Автор работы:
Кемеров Сергей,
учащийся 4 класса
Руководитель:
Иванова Наталья Васильевна
учитель начальных классов
Введение
В настоящее время вопросам экологии во всем мире придается большое значение, но понятие экология ассоциируется у нас в первую очередь с вредными факторами, влияющими на окружающую среду и здоровье людей.
Мы часто слышим из разных источников выражения: экология, экологические проблемы, защита экологии, влияние экологии…
Поэтому я решил провести своё исследование и выяснить, какая экологическая обстановка окружает нас в школе, как она влияет на учеников, работников школы. Что мы сможем сделать, чтобы сохранить и улучшить экологию нашей школы.
Экологический паспорт школы - комплекс наблюдений за биологическими объектами, воздушной средой [6, с.1].
Актуальность: учащиеся это то звено в нашем обществе, которое несёт на себе ответственность за будущее страны. И эта копилка будущей рабочей силы, науки, творчества должна быть эффективна, а для этого – здорова.
Для проведения исследований мы использовали ряд методик:
- подготовительный - изучение литературы, подбор материалов, выбор методики исследований;
- экспериментальный - проведение опытов и наблюдений;
- обработка полученных данных эксперимента;
- аналитический - выявление закономерностей, составление рекомендаций и предложений;
- информационно-практический - ознакомление администрации нашей школы с полученными результатами [1, с.3].
Цель исследования: Изучение экологической обстановки в школе и прилегающей территории.
Задачи исследования:
- познакомиться с понятием «экология»;
- изучить климатическую и экологическую обстановку в школе и около неё;
- составить характеристику пришкольного участка, используя технические данные о пришкольной территории;
- оценить размещение школы в микрорайоне;
- провести мониторинг зеленых насаждений, озеленение школьных помещений;
- рассмотреть внешние факторы, влияющие на экологическую обстановку около школы.
Объект исследования: экологическая комфортабельность школы.
Предмет исследования: экологическое состояние школьных кабинетов и пришкольного участка.
Гипотеза: соответствует ли экологическим стандартам наша школа? Если мы будем соблюдать все стандарты, то защитим себя от загрязнения окружающей среды.
Описание материала: Исследовательская работа проводилась в городе Кемерово в весенне-летне-осенний период.
Данная работ может быть полезна всем людям независимо от пола и возраста.
Глава 1. Теоретическая часть
Что такое экология?
Наука, которая пытается давать ответы на трудные вопросы о природе это – экология. [2, с. 411]. Ее название состоит из двух древнегреческих слов: «ойкос» - «жилище, дом», «логос» - «учение, наука». Это открытие мы сделали с учениками из книг, которые изучали по экологии. Наука о жилище, о доме?! А вот, знаменитый немецкий биолог Эрнст Геккель, который и ввёл в науку термин «экология», под экологией подразумевал общую науку об отношениях организма и окружающей среды. Было это в 60-е годы прошлого столетия. Значит, экология – наука биологическая?! Причём же тут домоводство, если экология, как и всякая отрасль биологии, имеет дело с живой природой?
А оказывается, что экология – это наука, которая утверждает новый взгляд на природу. Вот мы, входя в собственную квартиру, снимаем уличную обувь, поддерживаем чистоту, моем полы, вытираем пыль, проветриваем помещение, стараемся создать уют. И никому не придет в голову, сняв ботинки, поставить их на стол, где мы кушаем. Вот так через науку, экология, учит нас и старых, и малых, как вести себя в Большом доме природы, который для всех живых служит обиталищем, в том числе и для человека.
Сегодня мы постоянно слышим и читаем об экологии, и этому есть много причин. Хотя экология — одна из самых молодых наук, она имеет большое значение для будущего человечества. Каждое существо имеет свой образ жизни, который зависит частично от самого существа, его деятельности, а частично от окружающей среды.
