Цели:
- Воспитание культуры общения учащихся, взаимоуважения, доброжелательности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека, умения видеть красоту в простом и обыденном, умения дарить тепло и доброту;
- Формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Оборудование: Ноутбук, проектор, видео и аудиозаписи, декорации для сценок и театрализованных представлений, костюмы, воздушные шары и красивая надпись из разноцветных букв для оформления зала.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово ведущего
Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые! Вы взрослеете день ото дня, многое умеете, но, прежде всего, вы должны вырасти по-настоящему хорошими людьми: добрыми, смелыми, сердечными, отзывчивыми, вежливыми. А ведь этому тоже надо учиться - учиться тому, как себя вести. Человек, умеющий себя правильно вести, называется вежливым. Древнее слово «вежа» означает знаток, знающий, как себя вести с людьми. Воспитанный человек.
Вот мы сегодня и будем говорить о культуре, о вежливости, о «волшебных словах». Культуре, доброте и вежливости можно учиться всегда и в любом возрасте и искать примеры вежливого поведения в науках, культуре и искусстве.
Итак, мы начинаем!
Звучит песня «Дорогою добра» (один куплет).
II. Сценка «Театр вежливости» Эмма Мошковская
Исполняют ребята 3 класса.
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой…- Подходите,
Ёжик, Ёжик!
Вам билет
В каком ряду?
— Мне — поближе:
Плохо вижу.
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.
Говорит Овечка:
— Мне-е-е одно местечкл!
Вот моё БЛАГОДАРЮ —
Доброе словечко.
Утка:
— Кряк!
Первый ряд!
Для меня и для ребят! —
И достала Утка
ДОБРОЕ
УТРО.
А Олень:
— ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё ПОЖАЛУЙСТА!
Говорит Дворовый Пёс:
— Поглядите, что принёс!
Вот моё ЗДОР-Р-РОВО —
Вежливое слово.
— Вежливое слово?
Нет у вас другого?
Вижу
В вашей
Пасти
ЗДРАСТЕ.
А ЗДОРОВО бросьте! Бросьте!
— Бросил! Бросил!
— Просим! Просим!
Нам билетов —
Восемь! Восемь!
Просим восемь
Козам, Лосям,
БЛАГОДАРНОСТЬ
Вам приносим.
И вдруг,
Отпихнув
Старух,
Стариков,
Барсуков,
Бурундуков…
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого…
— Касса, выдай мне билет!
— Ваше вежливое слово?
— У меня такого нет.
— Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
— Мне — билет!
— Нет и нет.
— Мне — билет!
— Нет и нет.
Не стучите — мой ответ.
Не рычите — мой совет,
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет!
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И пришёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то…
Развернула,
И встряхнула,
И чихнула,
И вздохнула:
— Ах,слова какие были!
И не мы ли
Их забыли?
ИЗВОЛЬ…
ПОЗВОЛЬ…
Их давно уж съела моль!
Бедное ПОЖАЛУЙСТА,
Что от него осталось-то?
Это слово
Золотое.
Это слово
Залатаю! —
Живо-живо
Положила
Две заплатки…
Всё в порядке!
Раз-два!
Все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
ДО СВИДАНЬЯ,
ДА СКАКАНЬЯ
И еще ДО КУВЫРКАНЬЯ,
УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС…
И десяток про запас.
— На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой! —
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…
— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!
И кассир даёт билеты —
Не один, а целых три!
— С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ! —
И кассир даёт билеты —
Не один, а целых пять.
— ПОЗДРАВЛЯЮ
С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
И кассиру
Во всю силу
Очень хочется запеть:
«Очень-очень-очень-
Очень вежливый Медведь!»
— БЛАГОДАРЕН!
ИЗВИНЯЮСЬ!
— Славный парень!
— Я стараюсь!
— Вот какая умница. —
Вот идёт Медведица, Включаем проектор!
