Ключевые слова: дошкольное образование, экологический квест, подводный мир, вода, морские обитатели, экологическое воспитание.
В наши дни существуют огромное количество как традиционных, так и нестандартных форм организации образовательного процесса. Среди них все большую популярность приобретают образовательно-развлекательные квесты. Дошкольное образование они тоже не миновали, ведь квест – это игра, а игра – это ведущая деятельность дошкольников.
В нашем дошкольном учреждении всегда приветствуются новые технологии и современные формы образования. Поэтому мы с огромным удовольствием взялись за работу над большим экологическим квестом «Вокруг света за 60 минут», в рамках которого предполагалось увлекательное путешествие по природным зонам земли с выполнением заданий в каждой природной зоне.
Целью этого проекта является построение партнерских отношений между ребенком, родителем и педагогическим коллективом, а также создание мобильной среды, позволяющей сделать образовательный процесс интересным, увлекательным, событийным.
С помощью квеста планировалось создание партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса, формирование предпосылки поисково-исследовательской деятельности у детей, создание среды для инициативы и самостоятельности, а также получение детьми новых знаний в игровой интерактивной форме.
Для реализации этого проекта необходимо было создание интерактивных зон: «Джунгли», «Лес», «Антарктика», «Арктика», «Пустыня» и «Подводный мир» Каждая зона предполагала не только свое оформление группы, но и детальное всестороннее изучение каждой отдельно взятой зоны, с последующим обменом опытом и знаниями.
Нашей группе предстояло перевоплотиться в «Подводный мир». С огромным удовольствием воспитатели, дети и родители принялись за работу.
Вся работа проводилась в несколько этапов:
1. Мы рассказали о целях и задачах общего квеста, о тематическом направлении нашей группы, совместно с родителями было продумано оформление группы, а также составлен план мероприятий для достижения общей цели. Родители с воспитанниками с удовольствием ходили в музеи, океанариум, искали дополнительную информацию и интересные факты в обучающих видео, интернете, а потом с энтузиазмом представляли ее в группе остальным участникам квеста. При этом некоторыми родителями были выбраны нестандартные формы представления проекта: книга, иллюстрации, а так же сценки, изображающие богатую жизнь подводного мира.
2. Совместно с родителями и детьми началась работа по оформлению интерьера группы, перевоплощение ее в «Подводный мир». Были созданы декорации, изображающие как реальных представителей подводного мира, так и сказочных. Были декорированы не только стены, но и потолок, игровое пространство. Помимо этого были подобраны и игрушки такие как:, рыбки, осьминоги, крабы, и настольные игры.
3. Образовательный и воспитательный процесс. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- Уточнить и расширить знания о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды.
- Активизация познавательного интереса к обитателям морских глубин.
- Закрепление знаний детей о разнообразии подводного мира
- Обогащение речи детей
- Воспитание бережного отношения к воде как к основному природному ресурсу.
- Формирование бережного отношения к природе.
- Развитие и поощрение навыков поисковой деятельности.
Вся организованная образовательная деятельность была тематической.
На занятиях по изобразительной деятельности ребята рисовали подводный мир, морских обитателей, расписывали камни красками, делали оригами «Морские рыбки».
Познакомили детей с литературными произведениями: Г.Косова «Азбука подводного мира», С.Сахарнов «Кто в море живёт?», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г.Х.Андерсен «Русалочка»; сказки Н.А.Рыжовой «Жила-была река», «Сказка о Человеке и Золотой Рыбке».
Также совместно с детьми просматривали видеоролики «Морской мир», «Подводный мир», «Морские обитатели», изучали географические атласы, энциклопедии.
В наше дошкольное учреждение был приглашен выездной мобильный планетарий, в котором дети смотрели научно-популярные фильмы о природных зонах земли, о свойствах воды и об обитателях морских глубин.
Проводились увлекательные наблюдения и опыты, в результате которых дети узнали, чем морская вода отличается от пресной, в какой воде легче плавать, а в какой нырять. Узнали, что соль, как и снежинки, имеют кристаллическую форму. Рассмотрели кристаллы соли через лупу.
Дети с огромным интересом занимались опытами , например можно было дать детям потрогать стаканчики с водой разной температуры. Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода разной температуры, а значит в них разнообразные формы жизни растений и животных. Другим опытом было выращивание кристаллов соли. Для этого сначала сделали морскую воду, затем небольшой кусочек проволоки обмотали ниткой и опустили воду. В процессе испарения воды на проволоке «росли» кристаллы.
Большое количество внимания уделялось экологическому воспитанию детей, особенно на занятиях много времени уделялось загрязнению окружающей среды (особенно водной) и какие последствия это имеет для растительного и животного мира нашей планеты. Юные исследователи опытным путем проводили очистку воды от крупных и мелких загрязнений, а также продумывали способы, как применить эти знания на практике в более крупных масштабах. Дети увлечено обсуждали, как улучшить состояние водоемов своего района, а также какие действия надо предпринять чтобы не допустить дальнейшего загрязнения водоемов.
Дети с удовольствием включались в любую форму образовательного процесса, а также сами транслировали свой собственный опыт. Для этого на занятия в нашу группу был приглашены воспитанники других групп, были организованы экскурсии по нашему «Подводному миру». Наши ребята с удовольствием делились приобретенными знаниями с детьми разных возрастов, начиная с самых маленьких воспитанников ясельной группы. Работа строилась по принципу «от простого к сложному», позволяя заинтересовать и вовлечь детей всех возрастов. Среда группы мобильна и легко трансформируема в зависимости от потребностей учащихся. Дети были «хозяевами» своей группы, отвечали на все вопросы других воспитанников.
Помимо детей других групп в гостях у юных исследователях побывали представители администрации, методисты, а также педагоги и родители других групп. Все очень высоко оценили результат совместной работы родителей, учащихся и педагогов.
Очень важно, что в процессе подготовки было достигнуто сотрудничество с семьями наших воспитанников и образовались очень важные связи: родитель–ребенок, ребенок–ребенок, ребенок–воспитатель, воспитатель–родитель. С помощью родителей была подготовлена тематическая выставка, на которой были представлены поделки детей, рисунки, плакаты, книги, которые ребята с родителями сделали своими руками.
В группе был изготовлен альбом с иллюстрациями «Тайны морских глубин». В котором использовались работы, как самих детей, так и совместные с родителями или педагогами.
Все поставленные цели в ходе нашего квеста были достигнуты, все участники процесса остались довольны. Также были сделали выводы, что и у детей и у взрослых была заинтересованность в самом процессе и его конечной цели, у всех участников обогатились знания об окружающем мире. Квест позволил развить совместное творчество родителей и детей и оставил много положительных эмоций у всех его участников.
Работа над данным проектом показала, что данный вид деятельности с энтузиазмом был принят не только учащимися, но и родителями, которые принимали активное участие в достижении поставленной цели. Поэтому педагогическим коллективом было принято решении о дальнейшем использовании квеста, как способа организации образовательного и воспитательного процесса.