Окружающая среда влияет на все живые существа. А они, в свою очередь, влияют на окружающую среду. Каждый организм — это только частичка окружающего мира. Поэтому, когда мы изучаем жизнь животных или растений в их естественном окружении, то мы изучаем и это окружение. Ученый, который изучает эти вопросы, называется экологом. Предмет его изучения — экология. Особое направление экологии — это охрана среды обитания.
1.2. Климатическая и экологическая обстановка района школы в Кузбассе
Я живу в столице Кемеровской области городе Кемерово (Приложение 1). 2013 год был объявлен в нашей области Годом охраны окружающей среды. Территория Кемеровской области располагается в умеренном поясе северного полушария [8].
Кузбасс расположен на стыке крупных климатических областей (Западносибирской, Восточносибирской, Среднеазиатской и Центрально - Азиатской). Перемещение воздуха с запада на восток определяет погоду – влажную и прохладную летом, влажную слабо морозную зимой. Общей характерной чертой климата Кемеровской области является его континентальность, то есть резкие колебания температуры воздуха по временам года, в течение месяца и даже суток. Наиболее высокие температуры воздуха летом – плюс 35-38°С, а самые низкие зимой на юге до минус 54°С, на севере до минус 57°С. В нашем городе 5 районов: Центральный, Кировский, Заводский, Ленинский, Рудничный. Наша школа МБОУ «СОШ № 45» в Ленинском районе [7] (Приложение 2), по адресу: г.Кемерово, пр. Ленина 130А [4, с. 2]. Район расположен в восточной части города на левом берегу реки Томь.
Основные факторы, влияющие на экологическую обстановку района:
- дорога, хоть и находится вблизи от школы, особого влияния на загрязнение воздуха не оказывает;
- состояние воздуха вполне допустимо.
- Снег – индикатор чистоты воздуха. Снеговой покров накапливает в своём составе практически все вещества, поступающие в атмосферу.
На территории есть небольшой сквер и липовая аллея, которые создают свою экосистему. В ней обитают живые организмы. На деревьях - различные насекомые, их личинки. Они служат кормом для птиц. На территории обнаружено 3 вороньих гнезда и воробьиные гнёзда. А летом наблюдали прилет совы.
Физкультурно-оздоровительная зона располагается в западной части пришкольного участка за полосой зеленых насаждений. Оборудование этой зоны обеспечивает выполнение образовательных программ по физическому воспитанию, а также проведение спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Здесь есть беговая дорожка, турники. А футбольное поле, площадки для гимнастики и подвижных игр имеют травяной покров.
Зона отдыха размещается вблизи зеленых насаждений, в отдалении от школы.
Хозяйственная зона располагается у столовой.
Площадь озеленения участка составляет сквер 50% территории. В нее входят зеленые насаждения, липовая аллея, зоны отдыха, защитная зеленая полоса по периметру участка (покос), разделяющий отдельные зоны по склонам стадиона площадью 1350 кв. м. Газоны - цветники – это искусственно создаваемая часть школьного участка, засаженная декоративными цветами, площадью 120 кв. м.
В центре пришкольного участка находится школа – 5473,1 кв. м.Глава 2. Практическая часть. Исследовательская работа
2.1 Оценка размещения школы в микрорайоне
Методика для проведения оценки размещения школы в микрорайоне:
- производился визуальный осмотр территории;
- измерены расстояния от здания школы до жилых домов, автотранспортной дороги, деревьев и кустарников;
- данные заносились в таблицу 1 и сопоставлялись с санитарными нормами и правилами безопасности.
Таблица 1
Наименование параметра | Санитарные нормы |
Результат исследования |
Расстояние от школы до автотранспортной дороги |
100-170 м |
463 м до б - р. Строителей, |
Расстояние до промышленных предприятий |
50 м |
Промышленных предприятий рядом нет |
Расстояние от школы до жилых домов |
10 м |
До магазина – 450 м, до жилых домов – 20 - 40 м. |
Расстояние от учебного здания до деревьев и кустарников |
Деревья не ближе 15 м, кустарники не ближе 5 м |
Расстояние до деревьев - 20-50 м, кустарники- 5 м. |
Ограждение участка |
Забор высотой 1,5 м |
Металлический забор |
Вывод: Крупных промышленных предприятий рядом нет. Автотранспортная дорога с регулярным движением на расстоянии соответствующей норме.
