15 лет (возможна адаптация для юношеского возраста).

Количество занятий: 12.

Частота занятий: 1 раз в неделю.

Длительность занятий: до 1,5 часов.

I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Цель: изучение особенностей выделенных личностных проблем посредством диагностических методов.

Занятие № 1-2

Этап занятия

Примечание

1

Ритуал приветствия

 

2

Основанной:
Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси
Проективная методика «Рисунок человека»
Цветовой тест М.Люшера
Применение опросника Р.Кеттелла (HPSQ)

Оборудование: белый лист бумаги формата А4, простые и цветные карандаши, необходимый стимульный материал

3

Рефлексия. Упражнение «Цветущий сад»

 

II. УСТАНОВОЧНЫЙ БЛОК

Занятия установочного блока проводятся в разнополой группе учащихся с похожими проблемами и индивидуально.

Цель: мотивация к взаимодействию с группой, достижение эмоционального комфорта, настрой на индивидуальную работу.

Занятие №3

Цель: обучение способам профилактики стресса

Этап занятия

Примечание

1

Ритуал приветствия

 

2

Основанной:
Упражнение: «Письмо в будущее»
Упражнение: «Воздушные шарики» 
Упражнение: «Рисунок на спине»
Упражнение: «Свеча»

Оборудование: листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши, свечи, воздушные шары

3

Рефлексия. Упражнение «Чемодан в дорогу»

 

Занятие №4-5

Цель: повышение уровня уверенности в себе через работу в группе

Этап занятия

Примечание

1

Ритуал приветствия

 

2

Основанной:
Упражнение: «Волшебный клубок»
Упражнение: «Я иду в поход»
Упражнение: «Интервью»
Упражнение: «Паутинка»
Упражнение: «Найди пару»
Упражнение: «Аплодисменты»

Оборудование: листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши, свечи, воздушные шары

3

Рефлексия. Упражнение «Мишень»

 

III. КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК

Цель: снятие тревожности, снятие чувства вины, формирование позитивного самоотношения.

Занятие №6

Цель: осознание собственной уникальности, индивидуальности, стимулирование самоанализа.

Этап занятия

Примечание

1

Ритуал приветствия

 

2

Основанной:
Просмотр м/ф «А что ты умеешь?»
Упражнение: «Кто я? Какой я?»
Упражнение: «Рисунок имени»
Упражнение: «Зеркала»

Оборудование: листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши, технические средства: ПК и проектор

3

Рефлексия. «Экран настроения»

 

Занятие №7

Цель: осознание собственной уникальности, индивидуальности, работа с чувством вины.

Этап занятия

Примечание

1

Ритуал приветствия

 

2

Основанной:
Просмотр ролика «Мир вокруг нас»
Тест К.Юнга «16 ассоциаций»
Формулирование рекомендаций по работе с чувством вины

Оборудование: листы бумаги формата А4, шариковые ручки, технические средства: ПК и проектор

3

Рефлексия. «Экран настроения»

 

Занятие №8

Цель: осознание собственной уникальности, индивидуальности, формирование позитивного самоотношения.

Этап занятия

Примечание

1

Ритуал приветствия

 

2

Основанной:
Просмотр м/ф «Чуня»
Оформление коллажа «Я и мои мечты»

Оборудование: ватман, листы бумаги формата А4, цветные карандаши, клей, ножницы, газеты, журналы, раскраски, технические средства: ПК и проектор

3

Рефлексия. «Экран настроения»

 

Занятие №9-10

Цель: осознание собственной уникальности, индивидуальности, формирование позитивного самоотношения, снятие тревожности.

Этап занятия

Примечание

1

Ритуал приветствия

 

2

Основанной:
Просмотр ролика «Пингвин и страус»
Упражнение «Могущество»
Упражнение «Манадалы» (оформление)
Упражнение «Я хороший…»
Упражнение «Мой лучший поступок»
Упражнение «Прогулка по лесу»

Оборудование: ватман, цветная бумага, ножницы, клей, паетки, бусины и т.п. технические средства: ПК и проектор

3

Рефлексия. «Экран настроения»

 

IV. БЛОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Цель: оценить эффективность занятий через повторную диагностику, используя методики, предъявляемые в диагностическом блоке.

Занятие №11

Цель: психодиагностическое исследование личностных особенностей

Этап занятия

Примечание

1

Ритуал приветствия

 

2

Основанной:
Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси
Проективная методика «Рисунок человека»
Цветовой тест М.Люшера
Беседа по результатам диагностики

Оборудование: белый лист бумаги формата А4, простые и цветные карандаши, необходимый стимульный материал

3

Рефлексия. Упражнение «Цветущий сад»

 

Занятие №12

Цель: анализ и закрепление полученных в ходе совместной работы навыков, знаний и умений.

Этап занятия

Примечание

1

Ритуал приветствия

 

2

Основанной:
Упражнение: «Могущество»
Упражнение: «Воздушные шарики»
Упражнение: «Узелок на память»
Упражнение «Тепло огня»

Оборудование: цветные нити или узкие атласные ленты, свеча, воздушные шары, музыкальное оформление

3

Рефлексия. Упражнение «Чемодан в дорогу»