И она волнуется,
И от счастья светится!
— Здравствуйте,
Медведица!
Знаете,
Медведица,
Славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится!
— Почему не верится? —
Говорит Медведица. —
Мой сыночек — молодец!
До свидания!
КОНЕЦ
III. Видеоролик из кабинета географии
Ведущий: - А сейчас мы перенесемся в один из кабинетов нашей школы.Что это за кабинет и о чем пойдет речь, мы узнаем сейчас. Внимание на экран. (Включаем видеоролик снятый старшеклассниками в кабинете географии)
На экране учащиеся старших классов:
- Здравствуйте, ребята! Мы приветствуем вас в кабинете географии! География- наука о земле и людях, населяющих ее. География- очень вежливая наука. Давайте посмотрим на карту!
Вот Белоруссия!
Добрый день по белоруски- добры дзень!
Это Украина!
-По украински - доброго дня!
Вот Польша!
-По польски-Дзень добри!
А это Венгрия!
-По венгерски - Йоо напот кииваанок!
Вот мы видим Германию!
-Вот немецкие дети говорят: гутен таг!
Вот Франция!
- Во Франции скажут: бонжур! -А вот Англия:
Здравствуй! - Hello! Привет - Hi!
Здравствуй - Hello! До свиданья - Goodbye!
Hello, hello, hello I am Ann.
Hello, hello, hello I am Anastasia.
Hello, hello, hello I am Dan.
Good morning, good morning,
Good morning to you.
Good morning, good morning,
I am glad to see you.
А в России:
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
- Здравствуйте! - скажешь ты человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.
И наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Ведущий:
- В каком кабинете находились ребята?
- О чем они нам рассказали?
- Какая наука география?
- Правильно, вежливая!
IV. Сценка: «Незнайка приветствует» исполняют ребята 4 класса
Ведущий: - Очень многому могут научить сказки. В сказках есть герои умные и не очень, добрые и совсем наоборот. Сегодня на нашем празднике встретятся Незнайка и Мальвина. Хотя они герои разных сказок, им есть о чем поговорить.
Незнайка:
Привет, привет! А вот вы где?
Я немного опоздал? А о чем вы тут говорите?
Мальвина: Да, Незнайка, ты действительно опоздал и эго очень плохо. А мы тут как раз с ребятами о вежливости говорим. Ведь ты даже здороваться не умеешь!
Незнайка: Я здороваться не умею??? Вот я сегодня видел, как один второклассник приветствовал другого второклассника. Он догнал его у дверей школы, как бахнет по спине рюкзаком! Да еще ногой поддат его слетевшую шапку и. схватив за нос. как крикнет ему в ухо: «Здорово, корова!»
Мальвина: Ну, знаешь. Незнайка, после такого здорово!» и заболеть можно. Дорогой, Незнайка, ты совершил несколько ошибок: Во-первых, ты не постучал - это невежливо. Во-вторых, не спросил разрешения войти, а это гоже невежливо.
Незнайка: А, понял, понял! Здравствуйте!
Мальвина: Незнайка, здороваться за руку надо только с близкими знакомыми и друзьями. А если люди разного возраста, то протягивает руку старший. А дети ни в коем случае не тянут первыми руку взрослым.
Мальвина: Надо здороваться со всеми: знакомыми и незнакомыми, из уважения. Простое слово «здравствуйте» означает: «Я тебя вижу, человек, ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». А сейчас до свидания.
Незнайка: Пока!
Мальвина: Незнайка, ты куда бежишь?
Незнайка: Ну, чего тебе?
Мальвина: Почему ты не поздоровался с нашей учительницей?
Незнайка: Как это не поздоровался? Да я ее в глаза не видел!
Мальвина: Видел, видел. Не оправдывайся. Я заметила, как ты удирал.
Незнайка: Не суй свой нос, куда не следует!