2.2 Мониторинг зелёных насаждений
Изучили видовой состав деревьев пришкольного участка. Это лиственные и фруктовые деревья, кустарники, цветочно-декоративные растения, декоративно-лекарственные растения. В озеленении пришкольной территории преобладает карагач и береза.
Методика исследования следующая:
- составил план пришкольного участка, поделил его на участки [3];
- произвел подсчет отдельно каждого вида растения;
- измерил расстояния между деревьями и окружность деревьев.
В состав зелёной защитной полосы входят породы деревьев, их видно из таблицы 2. На листовой поверхности взрослого растения клёна за летний период осаждается до 33 килограммов пыли. Берёза и тополь являются хорошими поглотителями свинца. Берёза устойчива к загрязнению воздуха газами.
Исходя из сказанного, мы сделали вывод: для создания зелёной полосы выбрали правильный видовой подбор древесных пород.
На газонах пришкольной территории много видов однолетних и многолетних растений. Было проведено изучение запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории.
Методика изучения следующая:
- собирал листья с разных участков пришкольной территории на разной высоте;
- к поверхности листьев прикладывал прозрачную клеящуюся плёнку;
- снимал плёнку с листьев вместе со слоем пыли и приклеивал на лист белой бумаги.
В результате получилось следующее: из всех взятых проб листьев (на пришкольном участке, на спортивной площадке, в глубине школьной территории и т.д.) наиболее запылёнными оказались листья, взятые с деревьев возле пришкольного участка в нижней части кроны. Так как вдоль изгороди там проходит дорога. Причём, с высотой запылённость уменьшалась. Наименее запылёнными были листья, взятые с деревьев, в глубине школьной территории со стороны школы. Мои одноклассники помогли мне подсчитать зелёные насаждения.
Таблица 2
Вид насаждений | Порода |
Окружность стволов, см |
Количество, шт |
Расстояние между деревьями, м |
Рядовые |
Лиственные |
Карагач 200 |
95 |
2 |
Групповые |
Фруктовые деревья |
Яблоня 53 |
16 |
2,6 |
Травянистые растения:
- Ромашка пахучая и обыкновенная
- Тимофеевка луговая
- Подорожник большой и средний
- Мать-и-мачеха обыкновенная
- Клевер луговой и гибридный
- Полынь обыкновенная
- Одуванчик лекарственный
- Лопух большой
- Крапива двудомная и жгучая
- Пырей ползучий
- Тысячелистник
Однолетники:
- Астры. Бархатцы.
- Ноготки лекарственные.
- Львиный зев.
- Петунья.
Цветочно-декоративные растения: Ирисы. Лилии. Ландыши. Люпины. Нарциссы. Пионы. Примулы. Тюльпаны. Флоксы.
Кустарники: Акация. Шиповник. Дикая малина. Сирень.
Здание школы начало функционировать с 1973г. И сразу же школа стала благоустраивать свою территорию. Были посажены первые саженцы берёз, тополей и лип. Они ровесники школы. Постепенно на территории школы высаживались другие деревья и кустарники.
Вывод: Школьная территория ограничивается и защищается зелёной полосой, хотя в некоторых местах она отсутствует, по причине санитарной вырубки деревьев. Это соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Пронаблюдав за внешним видом деревьев и растений в начале осени и в конце весны, мы сделали вывод, что деревья и кустарники в удовлетворительном состоянии. Но нужно ещё раз проверить березы на грибы – трутовики. Необходимо удалить их, так как они разрушают древесину берёз. Пришкольный участок стал территорией благоустройства и озеленения. Он имеет и большое практическое оздоровительное значение. Территория школы находится в удовлетворительном состоянии. Запыленность и шумовая нагрузка на различные зоны пришкольного участка незначительная и почти одинаковая [5, с. 5].
2.3 Озеленение школьных помещений
Ранее мы выяснили, почему необходимо вокруг школы высаживать деревья, кустарники, устанавливать газоны с цветами. Они не только помогают восстанавливать содержание кислорода, но и способствуют увлажнению окружающей среды и являются своеобразной противошумовой защитой.
Пройдя по кабинетам и коридорам нашей школы, мы отметили, что во многих классах есть комнатные цветы. Теперь мы знаем, что разводить их, правильно за ними ухаживать просто необходимо. Поскольку цветы несут не только эстетическую красоту, но и экологическую пользу. Цветы в кабинетах и коридорах школы улавливают частицы пыли, помогают поддерживать комфортный уровень влажности воздуха. Мы провели небольшое исследование в кабинетах начальной школы с целью выявить, какой же класс больше заботится о «зелёных лёгких» своего кабинета
Таблица 3
№ кабинета | 31 |
32 |
30 |
40 |
41 |
42 |
43 |
Количество цветов |
5 |
14 |
4 |
6 |
9 |
3 |
5 |
По итогам лидирует 32 кабинет - это кабинет нашего класса. Хотя он и хорошо озеленен по количеству комнатных цветов, нам все равно необходимо больше внимания уделять озеленению своего кабинета (заботиться о комнатных цветах, поливать, ухаживать за почвой, удобрять и вовремя пересаживать).
2.4 Отрицательные внешние факторы, влияющие на экологическую обстановку района школы
Итак, из учебной литературы я узнал, что основными источниками, наносящими вред экологии, являются большие промышленные предприятия и автотранспорт. Мною было установлено, что в Ленинском районе, где находится наша школа, отсутствуют промышленные предприятия. Автотранспорт является одним из основных, а часто — главным источником загрязнения воздуха. Было подсчитано, что в среднем мимо нашей школы в течении минуты проезжает 2 единицы автотранспортных средств, что видно из данных наблюдений, представленных в таблице 4.
Таблица 4
Дата проведения эксперимента |
Время |
Количество транспортных средств, проехавших мимо школы за это время |
Количество транспортных средств, проехавших мимо школы за 1 минуту |
Среднее количество транспортных средств за 1 минуту |
05.11.2017 |
8 : 30 - 8 : 40 |
20 |
2,0 |
2,15 |
10.11.2017 |
11 : 30 – 11 : 40 |
15 |
1,5 |
|
01.12.2017 |
13 : 30 - 13 : 40 |
23 |
2,3 |
|
11.12.2017 |
17 : 20 – 17 : 30 |
28 |
2,8 |
А это значит, что в течении учебного времени в среднем за 5 часов мимо школы теоретически может проехать (5ч х 60 мин. х 2,15 маш. = 645 машин).
Представляете, сколько шума это производит, да еще и выбросов углекислого газа!
2.5 Внешние факторы, положительно влияющие на экологическую обстановку района школы
Конечно, нельзя говорить, что всё настолько плохо. По последним данным индекс загрязнения атмосферы в Кемерово снизился на 20%. А по данным, которые мне помогли собрать родители, я узнал, что Компании, расположенные в Кемеровской области, стремятся минимизировать влияние своей деятельности на окружающую среду и здоровье людей за счет снижения величины производственных выбросов, применения новейших технологий на своих заводах. В целях охраны атмосферного воздуха установлены очистительные сооружения.
Реализована и функционирует система водопользования без сброса очищенных сточных вод в водотоки р.Томь. На современном уровне налажена работа по обращению с отходами. Территория промплощадок предприятий озеленена и благоустроена газонами, скверами, фонтанами.
Созданная система производственного экологического мониторинга позволяет в режиме реального времени оценивать состояние, а также прогнозировать изменения окружающей среды на основе наблюдения за источниками воздействия и компонентами природной среды.
Большую роль в экологической обстановке местности играют зеленые насаждения.
Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода. С 1 м2 газона испаряется до 200 г/ч воды, что значительно увлажняет воздух.