Мальвина: Не груби! А вот я умею здороваться. Мама мне всегда говорит: «Мальвиночка, язык у тебя не отсохнет, если ты каждому скажешь: «Добрый день!» А если поклонишься, так с тебя тоже нс убудет.»
Незнайка: Особенно учительнице, чтоб знала, как я ее уважаю. Ведь скоро конец четверти, оценки будут выставлять.
Так она тебе и попалась на твое сюсюканье. Держи карман шире!
Мальвина: Попадется или не попадется, мне все равно. Папа говорит, что он в своем учреждении со всеми здоровается, чтобы не испортить ни с кем отношений. А когда к нам приходит мамина приятельница, мама каждый раз говорит: «Ах, какой сюрприз! Ах, как я рада! Проходите, проходите!»
Незнайка: Перестань трещать, у меня голова кругом идет!
Мальвина: Не перебивай! Невежа невоспитанный! Вынь руки из кармана, когда говоришь с дамой!
Незнайка: Это с тобой-то! А те не размахивай руками у меня под носом, а то еще глаз выбьешь! Дама называется!
Мальвина: Нахал! Я все равно про тебя учительнице расскажу! Будешь знать! Невоспитанный!
Незнайка: А ты воспитанная?
Мальвина: Я стараюсь быть воспитанной и всегда прислушиваюсь к другим.
V. Частушки
Исполняют ребята 1 класса
Ведущий: - Спасибо, Мальвине и Незнайке за поучительную беседу. А вы, ребята, послушайте частушки и подумайте, всегда ли герои этих частушек были вежливы! (включаем фонограмму минусовку частушек)
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны.
Подпевайте, не зевайте.
Выходите, плясуны.Маша в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак!Илья ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.Мама шла из магазина.
Рядом с ней шагала Зина,
Не догадывалась дочь
Маме груз нести помочь.Говорит лентяйке мать:
Убери свою кровать.
Я бы, мама, убрала.
Только я еще мала.Вот в вагон вошли ребята:
- Ух, народу сколько тут,
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!Коля ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить.
Только «Здравствуйте!», «Спасибо»,
Не умеет говорить.Ты играй повеселее.
Балалайка - три струны.
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь, плясуны!
Ведущий: - Кто же из героев частушек был невежлив. Надеюсь, ребята, вы понимаете, что так вести себя нельзя.
VI. Вежливые задачи
Решают учащиеся 2 класса
Ведущий: - Очень серьезная наука - математика! На уроках математики нужно правильно считать , мыслить логически! Но, оказывается и математика учит вежливости.
Давайте решим математические задачи.
1. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если первому мальчику 8 лет, а второму 11?
Ответ: обычно уступает дорогу тот, кто вежливее.
2. Мальчик крикнул прохожему: Скажите, сколько сейчас часов?
Какие три ошибки совершил мальчик?
Ответ: нельзя кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?»
3. По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, а другому 8 лет. У первого было в руках 5 предметов: 1 портфель, 3 книжки и один большой сверток.
Одна из книг упала.
- У Вас упала книжка, - закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве? - удивился тот.
- Конечно, - объяснил мальчик. - У Вас же было 3 книжки плюс 1 портфель плюс 1 пакет итого 5 вещей, а теперь остаюсь 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. - Однако, есть правила, которых ты еще не усвоил.
Ответ: надо вежливо обратиться к прохожему и помочь ему поднять книжку.
4. По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? - удивилась подружка.
- Нет.
- Ну тетя или знакомая?
- Да нет же, нет! - ответил мальчик. Это просто старушка.
Какое правило применил мальчик?
Ответ: старших надо уважать.
5. Два одноклассника вместе делали уроки. Работали они серьезно. Вдруг раздался звонок. Эго пришла мама: «Сынок, помоги мне» А мальчик ответил: «Мы делаем уроки».
Ответ: мальчик не прав, маме надо помогать.
6. А я знаю одного мальчика, который часто поступает так:
- Сынок, сходи в магазин за молоком, пожалуйста.
- А что мне за это будет? Дайте мне деньги на мороженое!
- Сынок, накрой, пожалуйста, на стол.
- Тогда завтра мы идем в кино! По рукам?
- Ну как тебе не стыдно?
- А что? Я же все делаю!
VII. Песня о дружбе
Ведущий: - Ребята, кто из вас любит песни? А ведь в песнях многое можно узнать о добре и вежливости. (Дети выстраиваются на песню. Включаем фонограмму минусовку песни «Мир похож на цветной луг»)
VIII. Стихи о вежливости
Читают учащиеся 2 и 1 классов.
Ведущий: - На уроках литературного чтения вы видите много примеров поведения на примере героев произведения. Поэзия хорошо передает и настроение и наставление!
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем:
- Настя - славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.Но давно уже от Насти
Я не слышу слово: «Здравствуйте»
А слово-то какое, очень дорогое.
Он про внучку говорил:
- Экая досада!
Я портфель ей подарил.Вижу: очень рада.
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы : «Спасибо»
Слово-то какое,
Очень дорогое!
Встретил Витю я. соседа.Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда.
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити Ждал я слова: «Извините»
А слово-то какое, очень дорогое! (С.Островой)
К словам привыкаешь день ото дня (С.Островой)
К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны.... И когда я слышу:
- Извини те меня!
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова свет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня!
Это значит:
Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня
Оно не подкидыш под сирым кустом. Когда я слышу:
- Защити меня!
Это значит:
Укрой меня за щитом!
- Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть. Слово тебе сотворит добро.
Стихотворение «Простите» (Н.Юсупов)
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся, взглянул им в глаза,
И робко и тихо: «Простите» - сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую, есть лучше в продаже»
«Простите!» - казалось бы, что в нем такого.
А вот ведь какое чудесное слово!
В команде футбольной я лучший игрок.
Мне, право, не грех опоздать на урок.
Мячом по воротам стучал я полдня
И в школу явился: «Простите меня!»
И снова прощен. (И не ждал я иного.)
«Простите!» - какое всесильное слово!
IX. Сценка «Невоспитанный медведь»
Исполняют учащиеся 1 класса
Ведущий: - Да, ребята, вежливости надо учиться. Учатся этому не только дети, но оказывается и медведи.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести...
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.Он кланялся соседям -
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
X. Музыкальное произведение( на гитаре) исполняет ученик 4 класса
Ведущий: - Как много произведений в литературе, которые подскажут, как быть вежливым и воспитанным. Но и в музыке есть такие произведения. Сейчас мы в этом убедимся.
XI. Игра «Поэтические рифмы»
А сейчас предлагаю всем поиграть в поэтические вежливые рифмы.
Растает даже ледяная глыба
От теплого слова .... «Спасибо»
Зазеленеет старый пень.
Когда услышит: ... «Добрый день!»
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы:... «Спасибо»
Когда нас бранят за шалости.
Говорим мы:... «Простите, пожалуйста»
Малыш вежливый и развитый
Говорит при встрече: ...«Здравствуйте»
XII. Танец Вежливости и дружбы.
(Включаем музыку минусовку песни «Барбарики»)
Ведущий: - Выразить вежливое и доброе отношение друг к другу помогают и танцы. Вы можете сейчас в этом убедиться.
XIII. Стихотворение «Ежели вы вежливы»
Ведущий
Ежели вы вежливы
И к совести пе глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То. сидя на уроке.
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.
XIV. Завершение праздника
Ведущий:
- Где, ребята, мы учимся вежливости?
- А что нам помогает?
- Вот и подошел к концу наш праздник. Вам понравилось, ребята?
Много интересного узнали?
Пришла пора прощаться.
- До свидания! До свидания, ребята и уважаемые взрослые! До новых встреч!
Включаем фонограмму песни о дружбе (погромче).