А на пришкольном участке мы насчитали 274 взрослых дерева, в основном это карагач (таблица 2).
Деревья, которые растут вокруг нашей школы, восстанавливают кислород необходимый для дыхания 822 человек, а в нашей школе на 1 сентября 2017 года обучается 908 учащихся, значит, нам нужно посадить вокруг школы еще около 28 деревьев.
274 дерева х 3человека = 822 человек
(908 – 822): 3 ~ 28 деревьев
А так как мы планируем высаживать молодые деревья – саженцы, то увеличим посадочный материал в 3 раза, чтобы они вырабатывали кислорода как деревья средней величины ((908 – 822) = 86 ~28 деревьев х 3). Получается по одному дереву от класса.
Также деревья играют большую роль в борьбе с городским шумом. А он травмирует, угнетает психику, разрушает здоровье, снижая физические и умственные способности человека. Исследования показали, что различные породы деревьев характеризуется разной способностью защиты от шума. По данным венгерских исследователей, по мере удаления от автодорог на 50 метров лиственные деревья, такие как тополь, снижают уровень звука на 4,2 децибела. А лиственные породы способны поглощать до 25 % звуковой энергии, а 74 % её отражать и рассеивать. Наилучшими в этом отношении из лиственных деревьев являются - липа, тополь.
Вот так на простом наглядном примере мы выяснили, как необходимы нам зеленые насаждения, как важно их беречь. И по возможности преумножать, высаживая новые растения.
Заключение
Самое главное я узнал, что МЫ – дети учимся и проводим время в БЕЗОПАСНОЙ ШКОЛЕ!!! Для улучшения экологического и эстетического состояния я предлагаю:
На территории школы:
- весной по традиции оформить газоны и высадить цветы;
- аккуратно использовать на школьных клумбах удобрения;
- расширить защитную полосу на границе территории, а также со стороны автомобильной дороги, за счет посадки кустарников - акации белой или желтой, деревьев – березы, так как они являются лучшими поглотителями свинца и наиболее устойчивы к загрязнению воздуха газами.
В школьном здании рекомендую:
(Раздаточный материал «Памятка о комнатных растениях»)
- добавить в кабинеты цветы;
- еще больше украшать цветами школьные коридоры;
- при пересадке комнатных растений обращать внимание на их фитонцидные свойства.
Каждый год в весенне-осенний, зимний период резко увеличивается уровень заболеваемости гриппом. А имея в помещении достаточное количество растений, обладающих фитонцидными свойствами, можно уменьшить процент заболеваемости.
От нашего класса мы, ученики 4 «Б» класса выступили с инициативой к директору школы, чтобы весной 2018 года провести акцию «Посади дерево!». Так как деревья играют большую роль в борьбе с городским шумом.
А итогом моей работы стала разработка Экологического паспорта моей школы и торжественное вручение директору школы.
Предлагаю список мероприятий, предложенных администрации на следующий год.
Конкурсы:
- «Зелёный наряд школы».
- «Самый зелёный и ухоженный класс».
- Лучшее сочинение, плакат, рисунок – «О памятках охраны природы».
- «Турнир знатоков живой природы».
Материал, представленный в моей работе, можно использовать на уроках окружающего мира, на классных часах и родительских собраниях.
Скоро у нас начнутся каникулы, школьный лагерь. Мы будем ходить на экскурсии, в походы. Я призываю всех: «Давайте бережно относиться к природе!».
Список литературы
- Ашихмина Т. Я. Сбережём землю. Школьный экологический мониторинг. Москва, 1999г.
- Блинов Л.Н. Химико-экологический словарь-справочник. Санкт-Петербург, 2002г.
- Данные из паспорта БТИ школы.
- Публичный доклад МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Кемерово.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "r 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").
- Постановление Госстандарта РФ от 11.09.2000 N 218-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта» ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы».
- Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов № 230 от 26.04.2013 «О внесении изменений в решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.06.2011 №36 «Об утверждении генерального плана города Кемерово».
- http://www.kemerovo.ru/